В эти дни внимание всех любителей биатлона приковано к происходящему в Контиолахти, небольшом финском городе, где неделю назад был дан главный старт сезона, Чемпионат мира по биатлону 2015. Довольно неожиданно и спонтанно получилось так, что 8 марта я оказался на биатлонном стадионе, где прошло две гонки, от души поболел за наших, а заодно изучил, как устроены соревнования такого уровня. Раньше мне доводилось бывать на футболе, на хоккее и даже на закрытии Олимпийских игр, но биатлон - совершенно новый для меня опыт, о котором я решил рассказать. Надеюсь, эта статья будет интересна не только тем, кто переживает за выступление нашей сборной, но и людям, далеким от биатлона, но желающим знать, каково это - смотреть биатлон прямо на стадионе.
8 марта в Контиолахти прошло две гонки преследования, она же пасьют. Для незнакомых с биатлонной терминологией поясню, что пасьют - динамичная и контактная гонка, в которой спортсмены стартуют в соответствии с результатами, показанными в прошедшем накануне спринте: тот, кто в спринте пришел к финишу первым, в пасьюте стартует также первым, тот, кто пришел с отрывом в десять секунд, стартует на десять секунд позже, и так далее. На первый взгляд такая система может показаться несправедливой - больше всего шансов на победу имеет тот, кто уже взял золото в спринте, - но во время самой гонки может произойти все, что угодно, и это делает пасьют одним из самых зрелищных видов гонок.
Впрочем, говоря о зрелищности, я имею в виду в первую очередь телевизионную картинку: увидеть со своего сектора всю трассу длиной в 2,5 километра невозможно физически, поэтому 90% всей информации, важной для понимания происходящего на трассе, зрители в любом случае узнают с больших экранов и от комментаторов. Увидев на экране комментаторское трио, я аж вздрогнул: тот, что слева, был как две капли воды похож на мужика, с которым я сидел в сауне отеля прошлым вечером. Разница была лишь в том, что, во-первых, комментатор был одет, а, во-вторых, лихо шпарил сразу на нескольких языках, в зависимости от ситуации выдавая комментарий на английском, немецком либо французском. Два других комментатора вещали по-фински и по-русски.
Вначале должны были бежать мужчины. Шансов на медаль у нас было не так уж много: первый из россиян, Евгений Гараничев, стартовал шестым с задержкой в 36 секунд, вторым был Антон Шипулин, который бежал на 18-й позиции с задержкой в 1 минуту 3 секунды. Именно его, сосредоточенно готовящегося к гонке, вы видите на этом снимке.
Начало гонки оказалось не очень обнадеживающим: Евгений Гараничев дважды промахнулся на первой же лежке, и отправился нарезать штрафные круги. В пасьюте каждый выстрел в буквальном смысле на вес золота, поскольку запасных патронов нет, а за каждый промах биатлонист должен сделать штрафной круг. В Контиолахти на него уходило около 20 секунд и, что более важно, силы, которые могли потребоваться в завершающей стадии гонки. Оставалась надежда на Антона Шипулина, который начал довольно бодро, и, несмотря на промах во второй стрельбе, стал потихоньку отыгрывать позиции.
Впрочем, догнать немца Эрика Лессера, который стартовал с пятой позиции, в этот день было невозможно: он стрелял безошибочно и вдобавок с сумасшедшей скоростью, так что снимая, как он закладывает вираж после заключительной четвертой стрельбы, я ни разу не сомневался, что золото достанется именно ему.
Продолжение заметки читайте в моем блоге