Горан Брегович - о смешении культур, несправедливости к цыганам и социальных проектах
10 декабря 2013 г.
Говорят, чем сильнее поддаешься эйфории в минуты радости, тем тяжелее переживаешь испытания. Все знают легенды о самозабвенной цыганской любви и испепеляющей ненависти, толкающей на преступления. Цыгане - народ страстный и свободолюбивый, а в цыганской музыке есть место и радости, и печали. Здесь страсти, как и в жизни, накалены до предела: безудержное веселье сменяется трагичными интонациями.
Совмещать несовместимое - черта, присущая не только цыганской музыке. Мелодии Балканского полуострова объединяют турецкий, сербский, молдавский, румынский, греческий, македонский, болгарский и венгерский фольклор.
Что общего между этими двумя традициями? Неразрешимый вопрос: эти культуры вобрали в себя всё мировое наследие? Или стали источником других культур?
Послушать фьюжн цыганской и балканской музыки - шанс, который нельзя упустить, особенно когда в Украину приезжает легендарный композитор Горан Брегович. О нем говорят: так, как владеет аудиторией Брегович, не владеет никто. 11 ноября маэстро выступил в днепропетровском Оперном театре.
- Когда вы молоды, вы думаете, что у вас есть время, чтобы испытать миллион возможностей. В определенном возрасте ты понимаешь, что жизнь коротка. И если у вас есть время, полностью используйте одну возможность. Я использую только одно - занимаюсь музыкой.
Это сложно представить, но первый музыкальный опыт югославского композитора закончился плачевно - из музыкальной школы Горана отчислили за «отсутствие таланта». Но это только раззадорило юного музыканта, который успешно играл на бас-гитаре на школьных вечерах. На одном из таких концертов его замечает солист популярной сараевской группы и предлагает присоединиться. Сменив несколько составов, в поисках собственного стиля, группа приходит к исполнению рок-музыки.
Откуда же в творчестве Горана Бреговича появилась цыганская тема?
- Я родом из тех мест, где считается, что если ты музыкант, значит, ты занимаешься цыганской работой. Я помню, как я заработал первые деньги в возрасте 15 лет, и мой отец сказал: «Я надеюсь, ты не будешь в дальнейшем выполнять эту цыганскую работу». Понимаете, мой отец был полковником… Но я все еще занимаюсь «цыганской работой». С самого начала Бог послал мне знак, что я буду получать удовольствие от того, чем буду заниматься в жизни.
Тем не менее до конца 1980-х годов Горан Брегович не занимался популяризацией цыганской музыки. В 1988 году на мировые экраны выходит фильм Эмира Кустурицы «Время цыган», музыку к которому написал Брегович. Этот фильм стал первым кино о жизни цыган на цыганском языке.
Незадолго до этого в жизни Горана произошел необычный случай. На улице к нему подошла цыганка и предложила погадать. Брегович скептически относился к подобным предсказаниям, но ради смеха спросил, что его ждет в будущем. Цыганка нагадала сумасшедшую популярность. Горан удивился: ведь его рок-группа была и так довольно известна в пределах страны, о какой еще славе можно мечтать? Недаром говорят, цыгане все врут, подумал Горан. И только впоследствии понял, что означало пророчество цыганки - вскоре Брегович прославился на весь мир, но уже в другом амплуа.
Теперь для записи собственных композиций Горан приглашает цыганские коллективы, а его собственный ансамбль называется «Свадебно-похоронный оркестр».
- Если вы поручите цыганам программирование или что-то, от чего они далеки, у вас будут проблемы. Но если вы создаете музыку, проблем не будет. Если вы находитесь с цыганами и играете какую-либо музыку, вы просто благословлены. Это всегда подобно чуду. Записывая последний альбом, я работал с моими любимыми цыганскими коллективами, так что, если вы музыканты, вы испытаете то, что испытывал я, записывая песни. Это своего рода чудо - как только вы садитесь рядом с Gypsy Kings, музыка становится румба каталан. Или вместе с Gogol Bordello она превращается в цыганский панк.
Как известно, цыганское творчество вдохновляло Александра Пушкина, Льва Толстого, Николая Лескова, Максима Горького, Александра Блока. Известны строки Марины Цветаевой: «Рокот цыганских телег, вспять убегающих рек - рокот», а Александр Пушкин писал о цыганах так:
И ваши семьи кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Именно благодаря цыганам испанская музыка приобрела очертания фламенко, в Венгрии появился знаменитый чардаш, а в России - цыганский романс. Цыгане были первым народом, который объединил танец и песню - неповторимые черты композиции, исполнявшихся в тавернах, стали основой для новых танцевально-музыкальных жанров - каталонского фламенко и таррагонской румбы.
- Я думаю, вы знаете, что цыганская музыка не изучается историей музыки. Мне кажется, это нечестно, это огромная несправедливость, потому что это прекрасная музыка, которая вдохновляет так много композиторов в музыкальной истории, включая меня. В истории нет ни одного великого композитора, на которого не произвела бы впечатления или не повлияла цыганская музыка, но она не входит в музыкальную культуру! А ведь цыгане оставили значительный след в наших культурах.
Как утверждает Горан Брегович, во Вторую мировую войну немцы уничтожили больше цыган, чем евреев, и при этом цыгане оставались единственным народом, который никогда не воевал. Символично в творчестве Бреговича звучит песня «Bella Ciao» - народная итальянская песня, исполнявшаяся во время движения Сопротивления в Моденских горах.
- Только обладая знанием о других культурах, можно что-то изменить. Например, Гитлер не сбрасывал бомбу на Париж или Рим, потому что невозможно сбросить бомбу на Лувр или Колизей. Но если вы не знакомы с культурой, это легко сделать. Так что очень важно знать о мировом культурном наследии. Сейчас мы живем в прекрасное время, когда, возможно, впервые в истории, малые культуры оказывают влияние на большие. Не только в музыке - в литературе, кинематографе, кухне... Мы живем в прекрасные времена. Это чудо, что я стал композитором в то время, когда малые культуры могут собирать аудиторию у таких больших, как ваша. Сейчас - время маленьких чудес.
Импульсивность и непредсказуемость - пожалуй, две самые известные черты, создающие стереотип цыганского поведения. Когда Бреговича спрашивают, на каком языке звучит большинство его песен, он полушутя отвечает, что не только на английском и цыганском: иногда в композициях встречаются придуманные слова, мол, «моя музыка - что хочу, то и пою».
- Когда я был младше, я говорил, что мой дом - там, где я оставляю летнюю одежду зимой и зимнее пальто летом. Но теперь я только путешествую.
- Вы знаете, как я живу? Я жму на газ до конца, и кто знает, где будет следующая заправочная станция.
- Когда вы молоды, вы думаете, что у вас есть время, чтобы испытать миллион возможностей. В определенном возрасте ты понимаешь, что жизнь коротка. И если у вас есть время, полностью используйте одну возможность. Я использую только одно - занимаюсь музыкой.
Горан Брегович занимается не только музыкой - у него есть несколько социальных проектов.
-19 декабря я представлю собственную организацию, целью которой является помощь цыганским детям в посещении музыкальных школ. Как вы догадываетесь, цыгане не слишком горят желанием ходить в школы. Но я надеюсь, что в музыкальную школу они захотят пойти. Я родом из Сараево, сейчас в Боснии и Герцеговине во всех музыкальных школах - и в начальных, и в средних, и в академиях - учатся всего лишь три человека цыганской национальности. Надеюсь, что смогу изменить эту ситуацию. В проекте, о котором я рассказываю, мне помогают почти все известные артисты. Цель проекта - не только помочь детям, но и создать архив цыганской музыки. Также раз в год мы будем проводить мастер-классы знаменитых музыкантов.
Еще один проект музыканта, «Терпимое сердце», посвящен объединению людей разных культур и религий. Брегович презентовал эпический концерт в трех частях, названный «Литургия трех религий»: в каждой части исполнялись музыкальные произведения из трех мировых религий - христианства, ислама и иудаизма.
- Я родился на границе, в уникальном месте в истории человечества - за пять столетий правления Османской империи это была единственная прямая граница между православными, католиками и мусульманами. Так что я родился в полном хаосе. Я был рожден во «Франкенштейне» культур. С тех пор все, что является «Франкенштейном», для меня прекрасно. То, что я делаю, я не могу делать по-другому. Куда вы ни посмотрите, везде вы найдете следы других культур в музыке. Например, обнаружите сходство в еврейской свадьбе и мусульманских похоронах. Так что весь этот беспорядок можно услышать и в моей музыке.
- Я попал в кино по дружбе, но в то время, когда я писал музыку для фильма «Время цыган», я был самой знаменитой рок-звездой в моей стране. Хотя саундтреки в фильмах - это не «звездная работа»: недостаточно денег, недостаточно славы. Итак, я по дружбе принял такое предложение, а вскоре началась война. Во время войны я жил в Париже, и это была единственная работа, которую мне предложили. С тех пор в моей биографии насчитывается около 30 фильмов, из них три снял Эмир Кустурица, это три его лучших фильма за десять лет. Но я не считаю себя хорошим кинокомпозитором - моя музыка слишком агрессивна, слишком мелодична. Кроме того, за последние десять лет я сыграл в двух фильмах, и с тех пор с кинематографом не связан. Однако я все еще воспринимаю свои композиции как саундтреки. Конечно, это не саундтреки в прямом смысле, я не пишу их для фильмов. Но если в моей голове появляются «саундтреки», а в вашей фантазии - фильм, я могу быть вашим композитором! Знаете, у каждого есть собственный саундтрек, у всех нас рождаются фильмы, когда мы путешествуем или веселимся, когда мы в плохом настроении. Поэтому я надеюсь, что моя музыка станет саундтреком чьей-то жизни.
Ася Шкуро
Источник:
«Хороший вкус»