Дмитрий Быков // "GZT", 18 ноября 2009 года

Nov 18, 2009 13:39






ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ

На прошлой неделе я пропустил колонку, поскольку ездил в Казань на «Аксенов-фест», а там едва хватало времени поспать. Так что сегодня читателю придется потерпеть немного превышенный объем, а также некоторое раздвоение темы, хотя тема, в сущности, одна: филология, а точнее - ее российский статус.

1.

Издательство «Время» сделало беспроигрышный ход, выпустив к самой ярмарке non-fiction очередной сборник Александра Жолковского. Называется он «Осторожно, треножник» и содержит по большей части полемические опусы последних лет: Жолковский против редакторов; против оголтелых ревнителей классики, защищающих ее в том числе и от непочтительного разбора; Жолковский в борьбе с фан-клубом Ахматовой, с левыми мыслителями, с дискурсом путинизма (который он точно и едко анализирует именно в родной структуралистской традиции) - словом, один из самых ядовитых и авторитетных современных филологов в боевой стойке, на тропе войны.

«Хорошая, грозовая атмосфера скандала», по-набоковски говоря, этому сборнику гарантирована, копий будет сломано немало, а сколько народу обидится - боюсь думать: цифра, предполагаю, сопоставима с полуторатысячным тиражом. Это, вероятно, единственная книга за весь 2009 год (хоть в выходных данных и стоит уже 2010-й), над которой можно от души хохотать - так, что в транспорте завистливо оглядываются. При этом Жолковский не переходит на личности, не бьет ниже пояса и вообще не особенно злобствует - злобствующих подпольных типов у нас полно, но пишут они несмешно.

Подпольное вообще смешно только само по себе - произвести юмористический и даже сатирический продукт оно практически не в состоянии, вот почему в легальной эзоповой сатире еще встречаются занятные шутки, а злобные самиздатские гротески отличаются какой-то вымученностью (исключение составляет Алешковский, но он выглядел обсценным скорее не по политическим, а по чисто лексическим мотивам). Неподпольность Жолковского, его принципиальная априорная доброжелательность к читателю, праздничность его стиля и быта - по крайней мере, в авторском изображении, принципиально фиксирующемся на приятностях вроде любовных битв, путешествий или прелестных взаимных подколок в кругу коллег и единомышленников, - объясняется, быть может, тем самым нарциссизмом, который столь часто ставится ему в вину. Но художественный результат этого нарциссизма в русской литературе уникален и оправдывает все. Исчерпывающе высказалась однажды М. В. Розанова - единственный известный мне собеседник, в пикировке с которым превосходство Жолковского не абсолютно: «Я настолько высоко ценю себя, что зависть мне не знакома в принципе». Вот и прелесть завышенной самооценки: приличному человеку хватит такта ее скрыть, иронически смикшировать, так что большого вреда от нее нет, а психологическая польза налицо. Вдобавок нарцисс хвалит сам себя, а потому не заставляет окружающих постоянно делать это в его присутствии, - еще одно немаловажное преимущество, понятное всем, кто хоть раз общался с живым писателем.

Ценность этой книги, однако, не в том, что она отлично написана: хвалить за это Жолковского - все равно что умиляться Карпову, знающему, как ходит конь. Дело даже не в точных и неизменно стимулирующих, подталкивающих читательскую мысль разборах (стол сервирован богато: анализируются диалоги из эйзенштейновского «Ивана Грозного», флора ахматовской лирики - одуванчики, лебеда, их «элитарность, маскирующаяся под эгалитарность», а также еврейские анекдоты, диалоги в «Карамазовых», письма Тургенева и Флобера, эссеистика Гинзбург, английские лиммерики и пр. - на пятистах страницах всего много). Особая тема - собственно полемика (с Александром Ивановым из Ad Marginem, с филологами Б. Сарновым и Н. Перцовым): это отличная школа неунизительного, хотя обидного ниспровержения. Жолковский не оскорбляет оппонента - он его анализирует, чтоб не употреблять ужасного «деконструирует». Демонстрация того, «как это делается», разбивает любую критику, особенно демагогическую, построенную на ложных посылках, грубых натяжках и все той же жажде доминирования. Автор блестяще вскрывает истинный мотив своих ругателей - иногда невинный, часто трогательный. Он их любит, как любит вообще все объекты своего анализа, потому что владеет этим ремеслом и наслаждается им - в общем, тут есть чему поучиться, но и не в этом дело.

А дело в том, что филология благодаря Жолковскому предстает чрезвычайно актуальным занятием, полезным инструментом, востребованнейшей дисциплиной - важнее нефти и бизнес-аналитики. Главная цель «Треножника», заявленная в предисловии, - «продемонстрировать актуальность филологии как взгляда и на вещи, лежащие за ее профессиональными рамками». Когда-то Гинзбург в своей эссеистике, сенсационной для конца 1970-х и непредставимой в печати, допустим, 1950-х, применяла формальный метод к анализу поведенческих стратегий современников, рассматривая человека как сумму приемов или, проще сказать, как сумму его вранья. Жолковский это подробно разбирает в «Красном и сером». Сам он, когда пишет о людях, на их вранье не зацикливается: его интересует главным образом то, чем они хороши и близки ему. Но он любит бороться с репрессивными практиками и мифами, и здесь российская и американская действительность предоставляют ему обширнейший материал. Его разбор романа «Что делать» в связи с одноименной ленинской работой («О пользе вкуса», с. 33) предваряется эпиграфом-посвящением: «Неправо о вещах те думают, Мельчук, кто чтут поэтику последней из наук». Разбор «стратегий лжи и обмана» (а также подлога, подмены, перевода стрелок) в сюжетных и стилистических механизмах «Что делать» дает для анализа реального социализма больше материала и, главное, больше инструментов, чем десятки социологических разоблачений. Жолковский ставит филологию выше социологии и даже философии, точнее - демонстрирует их дочерний статус по отношению к ней. Его не запугать неофилософским волапюком, который он с хирургической точностью анализирует в лучшей, вероятно, статье сборника «Телега на славистику». Здесь он задолго до окончательного оформления философской доктрины путинизма ущучивает сходство дискурсивных стратегий московской «модной философии» и «просвещенного патриотизма», давая этому стилю с его нарочитыми темнотами, громкими ссылками, подменами понятий и прочими способами уничижения собеседника исчерпывающее название - «давить телегами». После «Треножника» задвигать такие телеги будет значительно сложнее, потому что «Жолк - зубами щелк», как небезосновательно прозвал автора Е. Марголит, наглядно и смешно показал, как это делается.

Кстати, исследование самой эволюции понятия «прозрачность», она же транспарентность, применительно к путинизму Жолковский тоже выполнил крайне своевременно. О новой московской философии написано достаточно - вслед за вайскопфовским «Писателем Сталиным» впору писать «Философа Путина», на материалах Чадаева и Ко. Главное в этой компании, как точно заметил недавно Константин Крылов, - «готовность перешагнуть», в том числе через любые корпоративные нормы, и объявление таковой готовности высшим философским достижением. В общем, книга Жолковского - замечательное свидетельство «о пользе вкуса». Несколько раз автор оттаптывается и на мне - один полемический диалог туда даже включен, - но быть объектом подобного разбора не только лестно, но и полезно. Особенно если учесть, что филологию слишком часто объявляли мертвым или по крайней мере лишним делом: технари и прочие сторонники точного знания обожают поругать гуманитариев, но как раз Жолковский с коллегами больше других сделали для того, чтобы доказать принадлежность филологии к самым что ни на есть строгим наукам. Со структуралистами можно и должно спорить (и в инвективах Сарнова, которым отвечает Жолковский, много справедливого, - просто автор «Треножника» смешнее пишет), но, когда они не «давят телегами», читать их одно удовольствие. Как не вспомнить предложение Жолковского Коржавину: «У любого антисемита есть «хороший еврей». Давай я буду у тебя «хорошим структуралистом».

2.

«Осторожно, треножник» - важная попытка напомнить о том, каким живым делом является филология. Но бывает она и мертвым делом, и тут мне хочется внести ясность в одну сетевую полемику, вызванную моим недавним пожеланием закрыть или по крайней мере переформатировать большинство российских литературных домов-музеев.

Когда-нибудь в традициях той самой «Телеги» хорошо бы проанализировать дискурс людей, говорящих банальности, - впрочем, это уже сделал 100 лет назад Корней Чуковский в статье о М. О. Меньшикове: на десяти страницах тебе агрессивно повторяют очевидные вещи лишь затем, чтобы на одиннадцатой под их защитой протащить что-нибудь людоедское. Когда при мне начинают слишком громко рассуждать о том, что бить добрых маленьких детей отвратительно, а помогать больным добрым старикам превосходно, я с трепетом начинаю ждать, когда под этим соусом впарят либо намек на собственную святость, либо призыв к смертной казни, либо предложение срочно поддержать заведомо одиозного персонажа.

В одной из «Культурных революций» мне случилось заметить, что большинство российских литературных домов-музеев производит жалкое впечатление, и в тех случаях, когда творчество данного автора не слишком тесно связано с «гением места», их можно было бы без особого ущерба закрыть. Никому не придет в голову посягать на толстовскую Ясную Поляну, чеховское Мелихово, блоковское Шахматово и квартиру на Пряжке, про Пушкиногорье речи нет - но любой, кто бывал в провинциальном литературном музее, куда водят в основном приезжих экскурсантов, знает, до чего все эти экскурсии похожи на стихотворение Давида Самойлова «Дом-музей», написанное, между прочим, 50 лет назад.

Литература - дело настолько живое, что кабинет писателя после смерти владельца зачастую почти ничего не говорит об этом владельце; это не мастерская живописца и не выставка его картин. Литературный музей для меня в каком-то смысле оксюморон, как и литературный институт. Апология «музэ-эев» и библиотек, столь часто раздающаяся из уст разнообразных апологетов культуры и традиции, часто прикрывает обычную неофитскую страсть к вещественному, осязаемому, материальному: что можно выставить в литературном музее? Книгу? А душа отсюда уже улетела. Мне представляется, что эти музеи нуждаются в радикальном переформатировании - и чем меньше в них будет мемориальности, тем лучше. Литературный музей должен быть прежде всего клубом, местом, где читают стихи, где выступают и спорят местные литераторы, а не святыней, не храмом, не музеем-квартирой.

Кстати о библиотеках: я много раз замечал странную закономерность. Чем больше рассуждает о культуре и о своей великой миссии конкретный библиотекарь - в особенности провинциальный, ибо в Москве и Питере библиотека, будем откровенны, давно уже не играет прежней роли, - тем этот библиотекарь грубее с посетителем, категоричнее, императивнее. Кстати, люди, громко нахваливающие культуру, чаще всего оказываются вызывающе некультурны в личном общении: одергивают тех, кто ставит неправильные ударения, болезненно внимательны к этикету и начисто лишены такта. Такое охранительное понимание культуры у нас распространено чрезвычайно широко - шире, чем где бы то ни было, не знаю, правда, как обстоит дело в Китае; канон всегда чтут в ущерб духу, но ведь охранительствовать - то есть запрещать - всегда легче, нежели выдумывать. Прислонившись к храму, тут же начинаешь выглядеть культурным и духовным, даже ничего для этого не сделав.

Так вот: чем меньше будет у нас «треножников», тем больше будет искусства. Литературный музей в идеале должен стать местом бытования живой литературы, а не складом экспонатов. К сожалению, я в своей жизни наблюдал всего два таких музея - Достоевского в Петербурге и Горького в Красновидове, и о красновидовском уже писал, но в его положении это, кажется, мало изменило. Мертвая культура никому, кроме историков, не нужна, как не нужен никому литературный музей, куда местные поэты не сходятся почитать, а местные читатели - поспорить.

И потому я так много надежд возлагаю на новооткрытый аксеновский музей в Казани и так сильно боюсь за него. У меня есть подозрение, что его превратят в очередной пункт в экскурсионной культурной программе, а замечательные молодые казанские поэты, которых я с такой радостью во время этого фестиваля слушал, опять окажутся не у дел. Что в концертном зале этого музея будут играть классику или джаз, но не будут обсуждать новые стихи и прозу. Что сюда будут водить иностранцев, показывая эмалированные кровати и маузер аксеновского отца, но не придут слушать песни местных авторов или их весьма любопытную прозу. Мне, во всяком случае, послушать все это было негде и некогда: на мастер-класс отвели час, и пришлось нам собираться в гостинице, в количестве пятнадцати человек, что для одноместного номера многовато. Невыносимо затянувшийся гала-концерт фестиваля закончился в десять, а после одиннадцати всех гостей захотели погнать из гостиницы, не помогло и вмешательство оргкомитета, - народ скинулся и оплатил свое пребывание в отеле, и я благополучно ознакомился со стихами и песнями Михаила Остудина, Андрея Абросимова, Айгель Гайсиной и других авторов, которым в Казани практически негде выступать, не говоря уж о том, чтобы регулярно печататься. Но гостиничному начальству все это не объяснишь. Они, наверное, думали, что мы там бухаем или делаем что-нибудь еще более интересное, пятнадцать-то человек.

В культуре, собственно, действуют два типа людей: в чистом виде оба типа невыносимы, но, к счастью, в каждом из нас они смешаны в разных пропорциях. Есть оголтелые хранители, для которых любое новаторство уже есть посягательство. Есть столь же оголтелые авангардисты, призывающие сбрасывать с парохода современности всех, кто старше тридцати. Но есть между ними одна принципиальная и, как хотите, неслучайная разница: охранители в жизни обычно крайне агрессивны и нетерпимы, тогда как авангардисты, несмотря на всю кровожадность их деклараций, в быту оказываются милейшими людьми, застенчивыми и чуть ли не запуганными. Самый крикливый футурист теряется перед околоточным или участковым, робеет в транспорте и общепите, потому что он человек культуры, а люди культуры редко умеют самоутверждаться во внекультурных сферах. Вне своего дела они беспомощны, как черепаха без панциря. Не то охранители: эти проповедники духовности орут на вас так, столь часто апеллируют к Уголовному кодексу и государственным институциям, что содержательная полемика с ними по большей части невозможна. Грубо говоря, для одних культура - это уметь слушать собеседника, а для других - шаркать ножкой и быть опрятным. «Помытым и опрятно одетым», как писалось в мои времена в военкоматских повестках. И хотя, повторяю, в чистом виде эти типы почти не встречаются, не то б культура давно загнулась, - поляризация сохраняется, и охранители по-прежнему верят в культуру «музэ-эев» и библиотек (хотя новых книг почти не читают).

Честно говоря, братцы, в России сейчас много позорного, но едва ли не самым позорным представляется мне тот факт, что в подавляющем большинстве наших городов, кроме Москвы и Питера, молодым авторам негде выступить, не говоря уж про напечататься, а зачастую негде и собраться для обсуждения собственных текстов. Даже в Москве дидуровское «Кабаре» было местом уникальным, а «Билингва» остается явлением маргинальным. Хотя единственное хорошее, чего у нас еще много, - это пишущие люди. Больше-то делать все равно нечего.

Можно есть импортную ветчину, но нельзя жить импортной литературой. А чтобы жить своей, надо дать ей место, где жить. Ибо наблюдать, как культура становится экспонатом, особенно невыносимо тем, кто этой самой культурой занимается непосредственно.

тексты Быкова, gzt

Previous post Next post
Up