Художник не садится за работу до тех пор,
пока страх не работать не возьмёт верх
над страхом работать.
Стивен де Стеблер
Вполне возможно, что эта книга уже многим известна. Ко мне она попала вот только сейчас. Сожалею, что не раньше. Сколько бы нервов и времени не было б потрачено впустую! Потому что бесконечные сомнения, страхи в творчестве, постоянные вопросы: а если не получится, а вдруг тебя не поймут, а стоит ли продолжать начатую работу, а есть ли у меня вообще способности и место ли мне в этой профессии - кому они неведомы? Как пишут сами авторы, их книга о том, каково это - находиться в студии или в аудитории, за гончарным кругом или за клавиатурой, перед мольбертом или с фотокамерой в руках, пытаясь добиться необходимого тебе результата.
" Люди, которым в жизни необходима уверенность, крайне редко начинают заниматься искусством. Ведь это дело рискованно и трудно, оно может погубить, оно непредсказуемо, оно занимает все помыслы, и оно стихийно...
Успех творчества зависит от случая, и предсказуемость для него - плохая компания. Зато неуверенность - необходимый, неизбежный и вездесущий спутник вашего стремления творить."
Книга не содержит инструкций к применению, готовых ответов. У неё другая миссия - мотивация. Это скорее психологический практикум для творческих людей, написанный в манере дружеской беседы двух художников, с юмором. И подымаемые темы вроде бы известны и очевидны, ничего нового. Но как же это всё до боли знакомо! И, как оказывается, не только тебе - когда бьёшься головой об стену, пытаясь идеи своего воображения передать бумаге, шелку и максимально сократить пропасть между тем, что ты чувствуешь и тем, что выходит в результате. А мысль, что это знакомо не одному тебе, примиряет (утешает?) и мотивирует не останавливаться, двигаться дальше. Ведь по сути, это зрителям важен результат - готовое произведение искусства для вдохновения, развлечения, а художнику важен сам творческий процесс, что нового он в себе самом этим открывает. "Один из самых главных и сложных уроков для каждого художника - понять, что важны даже неудачи."
Здесь хочу привести пару своих примеров. У каждого, я думаю, есть свои истории. Эту работу я делала давно, когда только начинала заниматься батиком. Сняв воск, я с огорчением отметила, что работа не удалась - мне совершенно не понравилось кракле, хотелось чтобы оно имело более упорядоченный характер, а оно вот как вышло, так вышло. Но комсомольцы не сдаются и с горящим взором я принялась за второй вариант, а первый в сердцах выбросила тут же в мусорку. Муж вечером достал эту тряпочку из ведра со словами: "Хорошо хоть сверху вареники какие не выбросила или помидоры". Разгладил и спрятал, говорит, потом посмотришь. Сделала я второй вариант, более упорядоченный, и сравнила с первым. Ну что я могу сказать? Первый мне нравится больше))) Он кажется мне более живым, с настроением именно из-за своей хаотичности и случайности. Второй всё-таки суховат получился. Урок извлекла такой - не судить поспешно, пусть вылежится...и завела отдельную мусорку, специально для своих художеств))) С тех пор значительная часть работ у меня проходит такое вот "очищение мусоркой". И еще я не делаю копии своих работ. Как правило, первый результат всегда лучше и вы никогда не войдете снова в то состояние, при котором он создавался.
"Старый город" (х/б, горячий батик, 70х85 см)
И еще один случай, который неожиданно привел к созданию одного приема, рискованного, правда. В горячем батике приходится действовать как в той песне "на честном слове и на одном крыле", то есть зачастую руководствуясь одной интуицией. Потому что результат виден будет только в конце, когда снимется воск и исправить что -либо уже невозможно. Всегда есть риск перетемнить работу, потому что краска под слоем воска выглядит иначе. И вот в этом натюрморте так и вышло. Здание получилось слишком контрастное, насыщенное как для отражения, вылазило вперёд. Я расстроилась ужасно и поскольку решила, что терять нечего...взяла и постирала еще не закрепленное. В результате часть красителя смылась, здание приобрело какую-то полупрозрачную дымку, флёр и стало похоже на отражение. Чашка была написана термозакрепляемыми красками, потому и не пострадала. А я приобрела такой интересный опыт, который использовала еще не в одной работе. Но это конечно на свой страх и риск, когда решаешь, что хуже не будет. Потому что были и непоправимые проколы.
"Львов, я люблю тебя !" (100% шелк, смешанная техника батика, 40х55 см)
"Суть в том, что вы учитесь создавать произведения, пока создаете их, и многие из возникших в этом процессе никогда не станут завершенными произведениями. Лучшее, что вы можете делать - это создавать произведения искусства, которые вам небезразличны. И как можно больше! ...Назначение основной части ваших произведений - просто научить вас, как создать те несколько, которые превознесут своего автора."
"В основном, продолжают заниматься искусством те, кто научился "продолжать", или, точнее, научился "не-бросать". ..."Художники бросают, когда уверяются в том, что их следующее творение обречено на провал. И еще художники бросают, когда теряют цель своей работы или вернее, когда поставленная цель достигнута."
Очень часто творческий кризис случается после проведения персональной выставки, к которой ты напряженно готовился, которая была единственным твоим стремлением долгое время. Персональная выставка - это своего рода итог, результат твоей деятельности за определенный период. И вот ты этого добился, успех и всё такое, а что потом? Куда двигаться дальше? В такой мучительной растерянности лично я пребывала с полгода, для меня это был очень тяжелый период. Я постоянно изводила себя и своих близких уничижительными сомнениями: "я не художник - я им прикидываюсь; я не могу сказать ничего стоящего; я не уверена в том, что делаю; другие делают лучше меня" и т.д. Понятно, все эти страхи не способствуют творческому процессу. Редко что-то начатое доводилось до конца, чтоб в итоге выбросить в мусорку, - ну мало ли, хоть на тряпочки пригодится. И каким же облегчением было узнать, что я не одна такая! Что это вполне нормально, с такой проблемой сталкиваются многие художники, что это естественная часть творческого процесса. Моей ошибкой было зациклиться на одной цели, не оставив на будущее никаких зацепок. Поняв диагноз, можно найти средства его излечения. Эта книга была лично для меня просто как глоток свежего воздуха! Не скажу, что рассеялись все сомнения и страхи, они при мне, куда ж без них. Но теперь я знаю, что с этим живут и весьма плодотворно.
"Утро раннее" (100% шелк, горячий батик, 55х55 см., 2012 г.)
И вот под впечатлением от прочитанного, я достала из мусорки последнюю работу, посмотрела еще раз критически и подумала, что можно реанимировать. Подправила кое-что и результат наконец-то решилась показать. Скажу сразу, ни одной своей работой я не довольна стопроцентно, каждая повергает меня в разочарование, ведь всегда получается не то, что я себе представляла.
Только не подумайте, что я тут кокетничаю, для меня всё это очень серьёзно. И может моя кухня кому-то тоже будет полезной? Авторы книги рекомендуют оставлять зазор во времени между окончанием работы и показом её публике; так сказать, для своего примирения с результатом. Ну вот касательно этой работы на примирение ушло 4 месяца ))) Эти художники сплошь невротики. Но ведь "безупречные создания не испытывают потребности творить".