Классический танец - основная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на поэтически-обобщенной трактовке образа человека, на пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний.
Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса (хореографических упражнений в установленной последовательности у опоры или на середине). В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; развивается правильное распределение тяжести тела на двух и на одной ноге.
Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.
Что для этого надо сделать?
Встать к опоре (можно использовать стул) лицом, поставить ноги пятками вместе, носки слегка развернуть (не выворотно). Мышцы ног напряжены, колени вытянуты, кисти рук находятся на поверхности опоры, напротив плеч, и не обхватывают опору, а свободно лежат на ней (большой палец, присоединенный к остальным, также лежит на поверхности опоры). Пальцы соприкасаются между собой. Локти свободно опущены и находятся несколько впереди корпуса против кистей рук. Голова держится прямо. Взгляд направлен вперед. Корпус поставлен вертикально, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, плечи опущены, грудная клетка раскрыта. Лопатки не сжимаются, а находятся в спокойном состоянии. Состояние «все в себя».
Теперь рассмотрим позиции ног.
I - Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе
II - Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами
III - Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)
IV - Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)
V - Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног)
Сегодняшним домашним заданием будет:
- Отработать подготовительную позицию
- Отработать позиции ног
Для этого предлагаю выполнить следующее упражнение (все упражнения желательно выполнять перед зеркалом, чтобы отслеживать и исправлять ошибки):
Подготовив правильное положение всей фигуры, встать в I позицию. Для этого, не сдвигая пятку и не отделяя ее от пола, отвести назад до выворотного положения ступню правой ноги.
Вслед за этим развернуть и левую ступню так, чтобы обе ступни образовали прямую линию. Центр тяжести корпуса распределяется равномерно на обеих ногах.
Переходя из I позиции на II, правую, работающую (В дельнейшем всюду работающей ногой называется та, которая находится в движении и освобождена от тяжести корпуса), ногу с вытянутым подъемом и пальцами отвести в сторону по прямой линии, одновременно передав центр тяжести корпуса на левую опорную (Опорной ногой называется та нога, на которую в момент движения приходится тяжесть тела. Она может быть неподвижной, но может и сама находиться в движении) ногу, которая в момент движения остается неподвижной и выворотной. При опускании пятки работающей ноги на пол на II позицию центр тяжести корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Руки легко скользят по палке и перемещаются, положение кистей против плеч сохраняется.
Переходя в III позицию, вытянуть подъем и пальцы правой ноги, передать центр тяжести корпуса на левую ногу и продвинуть кисти рук по палке, положив их против плеч. Работающая нога по прямой линии движется к опорной. Поставив ноги в III позицию (пятка одной плотно прижата к середине стопы другой), передать центр тяжести корпуса равномерно на обе ноги.
После усвоения III позиции изучается V позиция (также лицом к палке); с IV позицией, как самой трудной, знакомятся в последнюю очередь, причем только тогда, когда усвоены I, II, III и V позиции лицом к палке и учащиеся продолжают их изучение, держась за палку одной рукой.
Для перехода из III позиции в V передать центр тяжести корпуса на левую опорную ногу, отвести работающую правую с вытянутыми подъемом и пальцами вперед так, чтобы носок работающей ноги пришелся против пятки опорной. Затем работающая нога возвращается к опорной и ставится в V позицию. Тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.
Исполнив лицом к палке I,II,III и V позиции с правой ноги, повторить их с левой.
Главной составляющей упражнение сохранение исходного положения всех частей тела.