Mar 25, 2008 11:43
Странно, но Милорад Павич не архитектор по образованию. Какое-то (и довольно долгое) время я полагал, что это так. Во всяком случае, лучшие, на мой взгляд, рассказы Павича посвящены архитекторам и строителям.
"Голубая мечеть" - рассказ про полуграмотного боснийца-мусульманина, которому султан приказал построить мусульманский храм, равный Святой Софии - не более великий, потому как глупо соревноваться в величии с Юстинианом, но и не менее великий. Зодчий не был обучен ни цифрам, ни грамоте, и строил до того только фонтаны и надгробные памятники. 10 лет он каждый день входил в Софию с веревкой с тремя узелками, и обмерял Софию. Каждый из тех, кто работал на этой стройке, имел такую же веревку для обмеров нового храма. Если бы с боснийцем что-то произошло, никто бы не знал, как достроить мечеть - ни чертежей, ни планов на бумаге не существовало - всё - в голове у одного лишь человека. Когда мечеть была готова, что-то стало томить зодчего. После бессмысленных хождений по лекарям он пришел к муфтию, и тот сказал: "Ты стал христианином". "Христианином? Но я неграмотный, и ноги моей не было никогда в христианском гуярском храме, кроме как когда..." Тут зодчий поперхнулся так сильно, что муфтию пришлось ударить его книгой по спине. "Как же мне излечиться?". Ты должен найти такую же мечеть, в Дамаске или Иерусалиме, все равно, десять лет входить в нее каждый день, и строить рядом церковь с крестом, или синагогу, хоть баню, если тебе так больше нравится. Тогда ты излечишься. Но тот, кто от себя излечится, пропадет.
Да, так и есть: "Кто от себя излечится, пропадет".
Другой рассказ - "Запись под знаком девы" - про монаха, который строил церкви за три-четыре дня. Действие происходит во время войны, австрийская армия бежит, за ней идут турки. Беженцы жгут всё за собой, а герой рассказа решает, что бежать бессмысленно. Он начинает возводить на ничейной земле, в полосе меж двух армий, церкви. Одну из церквей, предпоследнюю, он строит на самом берегу Дуная, на границе двух империй - христианской и исламской. Последний камень в свод закладывает в тот момент, когда внизу под ним османы уже жгут его церковь. Он бросается в Дунай, и видит, переплыв реку, зарево от только что возведенного храма.
"Безумие - жечь всё, что мы вынуждены покинуть, даже враг не смог бы так всё разорить и уничтожить, как это делаем мы сами. Наоборот, чем больше мы оставим после себя, тем дольше враг задержится, а значит, у нас будет больше надежды, что и от нас, и после нас хоть что-то останется. Поэтому хватит поджогов и разрушений. Напротив, нужно строить, строить даже сейчас. Ведь все мы строители. Но нам для работы дан необыкновенный мрамор: часы, дни и годы; а сон и вино - это раствор"