Попытка маркетингового обзора и прогноза развития рынка беззеркалок.

Sep 19, 2012 23:26

После моего прошлого поста многие упрекали меня, что я искусственно сузил критерии отбора до камер со свтроенным видоискателем. Что ж, исправляюсь.

Моя работа тесно связана с маркетингом и мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за современным развитием рынка фототехники. Он сложный, высококонкурентный, изменчивый, и оставляет гораздо больше простора для маневров, чем, например, рынок телефонов или компьютеров. Наблюдать за борьбой игроков на этом рынке - увлекательнейшее занятие.

В первом приближении рынок предложения фототехники можно разделить как минимум на четыре основных сегмента: зеркалки (там несколько своих подсегментов); ультразумы; беззеркалки с матрицей от 1/1,7"; и "мыльницы" с маленькой матрицей, которые все более успешно заменяются смартфонами. Наибольшая динамика и разнообразие сегодня, конечно, на рынке беззеркалок. Этот сегмент, в свою очередь, можно разделить на три подсегмента: камеры с несъёмными 2-5 кратными зумами, камеры со сменными объективами и узкий подсегмент камер с несменными светлыми объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Первые два подсегмента включают в себя предложения начального (пластиковый корпус, минимум функций), продвинутого и топового уровней (металлический корпус, богатые органы управления, куча функций и опций, обычно - видоискатель). Деление достаточно условное, но вполне оправданное.

Вот как выглядит на сегодняшний день предложение основных игроков рынка:



Какие прогнозы можно сделать, внимательно изучив сложившуюся ситуацию? Любопытно будет взглянуть на эти прогнозы через год... :)


NIKON. В подсегменте 2 компания сделала ставку на камеры с маленькой матрицей, видимо, опасаясь за продажи своих младших зеркалок D3xxx и D5xxx. Решение спорное, так как в результате Nikon отстает от конкурентов, не имея карманной камеры для требовательных любителей и профессионалов. Выпуск еще одной (третьей, считая зеркалки) линейки со сменной оптикой практически исключён. Так что можно предположить, что в течение года Nikon выведет на рынок камеру в подсегменте 1с (продвинутый аналог Canon GX1 с кроп-фактором <2) или одну-две дорогих (~$1000) камеры в подсегменте 3 с фокусными расстояниями 28...35...50 мм и кроп-фактором 1,0-2,0.

CANON. Предложение Canon отлично сбалансировано. Ожидаемое развитие в течение ближайшего года - расширение линейки EOS M в подсегмент 2а (пластиковый корпус, урезанные функции) и 2с (металлический корпус, видоискатель).

SONY. Компания сделала ставку на широкую линейку отличных камер серии NEX и нет никаких оснований предполагать, что они свернут с этого пути. Единственный недостаток - довольно громоздкие объективы, но sony уже начала исправлять его, выпустив компактный зум 16-50/3.5-5.6. Думаю, в течение года мы увидим еще один-два новых компактных объектива к этой системе. На развитие линейки DSC-RX1 я бы рассчитывать не стал - это скорее имиджевый проект, или же попытка хотя бы частично окупить одну из внутренних исследовательских разработок.

SAMSUNG. Очень интересная ситуация складывается у Samsung. В их распоряжении есть несколько отличных компактных объективов - "блинчики" 16/2,4 20/2,8 и 30/2,0 и небольшой зум 20-50/3,5-5,6. В подсегментах 2а и 2b у самсунга есть неплохие камеры, а вот в подсегменте 2с камера NX20 выглядит не слишком привлекательно. Ходили слухи, что Samsung готовит камеру под объективы NX в "ретро" корпусе, похожем на пленочную дальномерку Konica. Думаю, что эти слухи обоснованы, и в течение года следует ожидать новой красивой и дорогой (от $1000) камеры Samsung в подсегменте 2с.

PANASONIC и OLYMPUS. Предложение этих игроков очень похоже по структуре и закрывает большую часть потребностей рынка, ожидается планомерное обновление существующих линеек. Можно, впрочем, предположить, что кто-нибудь из них выйдет в подсегмент 3. Этот шаг будет обусловлен не столько необходимостью, сколько простотой - на базе уже отработанных решений эти производители без усилий могут сделать очень компактную камеру с матрицей 4/3" и несъёмным светлым объективом наподобие Panasonic 20/1.7 - объёмы продаж будут не очень большими, но часть рынка у Fujifilm X100 они отберут.

FUJIFILM. Компания совершила неожиданный рывок два года назад, выпустив уникальную (и до сегодняшнего дня успешную) камеру X100 в подсегменте 3, на который остальные игроки не обращали особого внимания. Этот шаг был настолько успешным, что позволил Fujifilm превратиться из почти аутсайдера в одного из заметных игроков. Успех был развит выпуском четырех очень интересных камер в подсегментах 1 и 2. В течение следующего года почти наверняка следует ожидать легкого апгрейда X100 (двухлетнюю модель нужно "освежить") и серьезного улучшения X10, которая теперь конкурирует с Canon G15 и GX1.

LEICA идёт своим путём, у них своя ниша на рынке. Можно предположить, что в течение года появится камера с электронным видоискателем в уменьшенном корпусе Leica CL (выпускался в 70-е годы) с современной версией компактного объектива Rokkor 40/2.0, но из-за своей цены это чудо (если и появится) останется недоступным для большинства фотографов.

PENTAX - явный аутсайдер. Обе новых камеры Pentax выглядят курьезом - "мыльница" Q10 со сменной оптикой и недо-зеркалка К-01. Обе линейки не имеют будущего, не очень понятно, какую траву курят инженеры пентакса. Но чем черт не шутит - вдруг им удастся повторить прорыв Fujifilm двухлетней давности? Впрочем, это вряд ли.

В обзор не попали Ricoh и Sigma - маловероятно, что на сегодняшнем рынке фототехники они найдут силы всерьез заявить о себе.

Вот такие вот прогнозы на досуге. Вернусь к ним через год, после Photokina 2013 - посмотреть, где я угадал, а где нет :)

обзор

Previous post Next post
Up