Как-то в конце 2003 года я летал в Краснодар из Москвы. Мы вылетели на Ту-154 из Домодедово. Был вечер, еще светло. Прошло минут 50. Смотрю - самолет разворачивается на 180 градусов. Солнце в одну сторону светило, а стало в другую. Еще через несколько минут звучит информация о том, что мы возвращаемся в Домодедово. Не помню, была ли причина сказана сразу. Потом стало известно, что у военных что-то то ли сбоило, то ли они закрыли воздух неожиданно. В общем, порядка 10 рейсов попало под эту историю. В СМИ было.
В Домодедово мы пробыли часа полтора и полетели снова. Из той короткой поездки я привез инфлайт "Авиалиний Кубани" ("АЛК"). И вот дошли руки его показать в сети :) Плюс немного истории "АЛК".
01. Генеральный директор Иван Бабичев. Из интервью 2003 года вгазете "Воздушный флот": Пилот Ан-2 в Краснодаре, после Академии ГА - заместитель командира 336 ЛО (в 1980-х - пять типов ВС от Ан-2 до Як-42). Летал на 4х типах. В 1986-92 годах - командир Грозненского ОАО. Вернулся в Краснодар пилотом Як-42. В 1994 году стал гендиректором "Авиалиний Кубани". На посту был порядка 10 лет. Был противниковм разделения объединенных авиаотрядов.
02. Большой пласт в истории краснодарской авиации занимает военный период. Краевой центр был под оккупацией. Пилоты ГВФ служили в разных авиаполках, летая, в частности, на По-2 и Ли-2. А вот довоенная и послевоенная (до конца 1950-х) история раскрыта в интернете достаточно слабо, на мой взгляд. Известно, что в 1932 году под Краснодаром в Пашковской уже базировались первые сельхозсамолеты У-2. Отсюда и ведется официальное начало истории аэропорта Краснодара. В следующем году очередной юбилей.
03. Рассказ про штурманскую службу авиакомпании.
04. Интересно, что основная базовая машина для Краснодара при Бабичеве, а также до него и позже него - это Як-42. Который изначально был спроектирован без штурмана. Но учитывая как минимум расширение географии полетов в 1990-х на различное совершенно незнакомое ранее зарубежье штурманская служба была нужна. Есть штурманы и в современных авиакомпаниях, но уже на уровне небольшого отдела. Там разрабатывают стандартные маршруты под новые рейсы.
Журнал "Гражданская авиация", 1982 год. Из рассказа КВС Як-42 Быковского авиаотряда (они первые осваивали данный тип ВС). Добавлю, что первый рейс с пассажирами Як-42 выполнил именно по маршруту Быково - Краснодар. Это было 22 декабря 1980 года.
05. Из рубрики "Новости компании". Тогда в "АЛК" было 11 списочных Як-42 и Як-42Д.
06. Краткая справка, география международных рейсов, аэродром, два терминала.
07. Если в журнале в разделе "Парк ВС" в 2003 году стоял Ту-334 как перспективный тип, то в интервью "Воздушному флоту" в том же году Бабичев откровенно говорил, что Боинги могут быть востребованы только на международных линиях для привлечения иностранцев, которые боятся летать на отечетственной технике из-за ее плохого имиджа в постсоветские годы, а Ту-334 стоит дорого и проще летать на проверенных Як-42. И если брать Ту, то придется повышать стоимость билетов, а она и так на грани покупательной способности населения.
Эта история с Ту-334 как известно так ничем и не закончилась.
08. Зимнее расписание "АЛК". Все три аэропорта Москвы. Быково уже закрылось на тот момент, как я понимаю. Калининград. "Нефтегазовые" рейсы в Сургут и НИжневартовск. И масса зарубежки от Бейрута до Трабзона. В том числе международный прилет в Майкоп (на военный аэродром совместного базирования в то время).
Любопытно, что для МВЛ указан кириллический код авиакомпании - КИЛ.
Жаль, нет карты полетов.
09. Дальше идет неавиационная часть журнала.
Из дореволюционной жизни дворцов начальников.
10. 21 век в бывшем советском колхозе "Победа", образованном в 1950 году. Станица Каневская.
11. Интернет вещей 2003 года. Удивился.
12. В журнале есть реклама краснодарских казино! Это их еще не закрыли.
13. Как же без омаров и лососины в инфлайтах... Летают же богатые люди...
14. Тут любопытный момент в части дизайна - вертикальная фотография. Чтобы вырезать и на стенку повесить что ли.
15. Еще раз про Ливан. Реклама местной турфирмы.
16. Тираж инфлайта - 6000 экземпляров. Свидетельство выдано в начале 2003 года. То есть это реально третий порядковый номер издания. Есть фамилии членов редакции и предпринимателя-издателя.
17. В качестве ПС. Вскоре после 2003 года "АЛК" разделили свой бизнес на аэропортовый и авиационный. И аэропорт Краснодара вышел в самостоятельное плавание относительно базового летного подразделения. В 2007 году попав в аэропортовый холдинг "Базел Аэро" (ныне "Аэродинамика") уроженца Краснодарского края Дерипаски.
Какое-то время в холдинге выходил вот такой журнал. Про "Авиалинии Кубани" в нем уже не упоминалось. В 2012 году авиакомпания, переименованная в "Кубань" и получившая в 2010 году 737, прекратила выполнение рейсов "в связи с тяжелым финансово-экономическим состоянием".