"Откровения Виктора Брегеды", В.Мартов в альманахе "Вехи Таганрога" №44, 2010 г.

Oct 18, 2010 11:50

Рассказать о творчестве художника непросто. Для этого надо проникнуть в его творческую лабораторию, постичь таинство процесса превращения белого холста в произведение искусства. А еще нужно выслушать самого художника, проследить ход его мыслей, узнать самооценку его творчества, наконец, нужно просто постоять около картин, созданных мастером, и погрузиться в сказочный мир его фантазий и воображений.
При подготовке этого выпуска альманаха по просьбе редакции таганрогский художник Виктор Брегеда согласился дать небольшое интервью специально для «Вех Таганрога».

- Виктор, ваше творчество хорошо известно не только в родном городе, но и далеко за его пределами.
Что послужило толчком к тому, что вы взялись за кисть?
- За кисть я взялся не сразу. Сначала я осваивал тушь и перо, копируя рисунки Дюрера по-детски на
ивно. Так получилось, что в нашей семье все имели отношение к изобразительному искусству в той или
иной степени. Этот художественный ген шел от нашего деда по материнской линии. Он был прекрасным копиистом. Дух художественного творчества я постигал с самого детства. Мама работала на машиностроительном заводе, теперь ТАНТК имени Г. Бериева, художником-конструктором, занималась разработкой интерьера салонов самолетов. Ее родной брат Анатолий Иванович Гридин, мой дядя, был художником-графиком, его рисунки в 60-70-е годы часто появлялись на страницах «Таганрогской правды», но главное - он был иллюстратором многих книг о Великой Отечественной войне, сотрудничая с писателем Степаном Швецом. Мой двоюродный брат Валерий также стал художником, его талант раскрылся в графике, но он стал профессиональным режиссером телепрограмм на телевидении в Москве. Вот в таком окружении я и вырос. Но не могу сказать, что рисование всецело поглощало меня. Были и другие чисто детские, мальчишечьи увлечения, например конструирование, механика.
- В школе, наверное, по рисованию получали одни пятерки?
- Я учился и окончил 28-ю школу. Что касается предмета рисования, то, как ни странно, отличником
я не был. Чаще мелькали тройки и даже двойки. На уроках рисования я обычно успевал помочь трем-четырем своим товарищам, а на себя времени не оставалось, и как результат - тройка за работу. В изобразительном искусстве (смеется) я тренировался на обложках школьных тетрадок и промокашках. Тогда все этим увлекались. Допустим, идет урок географии, и весь класс, делая вид, что внимательно слушает учителя рисует что вздумается.
- А вам что «вздумывалось»?
- Я рисовал всякие фантазмы, шокирующие анатомическими ужасами, - то лошадь с человеческими
ногами, то какого-нибудь монстра с человеческой фигурой, чем сильно смешил друзей и соседку по парте. Да и мне самому такое занятие нравилось.

- У художника Брегеды есть любимая тема?
- Есть, конечно. Меня всегда интересовала анатомия, еще с того времени,
когда дед учил рисовать лошадей. Дальше учителями анатомии были Дюрер,
Леонардо да Винчи и медицинские справочники. Но анатомия в основном не
пригодилась в моих темах. Кстати, в живописи живыми могут быть и неодушевленные предметы,
но задача стоит та же - все должно быть живым. Все зависит от того, как художник изобразит тот или иной предмет или некую фигуру.
- Как вы определяете жанр, в котором работаете?
Виктор задумывается, явно не спеша с ответом.
А потом начинает пояснять:
- Многие считают это сюрреализмом. Но в большей степени это тонкая живопись, отражающая реальный
мир через образы, как бы увиденные во сне. Поэтому жанр, в котором я работаю, можно определить как современный метареализм. Но это тот реализм, который размыт, он утонченный. Здесь главное - ощущение,
а идея главнее автора-создателя, художник лишь инструмент в ее воплощении, и не всегда он знает, какой будет картина по ее завершении. Истоки метареализма уходят в легендарный 1917 год, а создателями являются итальянские художники Джорджо де Кирико и Карло Кара. Большинство моих картин носят эзотерический характер, то есть содержат тайный, скрытый смысл, предназначенный для посвященных, но опять же он (смысл) рождается самостоятельно в процессе метареа-листического подхода к созданию картины. Специально ребусов-загадок для расшифровки я не делаю, для меня созданное должно оставаться тайной, которую не хочется разгадывать, а хочется хранить. Вот почему я не люблю толкования своих картин. Это так же трудно, как рассказать в точности сон.
- Искусство для избранных?
- А почему бы и нет. Каждый волен избирать для
себя ту живопись, которую понимает, которая близка
его духовному состоянию.
- Кстати, о духовности. Кого вы считаете своими учителями, духовными наставниками? Ведь у художника должны быть духовники.
И вновь продолжительная пауза. А затем неожиданный ответ:
- У всех должны быть духовники, не только у художников. Это не обязательно должны быть персонифицированные личности. Это может быть Учение или синтез Учений. Если говорить о реальных людях,современниках, то их у меня нет и никогда не было. А если обратиться к историческим личностям, то это, во-первых, Леонардо да Винчи и Николай Рерих. А еще Василий Верещагин, Илья Репин и Исаак Левитан. Это наставники от живописи. У них есть чему поучиться, и они мне близки по духу.

- Верещагин оказался настолько близким, что вы написали картину, подобную его «Апофеозу войны».
- Да. В 2009 году в Ростове проходил конкурс картин-ремейков, в котором я принял участие. По мотивам картины Верещагина «Апофеоз войны» (помните, груда человеческих черепов и воронье кругом) я написал свою картину, назвав ее «Апофеоз войны между археологией и культурным слоем». Издалека - вроде те
же черепа, но подойдя ближе, можно обнаружить, что на самом деле это груда древних амфор и голуби вместо ворон.
- А в чем фишка?
- По-разному можно трактовать эту аллегорию. Первое, что приходит на ум, так это то, что эта груда
амфор - не что иное, как результат титанического труда археологов, извлекших из недр земли предметы старины глубокой. Своеобразный памятник археологам. Но если вдуматься глубже, то возникает вопрос: сколько же горшков перебило человечество за тысячелетия своего существования?! Чем не иносказательный
смысл войн, их аллегорическое толкование? В моем варианте «Апофеоз войны» - это смысл археологии.
Археолог только тем и занимается, что сражается с культурным слоем земли, извлекая на поверхность
всякие древности. Хотите увидеть апофеоз амфор? Поезжайте в Танаис в хранилище музея.
- Да тут у вас целая философия. А скажите, почему в ваших картинах часто повторяются одни и те же пред¬
меты: лестница, свеча, старые книги, яблоки?
- Я и сам не понимаю, не могу объяснить. В живописи это называется архетипом. Эти образы возникают
спонтанно, но они постоянны, они присутствуют всегда. Я не могу от них избавиться, почему - не знаю. Но
мне приятно их изображать. Может, психоаналитики найдут этому объяснение, тогда все вопросы к ним.
- Из газетных публикаций мы знаем, что вы подолгу бываете за границей. Как вам это удается?
- В 2002 году мой друг выставил в Интернете мои картины, и их случайно увидел американский бизнесмен, владелец частной картинной галереи Ричард Сарджент. Последовало приглашение в США. Там господин Сарджент предложил заключить контракт, согласно которому он приобретал (покупал) на определенный период мои авторские права на все работы. Несмотря на некоторую «некомфортность» такого контракта, я все же его подписал. А дальше наступил сказочный пе¬риод проживания на Гавайских островах, все расходы оплачивал господин Сарджент, мой небезвозмездный спонсор. Гавайские острова - это идеальное место для вдохновения. Просто райское место.
- Виктор, в завершение нашей беседы хотелось бы знать, какую художественную школу вы прошли, что
окончили, где получили специальное образование?
- Никаких дипломов у меня нет и никогда не было цели быть их гордым обладателем. Мое образование - это практика, которая, как говорили философы-материалисты, является критерием истины и познания. В творчестве я предпочитаю метод проб и ошибок, которые преодолеваю исключительно опытным путем. А вообще, я делаю то, что люблю...

Картины В. Брегеды в частных коллекциях
1. Картина «Одинокий бурлак» приобретена
английской группой «Pink Floyd».
2. Картина «В Его образе» (на тему Иисуса Хрис¬та) приобретена американским гитаристом Карлосом Сантаной.
3. Картина «Евхаристия» - ее владельцем стал боксер мировой величины Оскар де ла Хойя.
4. Известный в Америке пианист, исполнитель классических произведений Джон Тэш совместно с супругой приобрели несколько полотен для своей частной коллекции.
5. Актриса, звезда Голливуда Шерон Кроу также стала обладательницей картин художника.
6. Высоко ценят картины таганрогского художника московские жулики. Так, ими были
похищены 15 картин Виктора Брегеды из Государственной Думы, где проходила выставка художника.
Другие честные приобретатели картин В.В. Брегеды неизвестны.

Выставки Виктора Брегеды в Таганроге
1993, ноябрь - ЦГПБ им. А. П. Чехова - участие в выставке таганрогских художников с «персональной стеной», на которой представлено 18 картин.
1994, июль - ЦГПБ им. Чехова - первая персональная выставка.
1995, июнь - ЦГПБ им. Чехова - вторая персональная выставка.
1996, июль - ЦГПБ им. Чехова - тематическая выставка «Неизвестный Танаис».
1998, июнь - ЦГПБ им. Чехова - экспозиция произведений азовского художника Вл. Прядьева и В. Брегеды.
2007, 17 сентября - 2 октября - ЦГПБ им. Чехова - третья персональная выставка «Метареализм», выставлена 31 работа.
2008, 27 мая - 28 июня - ЦГПБ им. Чехова - четвертая персональная выставка, выставлено 25 картин.
Постоянно действующая выставка картин художника находится на Гавайях на острове Мауи.




bregeda

Previous post Next post
Up