EMB-314 Super Tucano - лёгкий турбовинтовой штурмовик и учебно-тренировочный самолет основной летной подготовки, выпускающийся бразильской компанией Embraer на основе самолета EMB-312 Tucano.
Первый прототип самолёта поднялся в воздух в 1999 году. Изначально проектировался как учебный самолёт, но впоследствии был доработан для нанесения ударов по слабозащищённым воздушным и наземным целям. Тем не менее кабина пилота штурмовика защищена кевларовой бронёй. Super Tucano в целом ряде стран применялся как контрпартизанский самолёт, а также для борьбы с перевозками наркотиков на поршневых летательных аппаратах. Построено более 247 самолетов.
Дубайский авиасалон-2021 . Embraer EMB-314E Super Tucano PT-ZTU/31400232. Я так понимаю, что на авиасалоне самолет появился потому, что местная компания Edge договорилась с Embraer об интеграции выпускаемого ими вооружения с этим самолетом... Планируют устанавливать комплекты высокоточного наведения для доставки бомб Mk-81 и Mk-82 НАТОвского стандарта.
Самолет имеет большую историю: в январе 1991 года началась разработка новой модификации самолета, получившей название ЕМВ-312Н Super Tucano. Машина имела усиленный планер с удлиненным фюзеляжем, более мощную силовую установку (ТВД РТ6А-68-1 мощностью 1600 л. с. с пятилопастным винтом), новый фонарь, кабинное приборное оборудование с использованием жидкокристаллических индикаторов, позволяющее применять очки ночного видения, приемник спутниковой навигации, пять узлов внешней подвески, наддув кабины и защиту ее броневыми плитами из кевлара, новые катапультные кресла, бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, противоперегрузочные костюмы летчиков и ряд других усовершенствований.
Первый полет опытного самолета, который в итоге получил наименование EMB-314 Super Tucano, состоялся 9 сентября 1991 года. Эта машина с сентября по август 1992 года проходила испытания в США в рамках программы JPATS (перспективный учебно-тренировочный самолет для ВВС и ВМС США), однако не добилась успеха; предпочтение было отдано другому турбовинтовому самолету - швейцарскому УТС Pilatus РС-9.
Кроме основной задачи по подготовке армейских пилотов, самолет может так же привлекаться для выполнения следующих задач - противопартизанские миссии (COIN mission), патрулирование районов, проведение боевых разведывательных операций. Кроме того самолет привлекается в рамках системы контроля Амазонки SIVAM (Sistema para Vigilancia de Amazonas), в основе которой - патрульные самолеты R-99 (ЕМВ-145).
Для этих целей на самолете установлена система отображения данных на шлеме пилота интегрированная в новую систему управления оружием созданной на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работающую по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick). На самолете установлена система генерирования кислорода OBOGS. A-29 может нести до 1500 килограммов вооружения, в т.ч. ракеты "воздух-воздух" МАА-1 "Пиранья" (Piranha), пушку, неуправляемые ракеты и бомбы.
ВВС Бразилии к настоящему времени заказали 76 таких машин (с опционом еще на 23), из которых около 30 уже поставлены. Первым зарубежным заказчиком "Супер Тукано" стала Колумбия, подписавшая в декабре 2005 года контракт стоимость 235 млн долл. на приобретение 25 таких самолетов.
30 декабря 2011 года ВВС США объявили, что в результате проведенного конкурса выбрали легкий многоцелевой самолёт A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER для использования в качестве самолёта летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск. Самолёты будут эксплуатироваться совместно с компанией Sierra Nevada Corporation. Контракт стоимостью 355 млн долл США предусматривал поставку 20 самолётов. Одна из партий самолётов предназначалась для ВВС Афганистана. В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах.
Самолет стоял рядом со своим транспортным собратом.
Общий вид сзади.
Открытый фонарь и оборудование на нем.
Общий вид.
Под фюзеляжем дополнительный топливный бак.
Катапультные кресла.
Общий вид слева...
ЛТХ:
Модификация EMB-314
Размах крыла, м 11.14
Длина самолета,м 10.53
Высота самолета,м 3.90
Площадь крыла,м2 19.40
Масса пустого: 3020 кг
Максимальная взлётная масса: 5200 кг
Масса топлива во внутренних баках: 650 кг
Объём топлива в ПТБ: 2×323 л
Силовая установка: 1 × ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3
Мощность двигателей: 1 × 1600 л. с.
(1 × 1193 кВт)
Максимальная скорость: 590 км/ч
Крейсерская скорость: 520 км/ч
Скорость сваливания: 148 км/ч
Практическая дальность: 1330 км
Перегоночная дальность: 2850 км
Практический потолок: 10 670 м
Скороподъёмность: 24 м/с
Нагрузка на крыло: 200 кг/м²
Тяговооружённость: 306 Вт/кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,0g/-3,5g
Экипаж, чел 2
Вооружение
Стрелково-пушечное:
встроенное: 2×12,7-мм пулемёта FN Herstal M3
подвесное: 1×20-мм пушка на фюзеляжном узле
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка: 1500 кг
Управляемые ракеты: 2×ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder или MAA-1 Piranha или Python 3/4
Неуправляемые ракеты: 4 блока 70-мм ракет
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые