ДжэтЭкспо-2007 в фотографиях Сергея Рябцева: Bombardier BD-700-1A10 Global Express XRS.

Aug 22, 2024 08:32

Bombardier Global Express - большой сверхдальнемагистральный административный самолёт, производимый компанией Bombardier Aerospace на заводе компании в г. Торонто. В настоящее время выпускаются три варианта модели: Global Express, Global 5000 и Global 6000. Global Express имеет военные модификации Raytheon Sentinel и E-11A. Global Express может без дозаправки преодолевать межконтинентальные расстояния на таких маршрутах, как Нью-Йорк - Токио, и связывать любые два города на планете с одной дозаправкой. Конкурентами Global Express являются Airbus A319ACJ, Boeing Business Jet и Gulfstream G500/G550. Среди комплектующих самолета есть детали российского производства (шасси). Построено более 816 самолетов. Global XRS теперь называется Global Express 6000.


ДжэтЭкспо-2007 в фотографиях Сергея Рябцева.


Bombardier BD-700-1A10 Global Express XRS N167GX/9167.


Global 6000 (ранее известный под названием Global XRS) является улучшенной модификацией изначальной модели. Самолёт предлагает более высокую крейсерскую скорость, повышенную дальность, улучшенные планировку салона и освещение. Повышение дальности достигнуто за счёт установки дополнительного бака на 674 кг топлива в корневой части крыла. Первый Global Express XRS был поставлен заказчику в начале 2006 года. Стоимость самолёта составляет около 45,5 миллионов долларов.


В октябре 1991 года фирма "Bombardier" объявила, что ее отделение "Canadair Group" приступает к проектированию нового корпоративного самолета Canadair Global Express. Полномасштабное производство развернулось в начале 1993 года. В основу проекта были положены три основных требования: большие скорость и дальность полета при самом просторном и комфортабельном салоне. Большое внимание уделялось простоте и удобству эксплуатации. 13 октября 1996 года был выполнен первый полет на этом самолете.


В 1996 и 1997 годах четыре самолета проходили испытания. По результатам полетов самолет в мае 1998 года получил сертификат Transport Canada.
В работе над самолетом принимали участие фирмы : Mitsubishi, Dowty Aerospace, Sextant Avionique, Honeywell, Parker Bertea Aerospace, Lucas Aerospace, AlliedSignal Engines, Abex NWL Aerospace. Стоимость самолета на 2003 год в обычной комплектации составляет 32.2 миллиона долларов.


Bombardier BD-700-1A10 Global Express может пролететь между любыми двумя точками земного шара всего с одной остановкой для заправки. Также ему по силам совершать беспосадочные перелеты на трансконтинентальные дистанции, например Сидней - Лос-Анджелес или Нью-Йорк - Токио. Самолет с экипажем из четырех человек должен перевозить восемь пассажиров без посадки из Нью-Йорка в Токио (расстояние 12 050 км) со средней скоростью М=0,8 на высоте до 15 500 м. Размеры салона должны позволить перевести до 19 пассажиров на меньшие расстояния. Самолет должен выполнять взлет и посадку на небольших аэродромах, расположенных недалеко от штаб-квартир крупных корпораций, которые рассматривались в качестве наиболее вероятных заказчиков.


Global Express проектировался с "чистого листа", но с учетом опыта проектирования корпоративных самолетов. Разработка конструкторской и технологической документации велась в компьютерной системе CAD/CAM (Computer-Aided Design/Computer-Aided Manufacture). Global Express сохранил конструктивные особенности, присущие самолетам Canadair: фюзеляж круглого сечения, низкорасположенное стреловидное крыло, Т-образное хвостовое оперение. Силовая установка состоит из двух установленных в хвостовой части фюзеляжа двухконтурных турбореактивных двигателей. Подобное расположение двигателей позволяет сохранить чистоту аэродинамики крыла при одновременном снижении уровней шума и вибрации в салоне.


Крыло большого удлинения с суперкритическим профилем имеет стреловидность 35°, на законцовках установлены винглеты. Механизация крыла включает многосегментные щелевые предкрылки, закрылки и интерцепторы. Силовая установка - два двигателя BMW Rolls-Royce BR710A2-20 c тягой по 6700 кгс, оснащенные цифровой системой управления FADEC. Приборное оборудование выполнено на основе шести многофункциональных индикаторов (шесть цветных дисплеев c размером экрана 203x178 мм) системы Honeywell Primus 200XP. Кроме того самолет оборудован коллиматорным индикатором посадки на лобовом стекле, так же имеются системы автоматического самолетовождения, предупреждения о столкновении в полете (TCAS II), об опасном сближении с землей и т.д. По своим возможностям и составу оно близко к оборудованию магистрального авиалайнера.


Огромное внимание конструкторы уделили вопросам эксплуатации и безопасности полетов, не меньшее - удобству пассажиров. Салон разделен на три отсека: его общая длина 14,63 м, максимальная ширина 2,49 м, высота 1,90 м. Существует большое количество вариантов отделки салона. В фюзеляже оборудованы места отдыха для членов экипажа, большая кухня, туалет и багажный отсек.


"Canadair" привлекла к разработке самолета 11 крупных авиастроительных фирм, среди которых необходимо отметить японскую "Mitsubishi Heavy Industries", ответственную за производство центральной секции фюзеляжа и крыла, а также британскую "Short Brothers", выполнившую проектирование секций фюзеляжа и мотогондол. Первый Global Express выполнил первый полет 13 августа 1996 года, канадский сертификат летной годности был получен в июле 1998 года. Вскоре после сертификации начались поставки самолетов заказчикам.


В июне 1999 года правительство Великобритании выбрало Global Express в качестве платформы для системы разведки и управления ASTOR. По программе ASTOR пять самолетов Global Express должны были пройти модернизацию в вариант Sentinel R.Mk 1 для британских ВВС (основной подрядчик целевого оборудования - фирма "Raytheon"), но работа затянулась из-за сложности интеграции электронной аппаратуры. Последний Sentinel R.Mk 1 заказчик получил в феврале 2009 года после успешных эксплуатационных испытаний в Афганистане.


ЛТХ:
Модификация Global Express
Размах крыла, м 28.50
Длина самолета, м 30.30
Высота самолета, м 7.57
Площадь крыла,м2 94.94
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 22135
максимальная взлетная 42411
Топливо, кг 19663
Тип двигателя 2 ТРДД BMW Rolls-Royce BR710A2-20
Тяга, кН 2 х 65.6
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 935
Нормальная крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км
с максимальной загрузкой 9575
с 19 пассажирами 11093
с 8 пассажирами 12038
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 2-4
Полезная нагрузка нормально - 8 пассажиров, максимально - 19

авиация

Previous post Next post
Up