May 10, 2004 05:04
Я держу сейчас в руках маленькую книжицу Павла Шестакова "Самозванец". Это не художественная литература, это не научно-исследовательский роман. Это факты, которыми располагает Павел Шестаков, и размышления над этими фактами.
Если Вы хотите узнать об одном из драматических событий истории государства Российского - это книга для Вас. Если Вы хотите поразмышлять вместе с автором этой замечательной книги раскованно и нешаблонно - это книга для Вас.
"...удаляясь от истоков, слова с течением времени "в привычку входят", теряя первоначальный, коренной смысл. Но то, что заложено при рождении, тлеет пластами лет и внезапно вспыхивает, дожидаясь своего часа. Сотни раз повторяя слово "больница", мало кто замечает его корень, пока начальные обстоятельства не заставляют осознать начальную суть, прямую связь между словом и болью....
Ещё более неприязненно для нашего уха слово "авантюрист". Часто в прошлом оно сопрягалось и с самозванством. Екатерина II называла Тараканову авантюрьерой. Современный словарь толкует слово "авантюра" как приключение, рискованное начинание, дело, предпринятое без учёта реальных сил и условий, отчего и обречённое на провал...."
Книга посвящена одному из драматических событий в истории Руси начала 17 века и главной фигуре этих событий - беглому монаху Чудова монастыря Григорию Отрепьеву, который, объявив себя сыном Ивана Грозного Дмитрием, предъявил права на русский трон. Сам стиль изложения весьма необычен и лично для меня был приятен. Одновременно, путешествуя по XVII веку, узнаешь об истоках летоисчисления - от сотворения мира и от рождества Христова, попутно раскрывается смысл очень многих слов - ... вы послушайте, только маленький отрывочек..:
"Судьба страны - судьба народа. Что такое народ? Это люди, которые кормят страну. Их во много раз больше, чем тех, кого они содержат и обогащают, но, увы, на исторической сцене именно вторые теснятся и мелькают впереди. Лица и маски одновременно, низменные прагматики и увлеченные энтузиасты, романтики и разбойники, смельчаки и интриганы, рыцари и палачи - вот пестрый хоровод так называемых лиц исторических.."
И чуть далее: "... народ же расписывается не в книге почетных гостей, а в кабальных записях, и не титлом, а корявым крестиком.."
Если Вы решились найти и прочитать эту книгу, хочу пожелать Вам приятного и познавательного путешествия по запутанным лабиринтам истории Руси XVII века.