Sun n Fun-2010: летающий North American P-51D Mustang

Jan 10, 2020 07:17

Ну если уж пошли по North American P-51 Mustang, то посмотрим на фотографии девятилетней давности с Sun n Fun-2010. Здесь можно было близко посмотреть на летающий North American P-51D Mustang, что я и сделал. Самолеты модификации P-51D были наиболее массовыми, поэтому их можно встретить во многих музеях...
P-51D-NA/-NT всего было построено 8,200 самолетов, из них 6,600 построено в Inglewood и 1,600 в Dallas. 100 P-51D-1-NA было отправлено в виде комплектов в Австралию. 282 по Lend-Lease служили в RAF как "Mustang Mk IV".


Sun n Fun 2010 , Tampa FL
все, что у меня есть по P-51
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.



Наш самолет это North American P-51D Mustang с регистрационным номером NL351DM и заводским 122-40998. Код: 415326/QP-H и имя собственное "Sizzlin´ Liz." Настоящий номер USAF 44-74458, но сейчас нанесен 44-15326.


Немного истории:
1944: построен как P-51D-30-NA компанией North American в Inglewood, California, USA.
1944: поступил на службу в United States Army Air Force с s/n 44-74458
15 November 1950 поступил на службу в Royal Canadian Air Force с s/n 9226 как Mustang IV.
передан в 420 Squadron (Auxiliary), RCAF Station Crumlin (London), ON.
Летал с маркировкой: AW V
передан No. 443 Squadron (Auxiliary), Sea Island (Vancouver), BC.
с 20 мая 1959 по 1961 продан Trans Florida Aviation, Sarasota, FL with c/r N9145R, один из 8 P-51 проданных TFA
15 октября 1959 списан из Royal Canadian Air Force.
Договор с Cavalier, Sarasota, FL по работам по фюзеляжу.
1959 реставрация началась. В процессе восстановления Cavalier.
Продан новому владельцу с c/r N9146R .
Перелетел к новому владельцу через Vancouver, B.C.
10 января 1961 продан Marine Maintenance Co, Galveston, TX.
с 28 февраля 1961 по 1962 продан Lorraine P. Bodine, Texas City, TX.
21 августа 1962 продан Aero Enterprises, Elkhart, IN.
9 марта 1963 инциндент Petersburg IN, посадка из за отказа на кукурузное поле - P-51 перевернулся - с пилотом все ок
9 декабря 1963 продан Appliance Buyers Credit Corp, Saint Joseph, MI с c/r N9145R (P-51D, 44-74458).
продан Dave Zeuschel и Mike Geren, CA с c/r N9145R .
получен как обломки.
21 мая 1965 гражданская регистрация, N9145R, прекращена.
1970 продан Aerospace Modifications, Van Nuys, CA.
1970 отреставрирован как TF-51D. Восстанавливался в Van Nuys, CA.
1971 продан John Marlin, Los Angeles, CA.
с 1971 по 1977 реставрация продолжилась.
но уже в Compton, CA.
1973: N65206, John Marlin, Reno NV, восстановлен как "Green Machine" - реплика P-51B-1-10NA, 43-12102, который NAA конвертировал во время WWII в первый P-51D с цельным фонарем. Сделал первый полет 27 февраля 1943
с 1973 по 1987 получил гражданскую регистрацию: N65206
в отчете FAA указано, что Mr. Marlin собрал фюзеляж из разных частей.
1977 первый полет после реставрации, "Green Machine" позже "Daydreamer"
28 марта 1979 получен сертификат летной годности NX65206 (P-51D, 44-74458).
Несет маркировку: Green Machine, 312102
Участвовал в гонках с номером 102.
18 августа 1984 участвовал в инцинденте
получил небольшие повреждения при столкновении с P-63 N62822 на ВПП в Madera, CA.
с 22 декабря 1987 по 1988 продан Barnstorm Aviation/David Marco, Jacksonville, FL с c/r N351DM.
Базировался в Cecil Airport (VQQ), Jacksonville, FL.
1988 перевезен по земле.
Разобран в Chino, CA, и перевезен в Fort Lauderdale, FL.
с 1988 по 1991 реставрирован как "Sizzlin Liz" 415326 QP H .
Получил маркировку: SIZZLIN LIZ, QP H, 415326
1991: первый полет, реставратор Glenn Wegman, Fighter Enterprises
апрель 1991 принимал участие в 17 ежегодном Sun N Fun Fly-in в Lakeland Linder Regional Airport, Lakeland, Florida и стал Grand Champion в категории Warbird.
Нес маркировку: QP H


Американцы тоже боролись за улучшение обзора из кабины Mustang. Ведь в бою он значит очень много: тот, кто заметил врага первым, получает огромное преимущество. Было выдвинуто требование обеспечить беспрепятственный обзор на 360 градусов. 17 ноября 1943 года на испытания вышел доработанный Р-51 В-1 со срезанным гаргротом и совершенно новым фонарем. Оставшийся почти неизменным старый козырек сочетали с задней секцией в виде огромного пузыря без переплетов. Она не откидывалась вбок, а сдвигалась назад по трем направляющим - двум по бокам и одной по оси самолета. Радиоантенна натягивалась между верхушкой киля и рамой за подголовником кресла пилота. Когда заднюю секцию фонаря сдвигали, антенна скользила через втулку в проделанном в ней отверстии. Еще одну антенну, жесткую мечевидную, разместили сверху на задней части фюзеляжа. При проектировании нового фонаря конструкторам пришлось решать две важные задачи: обеспечения жесткости пластмассового "пузыря" и сохранения хорошей аэродинамики фюзеляже. Контуры сдвижной секции выбрали после неоднократных продувок в аэродинамической трубе из условия создания минимального сопротивления. Под новым фонарем в кабине стало просторнее, а обзор улучшился многократно. Вот так Mustang приобрел свой привычный характерный облик.


После испытаний новый фонарь был одобрен и использован на следующей модификации, P-51D. Она отличалась не только остеклением кабины. Хорду корневой части крыла увеличили, зализ между крылом и фюзеляжем на передней кромке стал более выраженным. При взгляде сверху излом передней кромки крыла стал заметнее. Рост взлетного веса от модификации к модификации отрицательно сказывался на прочности шасси. На Р-51D стойки основных опор усилили, но колеса остались прежнего размера. Зато ниши, куда убирались стойки и колеса переделали, также как и прикрывающие их створки.


Вооружение по сравнению с Р-51В усилили. Теперь с каждой стороны в крыле монтировались три 12,7-мм пулемета. Боезапас у ближних к фюзеляжу пулеметов составлял 400 патронов, у двух других - по 270. Патронные ящики и рукава подачи доработали. Рукав стал прямым, без изгиба, что должно было уменьшить вероятность застревания в нем патронной ленты при энергичном маневрировании. Предусматривался и другой вариант вооружения - четыре пулемета с запасом по 400 патронов на ствол. При этом истребитель становился легче и его летные данные улучшались. Вся конструкция была сделана так, что переделка из одного варианта в другой могла быть выполнена непосредственно в воинской части.

Перед козырьком в кабине стоял новый прицел К-14 (вместо более простого N-3B). Это был вариант английского образца. Он значительно упрощал процесс прицеливания. Пилоту достаточно было ввести в него заранее известный размах крыльев вражеского самолета и прицел формировал на стекле круг соответствующего размера. Когда самолет противника вписывался в светящийся круг, летчик нажимал гашетку.


Бомбодержатели под крылом усилили, так что теперь самолет мог нести две бомбы по 454 кг - по тем временам это была нормальная бомбовая нагрузка фронтового бомбардировщика. Соответственно, вместо бомб можно было взять подвесные баки большей емкости.

Предусматривалась установка двигателя V-1650-7, который на чрезвычайном боевом режиме развивал 1750 л.с. Он вращал винт Hamilton standart диаметром 3,4 м.

Новинки, предназначенные для P-51D, опробовали на двух Р-51В-10, получивших новое обозначение NA-106. Эти машины получили каплевидные фонари. Однако первые серийные P-51D-1, изготовленные в Инглвуде, отличались усиленным шасси, новым вооружением и всем остальным, но фонари кабин у них были старые, по типу Р-51В. Таких машин собрали всего четыре. Видимо, их тоже рассматривали как опытные, в строевые части они не попали.


Последующие P-51D-5 имели уже каплевидные фонари. Такие машины строились на двух заводах, в Инглвуде и Далласе. К этому времени система обозначения военных самолетов в США немного изменилась. Небольшие отличия в комплектации машин, выпущенных разными предприятиями, показывали уже не буквой модификации, а двухбуквенным кодом, присвоенным заводам-изготовителям. Так, в Инглвуде собирали Р-51-D-5-NA, а в Далласе - P-51D-5-NT. Внешне они были совершенно идентичны.

Срезанный гаргрот привел к уменьшению боковой поверхности задней части фюзеляжа, что отрицательно сказалось на курсовой устойчивости. Для противодействия этому конструкторы предложили сделать небольшой форкиль. Форкиль ввели на всех истребителях, начиная с серии P-51D-10. Часть выпущенных ранее машин была доработана подобным образом "задним числом". Форкиль не только компенсировал уменьшение площади фюзеляжа, но и улучшил поведение Mustang с заполненным фюзеляжным баком.


Сопротивление немецкой авиации постепенно ослабевало. Вражеские самолеты встречались в небе все реже. Это отразилось на дальнейшей эволюции Mustang. Во-первых, самолеты модификации D перестали красить. Маскировку на земле и в воздухе в условиях господства в небе сочли излишней. Истребители стали сверкать полированным металлом. При этом из технологического процесса исчезли операции покраски и сушки, он стал быстрее и дешевле. Вес самолета немного уменьшился (на 5-7 кг), а его аэродинамика улучшилась - ведь полированный металл был более гладким, чем эмаль. В сумме это дало некоторую прибавку в скорости. Единственным местом, которое на заводе окрашивалось обязательно, была узкая полоса от козырька кабины до кока винта. Она покрывалась матовой эмалью черного или темно-оливкового цветов и служила для защиты глаз пилота от бликов, создаваемых ярким солнцем на гладком металле. Иногда эту полосу продолжали и назад, от задней кромки фонаря до начала форкиля.


Во-вторых, Mustang стали реже вести воздушные бои и чаще атаковать цели на земле. Чтобы повысить эффективность машины как штурмовика, ее снабдили ракетным вооружением. Это сделали на серии P-51D-25. Предусматривались два основных варианта: строенные трубчатые направляющие и безбалочная подвеска. В первом случае самолет нес две связки пусковых труб на специальных креплениях под консолями, расположенными ближе к законцовкам крыла, чем бомбодержатели. Такое вооружение уже опробовалось ранее на других модификациях Mustang и применялось на фронте, но не считалось штатным. Существовало три типа строенных трубчатых пусковых установок: уже знакомый вам М10 с трубами из пластмассы, М14 - из стали и М15 - из магниевого сплава. Последние были самыми легкими. Все имели один и тот же калибр и использовали оперенные снаряды М8 для пехотного реактивного противотанкового гранатомета.


Во втором случае на нижней поверхности крыла, опять-таки ближе к законцовкам, закреплялись закрытые обтекателями кронштейны с замками. Кронштейнов для каждой ракеты было два (передний и задний), пусковая балка отсутствовала, поэтому этот вариант именовали подвеской "нулевой длины". На замки вешали неуправляемые авиационные ракеты HVAR калибра 127 мм. Дальность стрельбы и вес боевого заряда у них были больше, чем у М8. При использовании подвесных баков Mustang мог взять шесть ракет, без них - восемь или даже десять. Ракетное вооружение значительно расширило возможности самолета в отношении поражения малоразмерных и подвижных целей.

Далее последовала серия P-51D-30 с небольшими отличиями по оборудованию. Модификация D стала самой массовой: в Инглвуде построили 6502 машины, в Далласе - 1454. Каждый из них обошелся американской казне в 51572 доллара, включая стоимость пулеметов и прицела, поставлявшихся по договорам со складов ВВС. Так что несмотря на массовость производства, Кинделбергер в обещанные 40 тыс долларов не уложился.


В сумму построенных самолетов включены и специализированные варианты на основе данной модификации. В первую очередь, это скоростные фоторазведчики F-6D. Их делали в Далласе на базе самолетов серий D-20, D-25 и D-30. Разведчик нес три фотоаппарата: К-17 и К-27 предназначались для съемки с больших высот (до 10 ООО м), К-22 - с малых. Все три располагались в задней части фюзеляжа. Один объектив смотрел вниз, два - влево. Вооружение из шести пулеметов с полным боезапасом сохранялось. Остались и бомбодержатели - для подвесных баков. Разведчики обычно оснащали радиополукомпасами. Кольцевая рамка в этом случае располагалась на фюзеляже перед форкилем. Всего выпустили 136 F-6D. Из-за сдвига центровки назад пилотирование разведчика было несколько сложнее, чем истребителя.

В строевых частях и полевых мастерских тоже переделывали P-51D в разведчики. Эти кустарные варианты отличались от F-6D комплектацией аппаратуры и ее расположением. Вооружение на них могло состоять из шести, четырех и двух пулеметов или вообще отсутствовать.


На базе тех же последних серий P-51D изготовили десять двухместных учебно-тренировочных TP-51D. Заднюю кабину, в которой сидел инструктор, расположили на месте фюзеляжного топливного бака. Пришлось убрать оттуда и радиооборудование. Обе кабины накрывались общей цельной задней частью фонаря. При этом использовали стандартную секцию, под которой места хватало и для инструктора, и для обучаемого. У обоих монтировались приборные доски и органы управления.

Персональный двухместный Mustang имелся у генерала Д. Эйзенхауэра, командовавшего войсками союзников, высадившимся в Нормандии. На нем он проводил рекогносцировку передовых позиций. Хотя у генерала имелся диплом летчика, он не пилотировал Mustang сам - его возили. В задней кабине, где он сидел, даже не было второго управления, зато монтировался складной столик для карт и документов.


Один P-51D доработали для применения с авианосца. На заводе в Далласе планер несколько усилили, установили захваты для катапульты, а под хвостовой частью фюзеляжа смонтировали посадочный гак для захвата тросов аэрофинишера. Сначала на военно-морской базе в Филадельфии попробовали садиться на контур палубы, нарисованный на взлетно-посадочной полосе. Затем на обычном Mustang Р. Чилтон имитировал посадку на палубу.

С 15 ноября 1944 года этот истребитель испытывался на авианосце "Шангри Ла"; пилотировал машину морской летчик лейтенант Р. Элдер. Было совершено четыре взлета и столько же посадок с аэрофинишером. Самолет отрывался от палубы, пробежав всего 77 м, пробег на посадке равнялся 25 м. Но все это делалось при минимуме горючего и без патронов для пулеметов.


Позже подобным образом модифицировали другой P-51D, который также подключился к испытаниям. Чтобы повысить путевую устойчивость, на обоих самолетах, обозначенных ETF-51D, нарастили вверх киль. Однако все это осталось в рамках эксперимента.

Осенью 1944 году два P-51D побили неофициальный американский рекорд трансконтинентального перелета - от океана до океана. Полковник Петерсон и лейтенант Картер вылетели на новеньких истребителях из Инглвуда. Петерсон сел в нью-йоркском аэропорту La Guardia через 6 часов 31 минуту и 30 секунд после вылета. Из этого времени 6 минут с мелочью он потратил на промежуточную посадку со стремительной дозаправкой. Картер уступил полковнику семь минут.


В Далласе практически параллельно с модификацией D выпускался очень похожий тип К. Его производство началось на несколько месяцев позже. Р-51К отличался винтом Aeroproducts чуть меньшего диаметра, чем у Hamilton standart - 3,36 м. Он тоже был четырехлопастным автоматом, но у Hamilton лопасти были цельными и изготовлялись из алюминиевого сплава, а у Aeroproducts - стальные полые. Новый винт имел больший диапазон углов поворота лопастей, а его механизм быстрее менял большой шаг на малый и наоборот. Однако Aeroproducts обладал худшей уравновешенностью, что сказывалось в более высоком уровне вибраций. Летные данные со стальным винтом немного ухудшились. Все остальное у обеих модификаций было одинаково, если не считать маленького перфорированного вентиляционного щитка слева в передней части капота. Расположение отверстий на нем у D и К отличалось. Форкиль на модификации К ставился с самого начала производства.


Р-51К модернизировался параллельно с типом D. Начиная с серии К-10 его тоже оснастили ракетным вооружением. Производство этой модификации завершилось в сентябре 1945 году. Всего в Далласе собрали 1337 машин типа К.


ЛТХ:
Модификация P-51D-25-NA
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 9.84
Высота, м 4.17
Площадь крыла, м2 21.69
Масса, кг
пустого самолета 3232
нормальная взлетная 4581
максимальная взлетная 5262
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce (Packard) Merlin V-1650-7
Мощность, л.с.
взлетная 1 х 1695
номинальная 1 х 1520
Максимальная скорость , км/ч
у земли 703
на высоте 635
Крейсерская скорость , км/ч 582
Практическая дальность, км 3350
Боевая дальность, км 1528
Скороподъемность, м/мин 1060
Практический потолок, м 12771
Экипаж, чел 1
Вооружение: шесть 12.7-мм пулемета Browning с максимальным боекомплектом по 400 патронов на ствол для внутренних и по 270 для центральных и внешних пулеметов, в целом составляющих 1880 патронов
или 4 12.7-мм пулемета и 2х 454-кг бомбы или 10х 127-мм РС или 2 ПУ 2х3 ракет типа базука .

АОН, авиация, авиашоу

Previous post Next post
Up