Интелектуальные подсказки YouTube подтянули мне в ленту полноценный сорокапятиминутный фильм, посвященный этому, на первый взгляд, неказистому и старомодному самолету и его разработчику и производителю Роману Веллеру из южнонемецкой деревушки Биберсфельд. Процесс съемки и сам разговор были созданы на фоне работы мастера в своей же мастерской в процессе изготовления самолета. Собственно технологический инсайд меня и заинтересовал. Я пересмотрел все видео по этому самолету и прочитал все, что можно на сайте производителя. Что же в этом самолете интересного достоин ли он вообще внимания авиационной общественности...
Начнем с того, что самый первый Rebell, я бы сказал прототип этого проекта, взлетел в 1988 году. Роману Веллеру тогда было двадцать восемь лет и он, лицензированный сварщик, уже построил не один летательный аппарат до этого. Это был его первый сообственный проект. В 1990-м взлетел Coach и, наконец в в 1915 году взлетел V3. Сейчас их уже 21.
V3 Rebell - это высокоплан-парасоль с подкосным крылом смешанной конструкции.
Размах: 8,6 м
Длина: 5,1 м
Вес пустого: 120 кг
Максимальный взлетный вес: 250 кг
Двигатель: Briggs & Stratton Vanguard V2, 630 куб. см.
Мощность: 30 л.с.
Минимальная скорость: 55 км/ч
Максимальная скорость: 125 км/ч
Из-за того, что производственные возможности мастерской Веллера ограничены, данный проект изготавливается только на заказ в готовом виде. Традиционных для данного класса самолетов кит-наборов также нет из-за высокой ответственности автора и производителя к своему проекту.
На самолете подобной размерности очень важно, чтобы обеспечить удобную эргономику для пилота. Здесь с этим все ОК: откидная дверка по правому борту обеспечивает удобство посадки в маленький самолет.
Фюзеляж представляет собой сварной трубчатый стальной каркас. Крылья выполнены из пенопластовых нервюр на двух трубчатых алюминиевых лонжеронах. Крылья и фюзеляж обтянуты тканью и окрашены в несколько цветов.
Особенностью силовых установок для легкой авиации является то, что здесь абсолютно нет никакой «гонки за мощностью». Более того, чтобы получить безопасный самолет с заданными характеристиками, нужно иметь конкретную, я бы сказал, ограниченную мощность. Вот почему в качестве силовой установки здесь используется 4-тактный двигатель Briggs & Stratton Vanguard V2, имеющий мощность всего 30 л. с.
Немного потренировавшись, самолет можно собрать или разобрать самостоятельно, без участия второго помощника, в течение 15 минут. Об этом есть весьма информативное видео.
Изощренные авиационные энтузиасты заметят: что здесь интересного, в этом классическом для тридцатых годов прошлого века самолете? Или как удалось "влезть" в 120 кг массы пустого самолета, таким образом "залезть" в класс самолетов, для которых нет таких жестких требований и ограничений, как в настоящей БОЛЬШОЙ авиации?
Во-первых, это тканевая обшивка везде, кроме капота и отсека над топливным баком, перед лобовым остеклением. Дело в том, что для самолетов подобного класса тканевая обшивка является самой легкой: и тонкая фанера и дюраль будут тяжелее.
Во-вторых, все оперение цельноповоротное: и вертикальное, и горизонтальное. В классическом варианте, по типу Piper Cub, стабилизатор имеет передний и задний лонжерон и сам руль высоты передний лонжерон и заднюю кромку, то есть в итоге четыре продольных силовых элемента. А в случае ЦПГО мы имеем только два. Единственное, на что здесь стоит обратить внимание, чтобы не было избыточной управляемости ну и не забывать про флаттер (хотя на таких скоростях, он маловероятен).
В-третьих, самолет имеет открытую кабину, без фонаря и дверей, которые не участвуют в силовой работе каркаса. Учитывая практическую развлекательность подобного проекта, можно и не летать в плохую погоду.
В-четвертых, это конструкция каркаса крыла. Если ферма фюзеляжа и оперения - это уже классика, то дюралевые трубчатые лонжероны с пенопластовыми нервюрами - веяние нового времени.
В-четвертых, легкому самолету - легкое шасси. Хвостовая опора вообще без амортизации расположена непосредственно в нижней части цельноповоротного киля, а основные стойки консольные, без пирамиды и дополнительной амортизации.
Может кому нибудь не нравится такой "старомодный" проект, но если вникнуть в его нестареющую классическую конструкцию с элементами новизны современных материалов, старомодность уходит на второй план: как-то так...
Фото и данные с сайта производителя:
https://www.weller-flugzeugbau.de/