Click to view
dimagubin Рецензия на книгу: Дмитрий Быков, «Истребитель» Хотя «Истребитель» входит в «И-трилогию» («Икс», «Июнь», «Истребитель»; а есть еще «О-трилогия» («Оправдание», «Орфография», «Остромов»), мне такое объединение по формальному признаку кажется притянутым за уши («Орфография», «Остромов» и «Икс» объединяются в трилогию куда как успешнее). Точно так же Быков многое притягивает за уши в своих лекциях, две из которых я упоминаю. Что, однако, вовсе не недостаток. Это не учебные лекции для филологов или литературоведов, но мини-спектакли, которые которые выполняют те же функции, что и хорошая театральная постановка. То есть лекции Быкова являются не лекциями о литературе, а литературой в форме лекций. Любой филолог разгромит быковскую идею о метасюжетах русской литературы: чудесное воскрешение Остапа Бендера в «Золотом теленке» имеет другие корни, чем сюжет о воскресающем боге. Однако метасюжет о писателе, пишущем роман, вследствие чего в его жизнь вторгаются события из романа, который он пишет - не выдумка. Быков писал роман «Истребитель» о том, как мистически неостановимо убивает государство своих лучших детей,- а в это время его, одного из лучших детей своего времени, пыталось убить ФСБ. У меня каждый раз при мысли о том, что русский кошмар повторяется и повторяется и повторяется и повторяется, - волосы дыбом. Если кому лень смотреть всю рецензию, - книга хорошая, да, но как бы набросанная ужасом,- как если бы ветер принес с пляжа песок на лужайку перед домом.