Набойка - способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
Кубовая набойка - получила свое название от куба - чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.
Индиго - цвет, средний между тёмно-синим и фиолетовым. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, использовавшийся для окраски одежды.
«Следует заметить, что чаще всего в деревенских красильнях рабочих не бывает, а управляется с работой сам хозяин. В заведении бывает по одному кубу. Для окрашивания употребляется кубовая краска, индик (индиго), известь, зола, сандал, купоросное масло, коломенская глина, черный и синий купорос, аравийский камедь, шубный, или мездренный, и рыбный клей»
ЕфименкоП.С. «Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии»
Процесс крашения в наше время происходит следующим способом. Кубовая набойка основана на приеме резервирования.
На льняное полотно с досок-новоделов наносится резерв - вапа. Главная составная часть вапы - белая глина и соли окиси меди.
Затем полотнище закрепляется на решетке-«баране», и следует первый прокрас в течении 10 минут в растворе красителя индиго, после которого ткань на «баране» поднимается для окисления на 5 минут.
Во время крашения в кубе, вследствие содержащейся в краски щелочи, в тех местах, где набита ткань остается непрокрашенной. Цикл повторяется трижды. При прополаскивании глина удаляется в проточной воде. Сразу после полоскания следует закрепление - откваска в слабом растворе соляной кислоты в течении 5-15 минут. Завершается все снова полосканием.
После промывания и закрепления краски резервированный рисунок остается неокрашенным. Промывая от вапы, набойка приобретает нарядный вид: белый рисунок по темно-синему фону. Однако перед началом процесса необходимо было еще приготовить вапу и раствор индиго, сначала концентрированный, «маточный», а затем сильно разведенный дождевой водой.
«
Выставочный проект “Куб, манеры и синюха. Искусство кубовой набойки”.»
СЛОВАРЬ
«БАРАН» - специальная решетка, для навешивания «набитого» и высушенного холста под покраску в кубе.
ВАПА - резерв (защита), сложный химический состав для набивания узора.
ВЕРСТАК - большой стол, покрытый сукном, на который кладут холст, для дальнейшей набивки орнамента.
«ГЛАЗА ПРОЧИСТИТЬ» - прополоскать, удалить вапу в проточной воде. КИВАНКА (КИЯНКА) - палка с утолщением на конце, для постукивания по набоечной доске. КИСТЬ - кисть или помазок для нанесения краски.
КОЗЛЫ - конструкция из деревянных жердей для просушки на улице готовых тканей.
КУБ - большая емкость с краской для крашения ткани. КУБОВАЯ НАБОЙКА - набойка, темно-синяя ткань с белым или желтым орнаментом.
КРАШЕНИНА - холст, покрашенный в синий цвет, без орнамента.
НАБИВАНИЕ ХОЛСТА, НАБИВКА - нанесение на ткань орнамента с помощью набоечных досок.
НАБОЕЧНАЯ ДОСКА - доска, изготовленная из твердых пород деревьев и медных или латунных вставок, образующих на поверхности орнамент.
«НАХАЖИВАТЬ ДОСКУ» - постукивать киванкой по набоечной доске.
НЕДОКРАС - ткань недостаточно окрашенная.
ОТКВАСКА - слабый раствор соляной кислоты для закрепления в конце процесса крашения.
ПЕРЕХОЖИЕ МАСТЕРА - красильщики, которые ходили по деревням, выполняя заказы на крашение тканей.
РАБОЧАЯ - мастерская, где непосредственно красили ткани.
СИНЕЛЬНОЕ ДЕЛО - кустарный промысел, связанный с кубовым крашением.
СИНЕЛЬЩИК, НАБОЙЩИК, КРАШЕННИК, ПЕЧАТАЛЬЩИК - сарафан из кубовой набойки.
СУШИЛЬНЯ - помещение, где сушили ткани.
http://www.museum.ru/N40406
Использованы мои фото с выставки и книга "Каргопольская кубовая набойка"
" Доски реконструированны по этнографическим образцам (мастер Покровский В. 2005 год .научный руководитель Федорова Г.А.("Областная школа "Народный русский костюм. Материалы. История. Технология" ГАУК Владимирской области ОЦНТ")
http://mgomz.ru/vistavki/vyistavochnyiy-proekt-kub-maneryi-i-sinyuha-iskusstvo-kubovoy-naboyki