Дмитрий Быков (видео-интервью) // "Думская-ТВ" (Одесса), 4 августа 2017 года

Aug 06, 2017 14:52


image Click to view



ДМИТРИЙ БЫКОВ в программе ЭКСКЛЮЗИВ
ведущая: Ксения Терзи

dumskaya.net

[Ксения Терзи:]
- «Эксклюзив» от «Думской-ТВ». Сегодня мы пообщаемся с российским писателем, поэтом, журналистом, литературным критиком, радио- и телеведущим Дмитрием Быковым. Дмитрий, здравствуйте!

[Дмитрий Быков:]
- Здравствуйте.

[Ксения Терзи:]
- Вы достаточно часто приезжаете в Одессу. Изменилось ли что-то за последние несколько лет? Если да, то как?

[Дмитрий Быков:]
- Я приезжаю в Одессу два раза в год. Это совсем не часто. Поэтому никаких изменений я пока, слава богу, не вижу. Я, как сказано у Джозефа Хеллера [Joseph Heller], «не люблю перемен, потому что не видел перемен к лучшему». Мне хочется, чтобы всё оставалось как есть. Может быть, разумеется, с учётом общей ситуации мне хотелось бы приезжать сюда как представителю дружественной страны. Надеюсь, что вот до этого мы с вами доживём.

[Ксения Терзи:]
- Вы ещё известны как биограф Пастернака и других писателей и поэтов прошлого века. Если вам бы довелось выбирать из известных одесситов и писать его биографию, кого бы вы выбрали?

[Дмитрий Быков:]
- Семёна Кесельмана, самого интересного и на мой взгляд недооценённого писателя той же плеяды, что и Багрицкий, и Катаев. Но о нём известно очень мало. Слава богу, есть его архив, собранный [Сергеем] Лущиком (замечательным вашим филологом, исследователем). Наверное, я бы с удовольствием написал книгу об Ильфе и Петрове, потому что мне кажется всё-таки, что их проза самая непрочитанная.

[Ксения Терзи:]
- Вы часто критикуете действия в российской власти. Однако сейчас это, мягко говоря, не очень принято в российском обществе. Почему вы всё-таки продолжаете это делать?

[Дмитрий Быков:]
- Действия российской власти я буду критиковать в России, а здесь в Украине мне интереснее поговорить на другие темы.

[Ксения Терзи:]
- А вот действия украинской власти…

[Дмитрий Быков:]
- Я не гражданин Украины, но мне представляется, что лишение [Михаила] Саакашвили гражданства - это шаг немного торопливый и смешной. Потому что это такая попытка перевалить всю ответственность на варяга, на чужака. Да, он чужой, да, его пригласили. Но ведь не сам он навязался. Он всё-таки друг вашего президента. Это вот говорить, что во всём виноват грузин Саакашвили, это примерно как в России сейчас говорят, что русскую революцию сделали евреи, а Советский Союз развалили американцы.

[Ксения Терзи:]
- Вы очень часто выражаете свою критику в стихах. Например, назвали телеведущего Дмитрия Киселёва после истории с побитым лицом в Крыму «треплом». Бывали ли случаи…

[Дмитрий Быков:]
- Там немного иначе сказано. И вообще довольно изящный текст. Его не так-то просто воспроизвести. Но да, я считаю, что Дмитрий Киселёв - это человек, который заслуживает судебного разбирательства за разжигание межнациональной розни, как минимум. Понимаете, я всегда мечтал заниматься гаданием, пророчеством, предсказанием, но совершенно не получается. Я не могу, я вот лишён пророческого дара. Когда-то Евгений Ройзман (такой есть у нас поэт и политик) сказал: «Вот мы с тобой можем придумать (два неглупых человека)… придумать сто вариантов развития России, а сбудется всё равно 101-й». Исторически я абсолютно убеждён, что Россия и Украина будут дружить и, возможно, братски. Но через какие ещё пертурбации этой дружбе суждено пройти и что у нас впереди, не понятно. Я просто абсолютно убеждён, что многое из нынешнего этапа российско-украинских отношений мы будем вспоминать с ужасом.

[Ксения Терзи:]
- Как вы относитесь к тому, что деятелям искусства запрещают въезд на территорию Украины после посещения Крыма?

[Дмитрий Быков:]
- Ну мне-то не запрещают, понимаете? Я вообще считаю… Ну я, правда, и в Крым не езжу. Я считаю, что запрещать какому-либо деятелю культуры въезд в страну - это неправильно. Потому что он приедет сюда, - увидит, поймёт,- и, может быть бог даст, прозреет. Но я не обсуждаю ваше законодательство, потому что я не гражданин Украины, я не берусь вам советовать. Вы действительно очень часто пренебрегаете, на мой взгляд, великолепными возможностями PR(а). Ну вот что мешало пустить Самойлову на «Евровидение»? Ведь, понимаете, когда… Это же всё было очень хитро подстроено. Когда женщину в инвалидной коляске не пускают выступить, это создаёт очень дурной PR стране. Этот урок был учтён, и в результате мать военнослужащего Агеева пустили сюда даже по внутреннему паспорту, без заграничного паспорта. Значит, люди учатся чему-то, да? Я надеюсь, что будут учиться и дальше. Только хотелось бы, чтобы это обучение взаимное происходило в мире и любви. Почему не пустить на территорию Украины… (пусть он бывает в Крыму) но человека, который, допустим, искренне заблуждается? Он приедет сюда, и вы приобретёте друга. А так вы приобретёте ещё одного врага. Т.е. я бы пускал, честно говоря, всех, именно чтобы понять, что никаких фашистов здесь нет, а если есть, то их деятельность локализована и преследуется по закону. Вот это важно.

[Ксения Терзи:]
- Хотелось бы вот услышать, как меняется ценность… система ценностей нынешнего поколения. Видите ли вы отличие между вот…

[Дмитрий Быков:]
- Моего поколения?

[Ксения Терзи:]
- Д… Вот между вашим поколением и вот молодёжью.

[Дмитрий Быков:]
- Нам пора думать о старости, понимаете? Мне в этом году 50 лет. И всё большую ценность для меня приобретают друзья, потому что ну всё-таки естественно ценить тех, с кем ты давно знаком. Возникают ценности здоровья. Хотя я никогда ничем не болел. Но кто поручится, что завтра это не начнётся? Сегодня, например, я купался три часа и усталости не чувствовал. Но где гарантия, что год спустя или полгода, приехав в Одессу, я смогу купаться хотя бы два? Т.е. нам приходится думать о физическом здоровье, о будущем, о пенсии, вот о таких вещах. А для молодёжи свойственно искать простые и быстрые решения. И она, как мне кажется, более дружелюбна. Вообще молодёжь мне кажется интеллектуально более забавной, более интересной, чем моё поколение, потому что моё поколение, оно, к сожалению, уже много думает о жизни.

[Ксения Терзи:]
- Вот интеллигенция, как в современном обществе…

[Дмитрий Быков:]
- То, что мы видим сейчас, это всё-таки, как говорил Солженицын, образованщина, т.е. это люди без убеждений очень часто. Я люблю советскую интеллигенцию. А то, что мы называем интеллигенцией сегодня, зачастую пишет с грамматическими ошибками. Поэтому интеллектуального слоя настоящего серьёзного, экспертного слоя я сегодня не вижу. В основном это самозванцы. Ну подождём. Понимаете, ведь для формирования советской интеллигенции понадобилось 60 лет. В [19]60-е годы это появилось и даже в [19]70-е по-настоящему. Думаю, что пост… не скажу постсоветское, скажу интеллигенция XXI-го века - это [20]30-40-е годы, вот когда нынешним молодым будет 40-45 лет. Вот тогда посмотрим.

[Ксения Терзи:]
- По поводу событий 2014-го года, которые происходили на майдане…

[Дмитрий Быков:]
- Это явление разного плана. Русская революция - это русский жанр, майдан - явление украинское, повторяющееся периодически, имеющее, скорее, ассоциации с Запорожской Сечью. Понимаете, собрались и коллективно решили. Я хочу просто напомнить очень многим людям, которые многого ждали от майдана, и я их понимаю, и в общем нельзя не ждать…

[Ксения Терзи:]
- Как и от Оранжевой революции.

[Дмитрий Быков:]
- Да как и от всех революций. Это… Ну, Оранжевая революция тоже была весьма условная революция, это было всё-таки ещё одним майданом, да? Колоссального слома не произошло. Олигархи остались олигархами, государственная система не изменилась, даже Дума в огромной степени осталось той же. Я хочу сказать, что революция это такая… (особенно майдан) это такая вещь самоцельная. Она даёт гигантский стресс нации во время этих событий и огромное вдохновение. Но после этого наступает очень сильное похмелье всегда. Поэтому революция сама по себе, она не ведёт к изменению качества жизни. Революция ведёт к освобождению от страха, формированию нового поколения, в жизни которого было важное событие, и, безусловно, к некоторому чувству социальной ответственности. Народ понимает, что он решает свою судьбу. Иногда народ берётся за оружие. Значит, дальше происходит, как правило, период очень сильной абстиненции. Важно во время этой абстиненции не разочароваться в самой идее свободы, и не говорить «как же мы вот ужасно сглупили». Вы уже тем, что вы там были, себе купили несколько осмысленных лет. А думать, что после этого станет сытнее или комфортнее, или больше того справедливее… очень маловероятно. Русская революция (её радиация до сих пор через 100 лет до нас доходит), русская революция - это Бог посетил страну (как говорят иногда о пожаре).

[Ксения Терзи:]
- Красивая мысль.

[Дмитрий Быков:]
- Но… Да. Но Бог… (Не, ну она и так не спала. Но она совершила великое событие). Но Бог не заботится о комфорте принимающей стороны. Русская революция породила огромный всплеск - культурный, интеллектуальный, социальный, какой хотите. Вертикальная мобильность бешенная. Но жизнь лучше она не сделала. Жизнь в [19]20-е годы была гораздо примитивнее. Та же Перестройка породила огромный всплеск и культурный, и интонационный [?], какой хотите. Но [19]90-е годы были отвратительны. В [19]90-е годы было заложено всё, чем мы сегодня сыты уже по горло. При том, что там много было ценного и замечательного. Но много было и чудовищного. Поэтому не ждите, что будет хорошо. Благодарите Бога за то, что это было на вашей памяти. Это было. Когда вас будут спрашивать: когда же будет хорошо? Отвечайте: хорошо уже было.

Дай Бог вам не впасть в цикл. Потому что следующий майдан обещает быть последним исторически. Надеюсь, его не будет.

[Дмитрий Быков:]
- Спасибо вам большое за общение.

[Ксения Терзи:]
- Да и вам спасибо.

[Дмитрий Быков:]
- Надеюсь, что когда вы в следующий раз приедете в Одессу…

[Ксения Терзи:]
- …у нас будут более приятные поводы для разговора.

[Дмитрий Быков:]
- Я тоже на это очень сильно надеюсь. Напомню, моим собеседником был Дмитрий Быков. Оставайтесь на «Думской-ТВ». С нами всегда интересно.

интервью, видео

Previous post Next post
Up