Ровно год назад, как гром среди ясного неба, свалилось на нас это счастье.
Жизнь с тех пор стала гораздо интереснее и красочнее. Спасибо Дэвиду!
По такому случаю я решила восстановить по кусочкам свой давний пост из старого сообщества - перевод
статьи из "The Guardian" (тоже вышедшей ровно год назад), дополненный разными картинками.
Где мы сейчас? Вот несколько подсказок, Боуи
«Где мы сейчас?», спрашивает Дэвид Боуи в своём новом сингле. Бывший корреспондент "The Guardian" в Берлине помогает ему определить основные ориентиры этого города, показанные в видеоклипе.
Граффити «Tacheles» на Берлинской стене в клипе Дэвида Боуи «Where Are We Now?»
19-я секунда: Die Mauer - Стена
Ах, эта стена! Невозможно снять фильм о Берлине, не упомянув стену. Вот она, мрачная и неприкаянная, как всегда. Напоминает старую хронику, пока не увидишь надпись «Tacheles». После объединения города Тахелес стал самым знаменитым сквотом. Грязный многоквартирный дом, набитый арт-студиями, занимавший лучший участок теперь почти полностью реконструированного района Митте.
По мнению многих, это был последний в Берлине оплот антикапитализма - пока в 2011-ом году сквоттеры не согласились убраться, получив от застройщиков миллион евро. Окончательно оккупанты были изгнаны в сентябре прошлого года - это переселение наш арт-критик описал как «печальный момент для всех, кто считает, что искусство может предложить альтернативное видение мира». Те, кто видел образцы искусства, созданные его обитателями в последние годы, могут позволить себе не согласиться, но печально, что ещё один кусочек альтернативной истории Берлина будет превращён в квартиры яппи.
Тахелес28-я секунда: Potsdamer Platz - Потсдамская площадь
Потсдамская площадь находится прямо за углом от студии Ханза, где Боуи записал некоторые из своих самых известных альбомов. В золотые 20-е годы это был самый модный и оживлённый квартал Берлина. Теперь же это абсолютно унылый перекресток, на котором расположился дурацкий торговый центр, несколько ужасных сетевых ресторанов и куча неоправданно дорогих отелей. Также нельзя не упомянуть, что некоторые из лучших архитекторов мира - Ренцо Пьяно, Хельмут Ян, Ричард Роджерс, Арата Исодзаки и Рафаэль Монео - создали свои худшие работы именно здесь.
В 20-х годах Потсдамская площадь была местом притяжения, полным симпатичных лесбиянок в смокингах и мальчиков из фантазий Кристофера Ишервуда. Потом мы её разбомбили. После войны Восточная Германия выстроила вокруг неё Берлинскую стену, сделав её ничьей землёй. Если вы видели фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином», то, наверное, помните старика, сидящего на диване в месте, изображающем пустынную Потсдамскую площадь. (Конечно, это была не она - если бы Вендерс и его команда осмелились к ней приблизиться, они были бы обстреляны восточногерманскими пограничниками).
Студия "Ханза"
Потсдамская площадь в 20-е годы
Во время Второй Мировой
В 70-х
Воссоединение - падение стены
Строительство
В наши дни
34-я секунда: Fernsehturm - Телебашня
Боуи зашёл дальше вглубь города. Возвышающееся вдалеке строение - это Fernsehturm, телебашня - самый высокий объект Берлина. Построенная в Восточной Германии в 60-х годах, она, по-существу, служила толстым средним пальцем, показанным западу, - эскападой, предназначенной для демонстрации восточнго конструкторского и технологического мастерства. Это позволило Германской Демократической Республике шпионить за своими соседями, а антенна на верхней балке передавала страшные программы для многострадального населения ГДР. [Сгущает краски, шельма! - прим. пер.] Она положительно отличается от лондонской телебашни тем, что по-прежнему открыта для общественности. В выпуклой, как луковица, верхней части башни расположился вращающийся ресторан, где можно поесть несвежей еды по завышенным ценам - уплатив перед этим 12 евро за пользование лифтом.
36-я секунда: Bundestag - Бундестаг
Булыжниками на дороге выложен бывший маршрут стены. На заднем плане можно увидеть служебный вход в парламент Германии. На изображении отсутствует лучшая работа Нормана Фостера - стеклянный купол, который придаёт довоенному зданию современный вид.
53-я секунда: Nürnberger Straße - Нюрнбергская улица
Боуи знает немецкое слово, обозначающее «джунгли» - sehr gut, Herr Bowie! «Dschungel», natürlich. В 70-х это был ночной клуб в Западном Берлине, где Боуи отжигал с такими людьми, как Игги Поп, Ник Кейв, Сэйд, Карлос Сантана и Фрэнк Заппа. Я не уверена, однако, что он находился на Нюрнбергской улице, которую Боуи назвал, опустив умляут. В наши дни Нюрнбергская улица - одна из самых престижных, населённая шикарными женщинами в меховых пальто, с маленькими собачками и залитыми лаком волосами.
70-е
Наши дни
Ещё один модный берлинский клуб того времени - "Risiko". Наверное, примерно так выглядели "Джунгли" снаружи.
Концерт группы "Geile Tiere" в клубе "Dschungel"
1 минута 10 секунд: KaDeWe (Kaufhaus des Westens) - Западный торговый дом
"A man lost in time near KaDeWe," поёт Боуи, упоминая место, которое немцы называют германским «Harrods» [это по-лондонски, а по-московски - ГУМ - прим. пер.] До воссоединения Германии этот универмаг был высшим символом западного декаданса, и был первым местом, которое многие восточные немцы захотели посетить после открытия границ. В наши дни он заполнен бюргерами среднего возраста в бежевых брюках и куртках с капюшонами, приехавших из Баден-Вюртемберга на выходные. Но, по крайней мере, в нём нет трёхметровой позолоченной статуи принцессы Дианы, танцующей на пляже с Доди аль-Файедом под крыльями альбатроса. Странно, но KaDeWe так и не был показан на видео и в этот момент камера сосредоточена на главном соборе города.
70-е
В наши дни
1 минута 49 секунд: Brandenburger Tor - Бранденбургские ворота
Германский ответ Триумфальной арке - эти ворота были возведены приказом короля Фридриха Вильгельма II Прусского в знак мира, по образцу Пропилей Акрополя в Афинах. Но вы, наверное, лучше знаете их по видео, где Дэвид Хассельхоф стоит на Берлинской стене и поёт «Looking For Freedom on New Year's Eve in 1989».
1 минута 52 секунды: Bösebrücke - Мост Бёзебрюке
"Twenty thousand people cross Bose Brucke", поёт он, забыв ещё два умляута, но можно предположить, что имеется в виду «böse» - «злой» и «Brücke» - «мост». Bösebrücke - это мост, по которому проходит улица Борнхольмерштрассе, использовавшаяся для пересечения границы между востоком и западом. [В ночь с 9-го на 10-е ноября 1989-го года восточногерманские пограничники открыли эту границу, чтобы снизить давление толпы со стороны Восточного Берлина. Это было начало падения Берлинской стены. Поэтому "Fingers are crossed - just in case" - прим. пер.] На фоновой картинке изображён трабант, прорывающийся сквозь стену, кажется, из East Side Gallery (это участок Берлинской стены на берегу реки Шпрее длиной в 1,3 километра, который был сохранён и превращён в галерею на открытом воздухе).
2 минуты 56 секунд: Mietskaserne - Доходный дом
Каждый, кто когда-либо жил в беринской Mietskaserne, мгновенно узнает этот вид парадного входа, дополненный комендантом на стремянке, готовым разъяснить тебе, что нельзя шуметь, носить шлёпанцы, развешивать бельё в неположенный день, выбрасывать несортированный мусор…
3 минуты 3 секунды: The archetypal Berlin art studio-cum-squat - Типичная берлинская арт-студия
Вот современное представление о немецкой столице. Боуи, в футболке с загадочным лозунгом [загадочным только для автора данной статьи :) - прим. пер.], выглядит как любой другой иностранный иммигрант, приехавший в Берлин, чтобы «заняться собственным искусством» (читай: пойти в «Berghain» и сделать асимметричную стрижку). Как и многие другие юные самозванцы Берлина, он держит в руках записную книжку и, без сомнений, заливает чувакам на сквоттерских вечеринках, что является писателем. В Берлине это означает, что вы каждый день просиживаете в местной кафешке за макбуком, попивая кофе с молоком.