Юлия Латынина (фрагмент радио-эфира) // «Эхо Москвы», 10 июля 2021 года

Jul 11, 2021 11:47



image Click to view



52:14

Юлия Латынина в программе «Код доступа»

Я обещала на прошлой неделе рассказать про новый роман Дмитрия Быкова «Истребитель», который я честно считаю просто гениальным и, наверное, одним из лучших, что Быков написал. Это вообще ужасно приятно, когда рассказываешь не только о всякой гадости, которая случилась, а о замечательных вещах, которые случились. И когда я читала этот роман, а это роман о 30-х годах, конечно, в нём очень много от платоновского «Чевенгура»... Как ни странно, мне показалось - я даже Диме написала: «Ты читал вещи Виктора Суворова художественные?» У него есть две повести очень хороших, которые я рекомендую. Одна называется «Выбор», другая - «Контроль». Которые, естественно, воспевают сталинское НКВД, но воспевают, конечно, не так, как бы хотелось людям из этого НКВД. Потому что роман Быкова, как это совершенно ни парадоксально, он так же, как и роман Булгакова «Мастер и Маргарита», воспевает Воланда, притом, что он понимает, что это Воланд... Роман Быкова в значительной степени является гимном эпохе, который, я задумалась, абсолютно не мог бы быть написан где-нибудь в 70-х годах, 60-х годах людьми, которых реально пережила эта эпоха и которых реально эта эпоха перемолола. Потому что это совершенно поразительный механизм синтеза, который у нас возникает в последнее время и который ничего не имеет общего с вульгарным почитанием Сталина вот народом, которое выражается вот в этих наклейках на автомобили и безумных книгах людей типа Старикова и Мединского.

Но это немножко другая история о том, что в 30-х годах, там в 70-х годах у нас была либо официальная литература отвратительная, которая воспевала этот строй, выдавая его не за то, чем он является; либо литература, которая, условно говоря, которая, как Солженицын, показывала, как этот строй перемывает... перемалывает людей. Но вот некоторое восхищение этим джаггернаутом, который… Роман Быкова весь посвящен лётчикам, которые летали и ставили рекорды, и конструкторам, которые сидели в шарашках и конструировали самолеты, которые будут ставить эти рекорды. И в романе Быкова красной нитью проходит мысль, что вот весь этот строй был создан затем, чтобы поставить рекорды и распасться, и что это не могло произойти ни в одно другое время, и ни в одном другом... и ни при одном другом общественном строе.

И вот это вот стремление в небо, в физическое небо в романе Быкова абсолютно парадоксально соседствует с описанием совершенно того, как это в каких чудовищных условиях это происходило. В нём это совершенно парадоксально соседствует с лирическими линиями, которые очень неожиданны в таких полупроизводственных романах. Потому что у Быкова, например, один из персонажей, к которому он весьма сочувственно относится, и который ставит рекорд за рекордом, всё время очень подозрительно относится к окружающим конструкторам, которые, кажется, вредители, которые нарочно поставили вот этот двигатель, чтобы он не летал, которые, кажется, нарочно сделали такое крыло, и которых не зря перед этим правильно товарищ Сталин посадил.

И вот это то, что первым начал делать Суворов, который, казалось бы, с одной стороны, выдвинул Советскому Союзу и Сталину такое обвинение, которое ещё никто не выдвигал, а имеено... и которое, с моей точки зрения, совершенно справедливо, а именно обвинение в том, что Сталин готовил Мировую войну, и что Сталин всю свою страну превратил в фабрику по производству оружия и собирался напасть на Гитлера, только не успел. С другой стороны, Суворов создал гимн вот этой войне, которую готовил Сталин и говорил, что это была наступательная операция, которая готовилась невероятной красоты и мощи.

И вот примерно то же самое происходит в романе Быкова, когда, с одной стороны, показан весь этот чудовищный ужас ГУЛАГа, причём показан на таком психологическом уровне, который доселе показывался вот только в «Котловане» и в «Чевенгуре» Платонова, а, с другой стороны, этому совершенно неприкрыто поётся говорим.

И я подумала, какая удивительная вещь, что вот есть официальный культ Великой Отечественной войны, есть уже почти официальный культ Сталина, есть вот эти индийские ступы, которые мы строим на месте главных православных храмов Вооруженных сил или что мы там ещё строим. И они не могут воспеть сталинскую эпоху. А Дима Быков, которого они отравили «Новичком», на самом деле им создал такой гимн, который у них самих никогда бы не хватило ни таланта, ни смелости, ни, конечно, просто чувства связанности с небом, которое чувствуется в книге Быкова, написать. И ещё я подумала, что, конечно, если это результаты «Новичка», то, ребята, берегитесь Навального, когда он выйдет на свободу. Я поздравляю Диму с этим романом.

кот доступа Галстук

чужое мнение, "Истребитель"

Previous post Next post
Up