Посмотрим на редкий нынче самолет: Fairchild-Dornier 328JET (также - модель 328-300) - региональный авиалайнер для линий малой/средней протяженности. Разработан на основе турбовинтового самолёта Dornier 328. Сконструирован и запущен в начальное серийное производство немецкой компанией Dornier Luftfahrt GmbH. В 1996 году предприятие было приобретено американской компанией Fairchild Aircraft с образованием компании Fairchild Dornier. Первый полёт выполнен 20 января 1999 года. Всего выпущено 105 самолётов. Серийный выпуск прекращен в связи с банкротством компании. Сейчас в эксплуатации остаются порядка 32 самолетов.
Dornier museum Friedrichshafen. все, что у меня есть по Do-328 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Dornier Do-328JET-300 1998 года выпуска с регистрационным номером D-BEJR и заводским номером 3002( а на борту написано 3102). Самолет оснащен двумя двигателями PWC PW306B. Это третий прототип.
В июне 1996 года американская компания Fairchild Airspace" купила у DASA (Daimler-Benz Aerospace AG) ее отделение Dornier. Объединенная компания получила название Fairchild Dornier. Когда ее президент Д.Робинсон спросил руководителя проекта Do 328 Р.Биренбаха, не думал ли он о реактивном варианте, тот показал пачку документов с проработками именно такой машины, отвергнутой прежним руководством компании.
Руководитель Fairchild Dornier Карл Алберт хорошо знал, что рынок изменился, и принял революционное решение. Он закрыл проект удлиненного 48-местного варианта Do 328-200 и сосредоточил все силы на разработке варианта самолета с реактивными двигателями PW306B на пилонах под крылом - Do 328-300. О начале проектирования лайнера, названного Do.328JET, объявили в феврале 1997 года. С этого времени самолеты германского отделения перестали именоваться Do, в прессе их неофициально называют FD.
На самолете усилили крыло из-за более тяжелых моторов, увеличили его хорду на 0,1 м за счет закрылков. Предусмотрена установка устройства реверса тяги. Для полетов в Европе или регионах, где местные правила делают убыточной эксплуатацию тяжелых лайнеров, предлагается вариант с максимальной взлетной массой менее 15 т. Самолет создан для быстрой оборачиваемости в аэропортах: пассажиры покидают самолет по встроенному трапу, а с другой стороны уже загружается бортпитание. Для багажа и груза предназначен задний люк. Подготовка к вылету занимает менее 20 мин., все места для обслуживания самолета наземным персоналом находятся достаточно далеко от трапа и грузовых люков.
Авионика - из интегрированной серии Primus 2000 компании Honeywell включает метеолокатор Primus 880, системы предупреждения об опасном сближении с землей и с самолетами в воздухе. Возможна установка пилотажного индикатора на уровне головы, что улучшает условия взлета и посадки ночью и в сложных метеоусловиях. Установка реактивных двигателей увеличила максимальную крейсерскую скорость с 620 до 740 км/ч.
Выкатка 328JET состоялась 6 декабря 1997 года, а первый полет - 20 января 1998 года. Пилотировали самолет в первом полете Meinhardt Feuersenger, главный летчик-испытатель турбовинтового двигателя 328, и Peter Weger. Этот первоначальный полет проходил над Баварскими Альпами, достиг пиковой высоты 25 000 футов (7600 м) и продолжался почти 2 часа. В сертификационных испытаниях участвовали четыре самолета-прототипа, которые налетали 1560 час, в том числе 460 - в перелетах и на различных показах. Всего на самолетах выполнено 950 полетов и 200 циклов наземных испытаний. Наш третий прототип.
Сертификат типа Европейской объединенной администрации по летной годности (JAA) на 328JET получен в июле 1999 года, как на развитие турбовинтового варианта. Сертификат типа по американским федеральным авиационным правилам FAR-25 получен спустя неделю. К этому времени на самолет поступило 162 заказа и опциона, включая деловой вариант Envoy 3, общей стоимостью 1,93 млрд долл. Стоимость программы модернизации Do 328 в 328JET составила менее 100 млн. долл., цена самолета - около 11 млн. долл.
Стартовым покупателем 328JET стала американская авиакомпания Skyway Airlines, заказавшая пять самолетов и сделавшая заявку еще на десять. Первые две машины ей поставлены в августе 1999 года. Третий серийный самолет получила компания Shell petroleum. В сентябре 1999 года первые 328JET передали европейской авиакомпании Tyrolean Jet Services (Австрия).
К этому моменту компания получила 175 заказов и заявок на 328JET и на новый 428JET-95, общей стоимостью 3,5 млрд. долл. В начале ноября 1999 года китайская авиакомпания Hainan Airlines получила свой первый 328JET из девятнадцати заказанных. В декабре 1999 года самолет появился и на Таити в авиакомпании Vanair, которая стала девятым эксплуатантом 328JET.
В 1999 году Fairchild Dornier получила заказов на 178 самолетов, включая 78 328JET, 40 428JET и 60 проектируемых 728JET. Это составило треть от 543 заказов в мире на региональные реактивные пассажирские лайнеры с количеством мест менее 100. Авиакомпания Lufthansa заказала 60 728JET, а Atlantic Coast Airlines - 80 328JET 428JET, и стала стартовым заказчиком для 428JET.
По сложившейся в мире традиции на базе 328JET создали деловой вариант, получивший собственное имя Envoy 3 ("Посланник"). Он может перевозить 10 пассажиров на расстояние 4400 км со скоростью 740 км/ч. Его цена около 13 млн долл. Первый Envoy 3 был поставлен американской компании Johnson Control Incorporated (JCI) в феврале 2000 года.
После начала летных испытаний 328JET в мае 1998 года Fairchild Dornier приступила совместно с израильской корпорацией IAI к разработке его 42/44-местного удлиненного варианта. Новый самолет с двигателями PW308 и увеличенной на 30% площадью крыла назвали 428JET. Его первый полет запланировали на 2001 год, завершение сертификации и поставка - на 2002 год. Предполагаемая цена самолета -12,5 млн. долл.
Пара 328JET/428JET могла бы предоставить эксплуатантам преимущества в ремонте и обслуживании, обучении летного и наземного персонала. В 2000 году на авиасалоне Farnborough-2000 Fairchild Dornier продала более 150 428JET. И совершенно неожиданно уже в августе 2000 года компания сообщила о прекращении программы и перенацеливании средств на другие проекты. Это объясняли изменением ситуации на рынке.
И действительно, в Farnborough прилетел "свеженький" 40-местный Embraer ERJ-140. Впрочем об этом конкуренте все знали уже давно.
В 2002 году компания обанкротилась...
После банкротства Fairchild Dornier компания AvCraft Aviation из Вирджинии приобрела программу 328 в марте 2003 года. Это приобретение включало в себя права на саму конструкцию, в общей сложности 18 328JET на различных этапах сборки и разработку 428JET. В течение 2004 года был выпущен первый из 328JET AvCraft.
В течение 2005 года AvCraft сама объявила о банкротстве. В результате компания была приобретена частными инвесторами и преобразована в M7 Aerospace. В июне 2006 года компания 328 Support Services GmbH приобрела сертификат типа 328JET. Тем не менее, эта организация не возобновила производство типа, вместо этого она решила предоставлять услуги по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту оставшегося парка 328.
В феврале 2015 года американская инжиниринговая компания Sierra Nevada Corporation приобрела компанию 328 Support Services GmbH. Вскоре после этого владелец Sierra Nevada Corporation, турецко-американский инженер Fatih Ozmen, основал частную корпорацию Özjet Havacılık Teknolojileri A.Ş. в технопарке Bilkent University, Анкара, и подписал Меморандум о взаимопонимании с Министерством транспорта Турции для производства 328 в Анкаре. В июне 2015 года правительство Турции запустило турецкий проект региональных самолетов TR328 и TRJ328, это модернизированный 328/328JET, с турбовинтовыми или реактивными двигателями. За ними может последовать более крупный TR628/TRJ-628.
Первый полет самолета турецкой постройки должен был пройти в 2019 году. Однако в октябре 2017 года Турция объявила, что отказывается от программы из-за растущих расходов. Заявив, что, по их мнению, спрос на рынке до 40 мест по-прежнему сохраняется, Sierra Nevada Corporation и 328 Support Services GmbH начали искать другие возможности для возрождения самолета, надеясь реализовать его позже.....
Общий вид слева.
По состоянию на июль 2018 года в лётной эксплуатации находились 32 машины этого типа, среди главных эксплуатантов были следующие авиакомпании:
Sun Air of Scandinavia с 16 самолетами,
Key Lime Air с 7 самолетами
Ultimate Jetcharters с 9 самолетами
Варианты турбовинтовые и реактивные:
328-100 - Первая версия 328.
328-110 - Стандартный 328 с увеличенными дальностью и взлётным весом
328-120 - 328 с возможностью короткого взлёта и посадки.
328JET - c турбовентиляторным двигателем, бывший 328-300.
C-146A "Wolfhound" - самолёт для Сил специальных операций США. Предназначен для выполнения транспортных и медико-эвакуационных задач.
Варианты реактивной версии:
328JET версия с турбовентиляторным двигателем изначально названная 328-300.
428JET 44 местная производная которая находилась в стадии разработки во время банкротства Fairchild-Dornier.
Lockheed Martin X-55 Advanced Composite Cargo Aircraft (ACCA) это Dornier 328J с замененными элементами из композитных материалов. ACCA это демонтсратор Lockheed Martin для US Air Force Research Laboratory.
Лётно-технические характеристики Do.328Jet
Экипаж: 2
Пассажировместимость: 32-34
Длина: 21.28 м
Размах крыла: 20.98 м
Высота самолета,м 7.24
Площадь крыла,м2 40.00
Тип двигателя 2 ТРДД Pratt Whitney Canada PW306/9
Тяга, кН 2 х 26.9
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 9345
максимальная взлетная 15655
Внутренне топливо, кг 3588
Максимальная дальность: 3 705 км
Крейсерская скорость: 756 км/ч
Практическая дальность, км 1480
Практический потолок: 10 668 м
Полезная нагрузка: 32-34 пассажира или 3266 кг груза
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.