Однажды Штрауса спросили: «Почему вальс называется «На прекрасном голубом Дунае»?
Ведь вода в Дунае совсем не голубая». На что Штраус ответил: "После бокала токайского
вина я вижу Дунай голубым. А после бутылки - могу видеть его в том цвете, в каком захочу». Вода в Дунае действительно не голубая, но какая разница, если через него перекинуты красивейшие мосты Европы. Сегодня я расскажу обо всех по порядку, начиная от острова Маргит и следуя по течению на юг.
У мостов Будапешта очень непростая судьба. Они переживали все события последних двух веков и были их непосредственными участниками наравне с жителями города и страны. Менялось время, менялись идеалы, а мосты меняли свои имена и облик. Каждый мост особенный, но жизнь старых мостов города объединяет их гибель в конце Второй мировой войны ( при отступлении в 1945 году немецкие войска взорвали все мосты через Дунай) и это стало новой точкой отсчета.
Мост Маргит
Удивительный мост, хотя это не понятно с первого взгляда. По сути он представляет собой сразу 3 моста. Две русловых части моста встречаются на острове Маргит под углом 165 градусов и от них небольшой пролет спускается на остров. Вдобавок мост овеян французским шармом и напоминает мосты Парижа. Его проектировал французский инженер и строила его же фирма в 1972-1976 годах.
Случайный взрыв в 1944 году разрушил восточный пролет и чуть опередил гибель остальных мостов на Дунае. Послевоенное восстановление закончилось в 1948 году и было весьма скромным, не хватило средств на былую изысканности. Реконструкция 2011 года попыталась это исправить и теперь мост опять нас радует изящными перилами, фонарями и скульптурами.
Цепной мост Сеченьи
Цепной мост Сеченьи - самый известный мост Будапешта, также был первым постоянным мостом через Дунай. Он объединил два города, Буду и Пешт, вдобавок поспособствовав образованию единого Будапешта. Мост назван в честь венгерского графа Иштвана Сеченьи, инициировавшего строительство. На тот момент в Венгрии не было своих мостостроителей и были приглашены англичане.
Строительство началось в 1840 году, пережив множество трудностей и неурядиц, мост был открыт в 1849 году. В 1945 году мост был взорван, уцелели только русловые пилоны. Ровно через 100 лет, в 1949 мост был восстановлен и до сих пор радует жителей города и туристов.
С мостом связано множество примет, легенд и шуток. Например, его называют «мостом въезжающим в тоннель» из-за близости Будайского тоннеля и интересных ракурсов в связи с этим. А одна легенда гласит, что если между львами, украшающими мост, пройдет мужчина ни разу, даже мысленно, не изменявший своей женщине, то львы повернут головы и зарычат.
Мост Эржебет
Мост строился между 1897-1903 годами и назван в честь императрицы Елизаветы Баварской (более известной как Сисси). Он соседствует с мостом, названным в честь ее супруга Франца Иосифа. Наверное, это единственный случай, когда имена одной семьи увековечены в названиях мостов. Как и все остальные, мост был взорван в 1945 году. Он был восстановлен лишь в 1964 году и это единственный мост Будапешта, который не сохранил первоначального вида. Конструкция полностью повторяет своего предшественника, но выполнена в современном стиле (на 1964 год).
Рядом с этим мостом на стороне Буды расположены купальни Геллерт , а на стороне Пешта улица Ваци и Синагога.
Мост Свободы
Мост был построен в 1886 году к тысячелетию Венгрии и назван «Мост на площади Вамхаз», потом переименован в мост Таможни, расположенной недалеко от него. И уже потом назван именем императора Франца Иосифа, участвовавшего в открытии моста и забившем последнюю серебряную заклепку.
В 1945 году мост был взорван при отступлении немецких войск.
И самым первым восстановленным мостом на Дунае стал именно он. В 1946 году его снова ввели в эксплуатацию и назвали мостом Свободы.
Мост, как и прежде, украшают на верхушках пилонов мифические турулы и корона первого венгерского короля.
Я даже не могу выбрать какой мост мне нравится больше : кружевной мост Свободы или основательный Сечени, и тот и другой произведения искусства. Еще в конструкции моста сквозит что-то знакомое, родственное Эйфелевой башне, но ее начали строить только через год после открытия моста.
Мост Петёфи
Строительство моста Петёфи было завершено в 1937 году, он был назван Хорти, в честь правителя Венгерского Королевства - адмирала Миклоша Хорти, который в тот момент был у власти. Как и остальные мосты, он был взорван в 1945 году при отходе немецких войск. Восстановительные работы продолжались несколько лет и очередное открытие состоялось в 1952 году. Теперь его назвали в чести революционного поэта Шандора Петёфи. Интересно, о чем думал в эти дни Миклош Хорти, понимая, что «его» мост теперь будет носить другое имя?
Мост Петёфи не такой нарядный как предыдущие, он строился уже не в Австро-Венгерской империи, конструктивизм и новые технологии взяли свое. Он удален от туристического центра, но поговаривают, что с него открывается красивый вид на статую Свободы и королевский дворец.
Мост Ракоци
По пяти красным журавлям ( или с чем у вас ассоциируются эти стойки?) можно узнать мост Ракоци. Это самый южный автомобильный мост Будапешта и один из новейших. Его было решено построить к Международной выставке, планируемой в Будапеште и Вене. Она так и не состоялась, а мост уже построили. Благодаря ему началось бурное развитие окраины города. Открытие состоялось в 1995 году, мост назвали Ладьманьоши, это название района, в котором он находится. А в 2011 году переименовали в Ракоци.
Конструкция моста не представляет ничего особенного за исключением уникальной системы освещения. На верху красных стоек расположены огромные зеркала, отражающие направленный свет и равномерно освещающие проезжую часть с высоты 35 метров.