Что-то меня, в последнее время, потянуло на исследование заброшенных дорог. На сей раз рассказ будет о дороге железной - старой трассе Ореховского подъездного пути, 1899 года постройки, ставшей, в дальнейшем, одним из участков Большой московской окружной железной дороги - и закрытом в 1965 году, в связи с изменением её трассировки в районе города Ликино-Дулёво.
Если двигаться по БМО от Куровской в сторону Орехово, то место, где расходились старая и нынешняя трассы,
находится на втором пикете 115 километра (километраж здесь идёт от станции Жилёво). Вот тут:
Видите просёлок, уходящий вправо? Вот это старая насыпь и есть:
Поезда уже более полувека идут по новой трассе:
Трафик на восточной стороне кольца напряжённый, за пятнадцать минут прошло четыре состава в обе стороны:
А старая линия была однопутной:
История нынешнего БМО началась, как известно, в 1870 году, с постройки линии Воскресенск - Егорьевск. В 1897 году её решили продлить до Орехово, сделав выход на Московско-Нижегородскую железную дорогу. Новая линия вступила в строй в 1899 году, получив название Ореховский подъездной путь. Вот по её насыпи я и иду. Кое-где из-под слоя песка проглядывают остатки шпал:
Однако, уже через какие-то триста метров насыпь обрывается:
Похоже, её просто срыли на песок. В самом конце насыпи из-под неё проглядывает некая железобетонная конструкция:
Не очень понятно, что это. На мостик не похоже, хотя что там под ней внизу - неизвестно:
Но просёлочная дорога всё равно идёт дальше по старой трассе. Впереди появляются строения Ликино-Дулёво:
Это Дулёвский красочный завод, 1931 года постройки. Если раньше путь шёл вдоль него, то, после его разборки, на месте старой насыпи возвели корпуса. Хотя кусочек линии остался на территории, в качестве подъездного пути. Внутрь, понятное дело, не попасть - пойдём вдоль территории завода. Тут и правда красочно:
А что это видится там, за заводским забором?
А это то, что принято называть словом "внезапно". Среди малышей ТГМ4 стоит тепловоз ТЭРА1 - экспериментальный локомотив, выпущенный Людиновским тепловозостроительным заводом в кооперации с Дженерал Моторс в 1998 году всего в двух экземплярах. На отечественных магистральных железных дорогах они оба никогда не эксплуатировались, хотя для них и предназначались. И, если ТЭРА1-001 трудится, как ведомственный локомотив, в Самарской области, на предприятии "ТольяттиАзот", то ТЭРА1-002, поработав в Калужской области локомотивом при путевой машинной станции, неведомыми путями оказался на территории Дулёвского красочного завода. Впрочем, на сайте Людиновского завода он
числится находящимся в продаже. Ни у кого лишних семидесяти семи миллионов нет?
Для времени своего появления на свет это был самый мощный односекционный тепловоз отечественного производства - мощность американского дизеля составляла 4165 лошадиных сил. ТЭРА, кстати, расшифровывается, как Тепловоз с Электропередачей Российско-Американский:
Железнодорожники любят давать локомотивам прозвища - этот, по ассоциации, получил имя Тираннозавр. По сравнению
с фотографиями трёхлетней давности он, конечно, выцвел, и поржавел...:
Что любопытно, участок пути, на котором стоит сплотка тепловозов, отрезана от подъездного пути, заходящего в ворота завода:
Посмотрим на них ещё раз...
И пойдём дальше. Подъездной путь красочного завода - и есть бывшая трасса Ореховского подъездного пути:
Тупик из ниоткуда в никуда:
Когда в 1965 году построили новую трассу БМО в Ликино-Дулёве (кстати, во многих источниках пишут, что это было сделано ради спрямления трассы. Это не совсем так - новая трассировка ненамного прямее старой, да и выигрыш в расстоянии составил менее полукилометра), то от новой станции Дулёво проложили соединительный путь от её южной горловины. Он изгибается внушительной кривой:
И сливается с подъездным путём красочного завода:
Вот тут Ореховский подъездной путь до сих пор выполняет свою основную функцию:
Но поездов тут теперь, понятное дело, ходит в разы и разы меньше, чем пятьдесят с лишним лет назад:
Скорее всего, новую трассу БМО построили в стороне для того, что бы вынести железную дорогу из городской черты на окраину города:
Опять же, на новой трассе на порядок меньше пересечений с другими дорогами:
Предупредительные светофоры закрещены, давно не используются, и покосились:
Дальше пути заходят в промзону:
Начинается путевое развитие:
Когда-то это была южная горловина старой станции Дулёво:
А сейчас пути внезапно обрываются один за другим...
Кусты вместо тупиковой призмы - это оригинально:
Но вот дальше рельсов уже вообще никаких нет:
Только шпалы торчат из грунта, Да у места, где, когда-то, был переезд, сохранился характерный железнодорожный заборчик:
Хотя не очень понятно, был ли тут переезд раньше. Дорога выглядит достаточно новой:
А вот тут она и была, станция Дулёво Ореховского подъездного пути:
Путей на ней было совсем немного, три, может быть, четыре:
Никаких построек, похожих на станционные, я тоже вокруг не обнаружил. Только старые шпалы торчат из земли:
Это, похоже, бывшая северная горловина станции:
Интересно, что среди останков деревянных шпал обнаружились две железобетонные. Линия, напомню, здесь была закрыта в 1965 году. Хотя она сохранялась и позднее, использовавшись, уже, как чисто подъездной путь:
Путь убегает дальше - в сторону бывшей станции Ликино:
Ну, а мы, на этом, пока прервёмся.