Р-5 : советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов.
Почта СССР в 1977 году выпустила почтовую марку с изображением самолёта Р-5.
В Монголии, Почта Монголии, марка с Р-5 вышла в 1976 году. Насколько точно изобразил художник Р-5...
Р-5 был одним из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 1000 машин эксплуатировалось в гражданском воздушном флоте, как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 самолётов имелось на вооружениии в РККА.
Производитель Завод № 31, авиационный завод в Таганроге, произведено около 7000 самолетов.
Главный конструктор Н.Н. Поликарпов, ОКБ Поликарпова
Первый полёт: 19 сентября 1928 года
Начало эксплуатации: 1929 год; конец эксплуатации: 1944 год
В сентябре 1930 года звено Р-5 успешно выполнило перелёт в 10 500 км по маршруту Москва - Анкара - Тбилиси - Тегеран - Термез - Кабул - Ташкент - Оренбург - Москва. После этого Р-5 занял первое место на международном конкурсе разведывательных самолётов для иранской авиации, который проводило правительство Ирана, опередив самолёты Англии, Франции и Голландии.
В 1933-1934 гг. три Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Именно они увезли основную массу людей.
Применялся:
1933 - Китай, Туркестан: самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик.
1936 - Гражданская война в Испании: самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик.
1939 - Бои на Халхин-Голе: самолёт-разведчик, штурмовик, ночной бомбардировщик.
1939 - Советско-финская война (1939-1940): корректировщик, самолёт-разведчик.
1941 - Великая Отечественная война: использовался в качестве разведчика и ночного бомбардировщика.
Сохранился лишь один экземпляр этого самолета, в музее ВВС, в Монино