Дмитрий Быков // "Собеседник", №25, 2-8 июля 2014 года

Jul 02, 2014 14:18

.

image Click to view



НЕАДЕКВАТНАЯ МЕРЗОСТЬ ФИЛЬМА «СРОК»

После появления в сети окончательной версии фильма «Срок» многие стали ругать его авторов - документалистов Расторгуева и Костомарова и тележурналиста Пивоварова. Хочется их как-то защитить, что ли. Жалко же, творческие люди, типа старались.

Есть один фундаментальный закон искусства, о котором часто забывают: дурак и пошляк видит в любом деле только глупость и пошлость, выше ему не прыгнуть при всем желании.

Как сказано в английской песенке: «Где ты была сегодня, киска? У королевы у английской. Что ты видала при дворе? Видала мышку на ковре».

Да, они сняли фильм про так называемые «болотные» протесты, про атмосферу России (не только Москвы!) 2011-2012 гг. Про этот фильм большой эстет Николай Усков (главный редактор проекта «Сноб» и, говорят, историк) уже высказался: жалко милых, наивных людей, которые, конечно, не удержали бы страну. Это он про оппозиционеров. А Путин удерживает, спасибо ему большое.

Я сразу заметил - еще по выкладываемым на «Эхе» многочисленным роликам, из которых составился в итоге фильм, - что Расторгуев продолжает в этом проекте свою линию, намеченную еще в «Жаре нежных»: снимать хронику жизни милых и смешных дураков.

Так он видит людей, ничего не поделаешь, иногда это выходит обаятельно, даже трогательно, но снимать в таком ключе фильм про оппозицию - это, как бы сказать, неадекватность (слово «мерзость» я, как вы заметили, стараюсь не употреблять).

Люди рисковали, у них, может, это были вообще самые интересные минуты, и вообще, значение русской оппозиции не исчерпывается тем, как эти люди ведут себя в быту.

У создателей «Срока» была такая практика - прикреплять к оппозиционеру постоянного наблюдателя с камерой и потом монтировать самое глупое и смешное, что этот оппозиционер говорил. Милый такой, бескорыстный шпионаж. А они потом смонтируют из этого доброе, человечное кино про смешных ребят, желавших сделать переворот.

Очень хорошо, что они еще в уборную не проникали. Они снимали специфические вещи - частные разговоры, анекдоты, один даже попытался снять, как мы с Шендеровичем перед концертом в поддержку узников Болотной болтаем в артистической.

Концерт его не интересовал. Его интересовало, как мы болтаем. Ну, мы и поболтали о том, как надо получать разрешение на съемку, и больше он нас не снимал.

В оппозиции можно видеть врагов, можно - надежду Отечества, а можно - милых и смешных дурачков, и это будет всего лишь вашим зеркалом, отражением ваших способностей и предпочтений.

Расторгуев, Костомаров и Пивоваров, пользуясь прелестными приемами слежки и компромата, сняли очаровательный фильм в духе времени. Ну и спасибо им большое.

В конце концов, о путинской эпохе будут когда-нибудь судить и по их талантливой работе, которая, не сомневаюсь, будет высоко оценена людьми, удерживающими страну.
.

СОБЕСЕДНИК, тексты Быкова

Previous post Next post
Up