.
Книжные списки 10 романов последних лет, по которым стоило бы снять сериал Сериалы - это, может, еще не новые книги, но точно перспективная форма сосуществования ТВ и высокой литературы. Не тревожась за судьбу «Щегла» или «Светил», обреченных стать многосерийными хитами, «Афиша» решила пофантазировать, как бы выглядела на телеэкране лучшая крупная проза последних 30 лет.
<...>
Дмитрий Быков «Орфография» (2003)
Автор: поэт, публицист, радиоведущий, лектор, лауреат двух из трех ведущих литературных премий страны, один из самых значительных публичных интеллектуалов современной России.
Сюжет: Второй после «Оправдания» крупный прозаический опыт Быкова -роман-опера (авторское определение), роман-собор в духе многоярусных конструкций начала XX века и roman à clef, переосмысленный с учетом опыта игривой позднесоветской прозы вроде мемуаров Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Главный герой - прогрессивный журналист, пишущий под псевдонимом Ять, - обнаруживает, что вместе с другими радикальными преобразованиями новая власть бесцеремонно упразднила его литеру и грозится варваризировать все русское правописание. Эта карательная акция против орфографии раскалывает и без того неуживчивую интеллигенцию на два лагеря, противоречиями которых пользуются уже совсем непричастные к культуре существа - так называемые темные, знаменующие приход эпохи, в которой места для дискуссий в стране не останется вовсе.
Сериальный потенциал: Если нынешние политические симпатии Быкова окончательно закрыли ему и его произведениям путь на крупнейшие телеканалы, то в момент публикации из романа еще можно было вычитать «удобный» манифест нового консерватизма (что такое орфография, как не условная скрепа, существующая для того, чтобы за нее мог зацепиться порядочный человек во время революционной бури) или по крайней мере апологию динамического равновесия между архаистами и новаторами - а следовательно, добиться немедленной экранизации книги. В новой реальности этот «приключенческий роман мысли», предлагающий пролегомены к кодексу поведения гражданина в те времена, когда у века срывает пробки, на экране непредставим. Тем не менее в других, более благоприятных условиях у «Орфографии», отдельное, путь и краткосрочное удовольствие которой заключается в соединении литературных персонажей с их историческими прототипами, есть все шансы стать сериальной бомбой: автор, осознанно или нет, уже позаботился о возможном сценаристе, графически разделив убойные и проходные сцены.
Кто мог бы поставить: Карнавальная природа романа вкупе с гуманитарной проблематикой, по-видимому, алчет конкретного современного режиссера - Валерия Тодоровского. Именно создателя «Тисков» и «Стиляг» с такой любовью и иронией описанный Быковым круг то пылко благодарил за сериал, почтительно наследующий высоким иностранным образцам, то хаял за глянцевое приукрашивание советского быта шестидесятых, так что кому, как не ему, воскрешать интеллигентские споры вековой давности.
Кто мог бы сыграть: Здесь тоже едва ли возможны какие-то альтернативы: роль Ятя в экранизации «Орфографии» должен исполнить Данила Козловский, и так повадившийся играть совестливых героев русской литературы в разбросе от Владимира Дубровского до Эраста Фандорина, а партия его возлюбленной Тани суждена Юлии Снигирь. В свою очередь, на позициях важных и легко считываемых общественно-литературных персонажей второго плана Чарнолусского-Луначарского и Корабельникова-Маяковского наиболее выигрышно смотрятся Сергей Маковецкий, олицетворяющий собой старомодную, в стиле дореволюционных марксистов-теоретиков, благообразность, и эффектный Юрий Колокольникоа, который к тому же уже сыграл автора «Про это» в намеченном на май байопике.
<...>
.