Я всё-таки добрался до него!
Самолёт хранится в "
The Borderland Museum" в Норвежском городе
КиркенесПро этот Ил-2 уже рассказывал
здесь.
Во время Петсамо-Киркинесской операции в 1944 году 22 октября над Норвегией был сбит самолёт ИЛ-2МЗ 214-го штурмового авиаполка.
Летчик Александр Максимович Чечулин сумел посадить подбитую машину на замерзающее озеро и выйти к своим.
Его стрелок Николай Степанович Максименко, погиб - не раскрылся парашют, тело было найдено позже в километре от озера, куда упала машина.
Самолёт упал в озеро Сеннагрессваннет в горах Ярфьиордав Норвегии.
Впервые Ил-2 был обнаружен ещё в 1947 году.
В 1972 году впервые попытались его поднять из воды, но отломили хвостовую часть.
Только лишь в 1984 году, наконец, самолёт был извлечён из воды.
Норвежские власти обратились за помощью в Мурманск, так как не имели необходимого опыта, чертежей и материалов для достоверного восстановления ИЛа.
Зная опыт Ловозерского ГОКа, по восстановлению самолетов Великой Отечественной войны, мурманчане предложили эту работу ГОКу, и в июле 1988 года самолет был передан для реставрации бригаде Владимира Цепнятова.
01. Снимок сделан со второго этажа музея.
В целом же самолёт проблематично сфотографировать целиком, вокруг много экспонатов, а на втором этаже стенды перекрывают обзор.
Этот снимок сделал просунув руку с фотоаппаратом в щель между стендом и колонной.
02. На коке винта закреплена информационная табличка.
03. Очень хорошо, что большинство лючков открыто для осмотра.
04. Самолёт не огорожен никакими ленточками или оградами.
Подойти можно вплотную и даже потрогать-запрещающих табличек тоже нет.
05. Стойка шасси, можно понять, какая часть колеса выступала из мотогондолы.
06. Вместо лампы-фары установлена автомобильная фара.
Так же видно, что рамка закреплена заклёпками.
07. Самолёт пушечный, одна пушка установлена под крылом.
Пушка НС-37, но не уверен, поправьте меня.
Рядом стоит
Nebelwerfer, его толком не снимал-увлёкся Илом.
08. Вид со стороны хвоста.
09.
10. Фотокамера с самолёта.
11. Если приглядеться, то можно увидеть подлинные надписи на внутренней стороне створки капота.
12. Внутренний вид одного из бомболюков.
13. Есть небольшой стенд с несколькими деталями с самолёта и автоматом ППШ.
14. Похоже, что колпачок БАНО сделан из дерева.
16. Кабина стрелка, к сожалению, только так-фотографировал высоко подняв руку с фотоаппаратом.
17. Кабина пилота.
18. Хвостовое колесо.
19. В целом же самолёт выглядит очень аккуратно, да и вся экспозиция в зале построена вокруг самолёта.
20. Вид на правый борт.
Сверху виден второй этаж, но этот участок закрыт для прохода, а вид на самолёт был бы замечательным.
21. Сделал пару фотопанорам самолёта.
17.
22. Экспозиция понравилась, отдельно отмечу, что в Норвегии помнят, кто их осовобдил в 1944 году.
В зале висит флаг СССР рядом с флагом Норвегии-виден на заднем плане.
Но есть и ложка дёгтя-такой вид открывается сразу при входе в зал.
Думаю, нет необходимости объяснять, что именно символизирует женщина с детьми на фоне горящего дома и советским самолётом позади.
Небольшое резюме: музей небольшой, не очень интересный, если вы не фанат авиации, то смотреть там особо нечего.
Вход для взрослого стоит 80 крон-примерно 590 рублей.
Всё, что там снял выложил на Яндекс диск-можно скачать отдельным файлом
здесь.
Будет ещё один пост-выложу информационные таблички из музея, фото лётчика, несколько фото с момента подъёма и реставрации самолёта, главы из книги "Самолёты возвращаются на базу", В.А. Бондаренко, про самолёт и его экипаж.