Я сразу обратил на него внимание. Он явно был не из числа аборигенов, считающих себя собственниками моей усадьбы. Я имею в виду варакушек, чечевиц, чеканов и прочих, включая оседлых воробьёв. А так как силуэт птицы мне был незнаком, я сбегал по-быстрому в дом за фотоаппаратом. Успел! Незнакомец или незнакомка по-прежнему сидела на старом штакетнике забора.
Однако успел я сделать только не больше трёх кадров, как пернатая незнакомка, взглянув направо, взглянув налево, вспорхнула крыльями и улетела в кусты жёлтой акации соседствующего со мной пустыря. Больше я её не видел. Единственное, что у меня сохранилось от этой случайной встречи, так эти три кадра.
Опознать случайную гостью я сразу не смог. Абсолютное отсутствие каких-нибудь ярко выраженных индивидуальных примет. Ни тебе хохолка, ни красного или синего пятна, ни оранжевого подхвостья. Словно криминальный субъект, про которого в ориентировке пишут: особых примет нет.
Но как я уже не раз отмечал, сегодня есть такое благо, как всезнающий интернет. Точнее, знатоки, сидящие по сообществам в социальных сетях. Им не потребовалось много времени, чтобы вывести меня из состояния прострации, в которое я впал, не сумев определить какую-то скромненькую птичку. "Конёк!"- дружно сказали мне знатоки. Затем неуверенно добавили:"Но какой?"
Дело в том, что коньки-то, я имею в виду птиц, а не тот спортивный инвентарь, при помощи которого катаются по льду, так вот птицы коньки тоже бывают разные. Если судить по названию, то их различие самое элементарное: коньки лесные и коньки луговые. Казалось бы, чего проще? Встретил конька в лесу - значит, лесной. Вспорхнул он перед тобой на лугу - ого, луговой!
Но не тут-то было. Самые продвинутые знатоки поделились со мной секретом. Всё дело, оказывается, в заднем когте. Именно по строению заднего когтя можно однозначно отличить лесного конька от лугового. Ладно, я понимаю, если он, не коготь, а конёк, сидит на штакетнике, то в хороший бинокль или благодаря телеобъективу можно, наверное, не спеша рассмотреть этот пресловутый задний коготь. Но в лесу или на лугу?
С моим коньком я разобрался самым нехитрым способом. Заглянул в справочник "Птицы Омской области". Нашёл коньков. Их оказалось не два, а три. К луговому и лесному конькам справочник добавил ещё пятнистого или зелёного конька. И все они из семейства трясогузковых. Этого внезапно обнаруженного третьего, то есть пятнистого или зелёного, я отмёл сразу. Если он, согласно справочнику, "встречается только в сосновых и кедровых лесах, редкий, гнездящийся вид, то явно это не мой житель лесостепной зоны.
Иду дальше. Луговой конёк. "Отмечен на пролёте в степной и лесостепной зоне", - сообщает справочник. По поводу же гнездования в степи или лесостепи справочник умалчивает. Поэтому и я вслед за умалчивающим справочником предположу, что если случайно залетит ко мне луговой конёк, то только на пролёте. А середина лета, мягко говоря, не совсем подходящее время для пролёта.
А вот лесной конёк, радостно говорят авторы справочника, "обычный, гнездящийся вид во всех зонах области". Прилетает в апреле, улетает в сентябре или октябре. При этом умудряется в отдельные годы дважды вывести птенцов. Раз он обычный и везде гнездящийся, то будем считать, что именно он и осчастливил меня мимолётной встречей. А если учитывать, как я уже говорил, что вся разница во внешнем виде двух коньков - лесного и лугового - состоит лишь в том, как уточняет всезнающий справочник, что у одного коготь заднего пальца длиннее, чем у другого, то какая для меня разница, который из них воспользовался моим забором, чтобы посидеть на нём пару минут. Но благодаря этому непредвиденному случаю, я теперь хоть что-то знаю про коньков.