И так, мы
едем по Большой Московской окружной. Позади остался МКАД и бесконечные стройки внутри него, позади остались интересные, но злачные города-спутники столицы, позади остался чумазый посёлок Столбовая и развязка БМО с курским направлением. Мы снова оказались в Москве, но в другой, в новой. Тут вполне себе дремучие леса, редкие дачные посёлки, а вдоль рельс пасутся олени. Таким Подмосковье (а уж тем более Москву) я видеть не привык. Если бы не кольцевая железная дорога, то здесь не было бы, наверное, и этих следов цивилизации. И хоть роль БМО - разгрузка столичного узла от транзитных товарняков, незначительное пригородное сообщение по ней даёт нам возможность посмотреть на эти неизбитые места. Давайте двигаться дальше...
1. Большинство остановочных пунктов расположены будто бы в глухом лесу или посреди поля, но кто-то всё равно входит и выходит. Чем ближе к пересадкам на радиальные направления, тем активнее. Платформы преимущественно низкие и короткие. Даже четырёхвагонная электричка не помещается. Но при том всё более-менее ухоженно и чистенько. Москва всё-таки:
2. Заброшенный вокзал на бывшей станции Чернецкое и совершенно не заброшенный двухэтажный дом. Пишут, что для железнодорожников. Интересно, тут постоянно живут, или "вахтой"? Место уж больно глухое, помимо этого дома тут ничего и нет:
3. Пейзажи на БМО безлюдные, словно мы не в сорока километрах от МКАД, а в каком-то отдалённом регионе. Загадочные бугорки на полях (то ли кроты, то ли муравьи, то ли инопланетяне), о которых я уже говорил в первой части:
4. Переезды совершенно не столичного вида:
5. И, внезапно, стадо (или стая, что у них там?) оленей. И это у железной дороги, под просекой ЛЭП, в сорока километрах от МКАД! Формально это вообще Москва, так что можно сказать, что экология в столице улучшилась настолько, что уже олени посреди города бегают. А если кроме шуток, то в начале 2000-х белки для меня были диковинкой, лет десять назад мы их ездили в парки кормить, перед пандемией они уже забегали в необустроенное пространство между соседними домами во дворе, а вот этой весной шныряли прямо у моего подъезда и на детской площадке. И народ уже перестал на них внимание обращать (а раньше всей толпой с телефонами за ними бегали). А ещё огари на школьный двор прилетать стали. До чего Москву довели!
6. Никогда ранее не видел замёрзшего болота. Красиво. А ещё в этом месте "расходятся" нынешний путь БМО, по которому мы едем, и старый, существовавший где-то до 60-х:
7. Прибываем на крупную станцию Кресты. Кроме подъездных путей к нескольким промзонам тут железнодорожных пересечений и ответвлений нет, зато есть пересечение с Калужским и Варшавским шоссе. А ещё сюда с киевского направления несколько раз в день приходят прямые электрички из Москвы.
8. Контейнер с маркировкой "China railway". Сейчас этим, наверное, не удивишь, но всё равно внимание привлекает. Получается, он доехал сюда железными дорогами из
Китая, в который мы когда-то добирались автобусом из
Владивостока. Ностальгия...
9. Вероятно, так делали специально (иначе это просто не объяснить), что БМО практически не захватывает значимые населённые пункты. Их словно нарочно обходили стороной. Относительно крупные города расположены лишь на пересечениях БМО с радиальными магистралями.
10. Непосредственно по самому кольцу может понадобиться ехать только в
Киржач и Карабаново. Причём это один из самых старых участков кольца, построенный, когда кольцо как таковое ещё не планировалось, и через города явно специально дорогу пропускали. Ещё Ликино-Дулево номинально находится на БМО, но оно северной окраиной практически соприкасается с горьковской магистралью, которую использовать куда как удобнее.
11. Ну и Егорьевск ещё до кучи, на отдельном ответвлении БМО, которое и вовсе является его самым старым отрезком. Остальные территории, по которым идёт кольцо, на удивление необжиты. За окном проплывают только редкие дачные посёлки, да и те, судя по виду домов, выросли вокруг железной дороги, а не наоборот.
12. По меркам этого участка БМО просто мегаполис:
13. Удивило, что многие платформы БМО выложены тактильной плиткой, да и вообще реконструированы в духе последних трендов РЖД. Больше таких платформ на территории Новой Москвы, но всё-таки прямой зависимости нет. За её пределами тоже встречаются.
14. Станция Мачихино, формально имеющая статус парка в составе Бекасова-Сортировочного, удивила масштабом пассажирской инфраструктуры. Длинная высокая платформа и аж полноразмерный "Стандарт-плюс" на отстое. Хотя в расписании поездов с конечной "Мачихино" не значится: прямые из Москвы идут до Крестов. Да и вообще место тут глухое, ради чего всё это? Ещё три года назад из Москвы в Кресты напрямую ходили даже не демиховские старушки, а оригинальные рижские составы. Ныне тот поезд,
на котором я ехал в 2018-м, передан аж в Абхазию, а сюда ездит совсем новьё. Видимо, из-за формальной принадлежности этого участка к Новой Москве. Других причин таких резких перемен даже придумать не могу.
15. В какой-то момент из-за угла показывается гигантская станция. Это "Бекасово-Сортировочное", одна из крупнейших станций в Европе (а в некоторых источниках - крупнейшая, и одна из крупнейших в мире). Я, честно сказать, заранее как-то об этом не знал, и от масштабов её слегка прибалдел.
16. Большую часть станции (а длина её около 18 километров) электричка проходит чуть в стороне, по обводному пути, скрытому от неё лесополосой. В границах станции расположено аж 5 остановочных пунктов, если не считать показанного выше Мачихино, также формально относящегося к ней. Масштабы всего этого поражают.
17. Забавно, что здесь же, вдоль грохочущей станции, тянется линия каких-то карликовых дачек. Предположу, что это огороды железнодорожников. Земля тут скорее всего РЖД принадлежит. Похожие уже видели в Мачихино, на фото №13.
18. Из иных домиков даже дымок идёт:
19. На станции - сразу два железнодорожных памятника: платформа и автомотриса:
20. Не секрет, что пригородные поезда на БМО в первую очередь служат для перевозки рабочих-железнодорожников. В силу пролегания кольца вдали от крупных населённых пунктов, о чём я говорил выше, рядовых пассажиров тут немного. В Бекасово как раз группа железнодорожников в поезд и запрыгнула, чтобы добраться до пересадки на радиальное киевское направление. Колоритные ребята, скажу я вам. И в Челябинск ехать не надо. На их фоне всякие бойцы UFC воспринимаются модными гламурными мальчиками...
21. В Бекасово вообще кажется, что находишься не на станции, а рядом с каким-то из советских заводов-гигантов, типа НЛМК или ММК. Пусть здесь нет огромных труб и сталеплавильных цехов, а всего лишь рельсы до горизонта, ощущения те же. Атмосфера какого-то давящего техногена, созданного человеком, но поработившего его.
22. И тут мы снова врываемся в цивилизацию. Посёлок Киевский построен рядом со станцией Бекасово-Сортировочное для проживания её работников. Также он выходит на Киевское шоссе, и это место многим, думаю, хорошо знакомо. Во-первых, пробкой, сужением и светофором, с которого кто-нибудь обязательно поворачивает налево. Во-вторых, неожиданно большими и современными новостройками, которые, когда едешь на машине, вырастают словно ниоткуда. Проскакивая Киевский, который теперь тоже относится к Москве, по шоссе, и не подумаешь, что за поворотом тут такая грандиозная станция.
23. После путепровода над шоссе электричка въезжает на станцию Бекасово-I, многим знакомую, т.к. она расположена на радиальном киевском направлении.
24. Кольцевые поезда вообще в подавляющем большинстве ситуаций на пересечениях с радиальными магистралями заезжают на их станции по соединительным ветвям, что происходит очень медленно и занимает массу времени. Если бы они всё время ехали прямо по кольцу, их средняя скорость увеличилась бы, наверное, на четверть. Ну а с другой стороны, пересадка на них стала бы значительно менее удобной и смысл в них потерялся бы в принципе.
25. Первая станция на отрезке Бекасово-Кубинка - Пожитково. Половина её формально относится ещё к Новой Москве, вторая половина - уже к области. За станцией Москва наконец-то заканчивается. Здесь находится её нынешняя крайняя западная точка. Как видно, на платформе уже нет тактильной плитки, даже ограждение оригинальное. Но нельзя не отметить, что всё в отличном состоянии. Так мне даже больше нравится, чем после тотальной реконструкции. Удивило, что высота платформы переменная: есть низкий участок, и есть высокий. Аналогично было и в Мачихино.
26. На боковом пути стояла ЭД4М, судя по состоянию, то ли совсем новая (хотя их вроде бы уже не производят?), то ли после ремонта.
27. Отрезок от Бекасово до Кубинки очень короткий. Снимать тут особо нечего. Широкая железнодорожная магистраль, по которой несётся поезд, да лес. А ещё большую часть этого отрезка дорога идёт параллельно Алабинскому танковому полигону, причём иные объекты отлично видно из окна электрички. Но их фотографировать себе дороже.
28. Речку вот какую-то проехали:
29. Станция Акулово. И снова несколько несовременный, но ухоженный вид. Прелесть! Словно не в Подмосковье уехал, а куда-то далеко:
30. Рядом со станцией - огромный логистический терминал легковых автомобилей:
31. Подбираясь к Кубинке, проезжаем каскад прудов на реке Трасна. Живописное местечко:
32. И вот уже показались многоэтажки Кубинки. Это её южные кварталы, состоящие в основном из бывших и действующих военных городков:
33. Возвращаемся в цивилизацию, на сей раз насовсем. Пересекаем трассу М-1. Здесь тоже полным ходом идёт стройка. Я так понимаю, тут и саму дорогу расширяют в черте города, и новые пролёты для железнодорожного моста возводят. Арка, что на фото, предназначена именно для него, хоть и стоит пока параллельно автодороге:
34. Через несколько сотен метров пересекаем старую Можайку:
35. Электричка съезжает с кольца на белорусскую магистраль, чтобы сделать остановку на станции "Кубинка-1". Рассказ про город, включая вокзал, - в отдельном посте, в следующий раз.
36. Сейчас Кубинку промотаем и перенесёмся сразу на обратную дорогу. Была у меня мысль вернуться в Москву тем же путём, но лень и неудобное расписание на БМО сделали своё дело, и я сел на прямую электричку белорусского направления. Вдоль этой линии пейзажи показались скучноватыми и однообразными. Дачи да поля. Пруды вот разве что симпатичные на Сетуни вблизи платформы Портновская:
37. Павильоны на рядовых платформах белорусской магистрали однотипные. Говорил об этом в посте
про ветку на Звенигород:
38. Деревянные ремонтные вставки на платформах даже здесь. Это не Новая Москва:
39. Въезжаем в город Голицыно. Здесь к магистрали примыкает ответвление на Звенигород. Про оставшуюся часть пути я уже рассказывал в упомянутом посте.
40. Сошёл я на станции Рабочий Посёлок. Тут всё снова стильно-модно-молодёжно, даже слишком. Ещё и привокзальный сквер облагорожен. После Столбовой, БМО и Кубинки контраст разительный. Жаль, я не застал тут снесённый в 2017-м сталинский вокзальный павильон:
Под путешествиями всё же воспринимаешь какие-то дальние страны или хотя бы экзотичные регионы своей родины. От поездки по пригородному кольцу, предназначенному для переброски товарняков, априори многого не ждёшь. Просто хотелось после тяжёлой зимы посмотреть на весенние пейзажи из окна. Тем приятнее увидеть что-то новое, интересное, что-то узнать для себя. Поездка по кольцу оставила приятные впечатления, чего не скажешь про город Кубинка. От него я тоже ничего особенного не ждал, но и он умудрился меня удивить, только в обратную сторону. О Кубинке будет следующий рассказ.