Это продолжение моей серии статей о
Музее королевских ВВС в Лондоне (RAF Museum London). В этой части я хочу представить вам истребители, принявшие участие в боях Второй мировой войны. Эти самолёты расположились в третьем, четвёртом и пятом корпусах этого музея.
Музей британский, поэтому истребители в нём, в основном, представлены британского же производства, но есть и американские, немецкие и даже итальянские. Поскольку мы с вами всё-ещё помним, что Вторая мировая война велась не только на Западе, но был ещё и Восточный фронт, то во второй части этого обзора я, разумеется, расскажу и о советских истребителях того времени, которые не представлены в этом музее.
1. Немецкий реактивный истребитель Heinkel He 162, так и не ставший проблемой для союзников:
Хейнкель He 162 мог развивать скорость до 800 км/ч и со своими двумя 30-мм пушками представлял из себя вполне серьёзную опасность для вражеских самолётов (были так же варианты с двумя 20-мм пушками или одной 30-мм). Но при запланированных темпах производства в 4000 самолётов в месяц, части Люфтваффе к маю 1945 г. официально получили лишь 120. Да и пилотов на тот момент у немцев уже практически не было.
2. Американский солдат позирует на фоне трофейного Хейнкель He-162 Volksjäger:
Источник фото:commons.wikimedia.org,
scan Ad Meskens / photo Jan B.H.A. Vervloedt Известно, что большую часть времени основные силы истребительной авиации германских Люфтваффе провели в боях на Западе, будучи скованными там авиацией союзников. В принципе, это ещё одно свидетельство реальной помощи наших союзников по антигитлеровской коалиции (кроме всем известного Ленд-лиза).
Переходим к внимательному осмотру экспозиции этого музея.
3. Корпуса с техникой времён Второй мировой войны в Музее королевских ВВС в Лондоне объединены под одной крышей:
4. Общий вид третьего зала. Заметно, что реактивные самолёты стоят вперемешку с поршневыми:
5. Американский истребитель Curtiss P-40K (Kittyhawk III):
Всего в 1939-1944 гг. на заводе Curtiss-Wright в Буффало было изготовлено чуть меньше 14 тыс. истребителей Curtiss P-40 в разных модификациях. Из них 2243 шт. были поставлены в СССР по Ленд-лизу. В модификации P-40N самолёт развивал максимальную скорость 560 км/ч и был вооружён шестью крупнокалиберными пулемётами системы Браунинга.
6.
На самолёт устанавливался американский 12-цилиндровый авиамотор Allison V-1710-99 мощностью 1217 л.с.
7. Самолёт Curtiss P-40B американских ВВС:
Источник фото:
wikipedia.org 8. Ещё один американский самолёт - Republic P-47 Thunderbolt:
Republic P-47 Thunderbolt выпускался в 1942-1945 гг. преимущественно на двух заводах Republic Aviation Company. Всего было выпущено около 16 тыс. экземпляров этого самолёта в различных модификациях.
Американская Republic Aviation Company была, кстати, основана русским лётчиком-изобретателем А.Н. Прокофьев-Северским, покинувшим Россию в 1918 г. (по понятным причинам). По состоянию на 1917 г. лейтенант Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов России.
Republic P-47 Thunderbolt оснащался 18-цилиндровым двигателем Pratt&Whitney R-2800 мощностью до 2800 л.с., позволявшим ему развивать скорость до 750 км/ч. Благодаря турбонаддуву двигателя, его скоростные характеристики проявлялись на большой высоте. Но на небольших и средних высотах самолёт показывал скорее средние результаты.
Отметим, что Republic P-47 был самым тяжёлым одномоторным истребителем того времени - его максимальная взлётная масса составляла 10 тонн! Для сравнения - максимальная взлётная масса отечественного двухмоторного дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф) была лишь на две тонны больше!
Кроме как в роли истребителя Republic P-47 так же мог "работать" штурмовиком и лёгким бомбардировщиком.
9. Примерно 200 Republic P-47 были поставлены в СССР:
10. Вооружение Republic P-47 - восемь 12,7 мм пулемётов, кроме того он мог нести до десяти 127-мм неуправляемых ракет HVAR или до 3-х бомб общим весом 1361 кг:
11. Republic P-47 Thunderbolt ВВС США:
Источник фото:
wikipedia.org Перейдём к британским самолётам.
12. Один из музейных "Спитфайров" в модификации Mk IX расположен сразу у входа в музей:
Supermarine Spitfire по-праву считается авиалегендой Второй мировой войны. Этот самолёт начал выпускаться в 1938 г. и, при постоянных модернизациях и прочих улучшениях, продолжал производиться вплоть до 1948 г. В итоге различных версий истребителя Supermarine Spitfire было выпущено чуть более 20 тыс. шт.
13.
Любопытно, что своего рода "прародителем" этого истребителя являются проекты гоночных самолётов фирмы Supermarine Aviation Works. В более поздней разработке этой фирмы - Supermarine Spitfire - был, среди прочего, учтен опыт немецких конструкторов Хейнкеля и Мессершмитта, а залогом успеха стало использование мощного британского рядного авиадвигателя Rolls-Royce-Merlin - самого массового авиадвигателя Второй мировой войны.
С горечью отметим, что именно авиадвигатели были главной проблемой отечественной авиации того времени - при том, что удачных конструкций самолётов у нас хватало с лихвой.
14. В первых модификациях Supermarine Spitfire его вооружение состояло из 8-ми 7,7-мм пулемётов Браунинга, а начиная с версии Mk V 4 пулемёта заменили на две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS.404:
Истребители Supermarine Spitfire (вместе с Hawker Hurricane, о котором я расскажу позже) составляли основу Королевских ВВС в ходе так называемой "Битвы за Англию" летом и осенью 1940 г. По отношению к основному истребителю Люфтваффе того времени - Messerschmitt Bf 109 E-4 - у Supermarine Spitfire были как свои сильные, так и слабые стороны. Благодаря использованию высокооктанового бензина, на высотах до 4000 м "Спитфайр" был быстрее (при лучшей манёвренности). Но за счёт того, что в немецких моторах Daimler-Benz DB-601A осуществлялся прямой впрыск топлива в цилиндры, Messerschmitt Bf 109 мог совершать практические любые манёвры без опасений, что двигатель заглохнет в самый неподходящий момент.
15. Формация Supermarine Spitfire F Mk XII Королевских ВВС:
Источник фото:
commons.wikimedia.org 16. Послевоенный "Спитфайр" в версии Mk 24 c двигателем Rolls-Royce Griffon (2050 л.с.) мог развивать скорость до 730 км/ч:
Как я уже отметил, Hawker Hurricane был вторым массовым типом британских истребителей, нёсших основную тяжесть боевых действий в первой половине Второй мировой войны.
17. На выходе с территории музея установлен трудяга Hawker Hurricane Mk IIa:
Всего в 1938-1944 г. было выпущено чуть более чем 13 тыс. машин. Они оснащались двигателями Rolls-Royce Merlin, в модификации Mk I мощностью до 1030 л.с., а в варианте Mk II - 1280 л.с. Вооружение самолёта состояло из 8, а затем и 12 (!!!) пулемётов калибром 7,7 мм (.303 British). Hawker Hurricane Mk II мог дополнительно нести несколько небольших бомб и до 8 неуправляемых ракет.
18. Цветное фото британского Hawker Hurricane Mk IIс из далёкого 1942 г.:
Источник фото:
wikipedia.org В СССР было продано около 3 тыс. "Харрикейнов". Пришлись они явно ко двору, т.к. в наших ВВС в начале войны, после первых неудач, сказывалась нехватка боевых машин. Но, с началом массового поступления новых советских машин "Харрикейны" перестали применяться в боях с вражескими истребителями и были переквалифицированы в истребители ПВО.
19. Hawker Hurricane на советской службе:
Источник фото:
valerongrach.livejournal.com Стоит отметить, что существовала "палубная" версия этого истребителя. Британцы использовали Hawker Sea Hurricane Mk Iа в качестве эскортного истребителя при проводке морских конвоев, прежде всего в северные порты СССР. Выглядело это так - на обычный транспорт устанавливалась мощная катапульта с установленным на ней самолётом. При налёте немецких бомбардировщиков истребитель запускался в небо и сразу вступал в бой.
20. "Морской" вариант" - Hawker Sea Hurricane Mk Iа на катапульте, установленной на транспорте:
Источник фото:
wikipedia.org Но самое интересное происходило потом, ибо во всей этой "системе" возвращение самолёта на борт транспорта принципиально не предусматривалось (это было просто невозможно). В итоге, после выполнения боевой задачи, самолёт должен был либо дотянуть до ближайшего аэродрома (расположенному, например, около Мурманска или Архангельска), либо, что случалось гораздо чаще, лётчику приходилось выпрыгивать из самолёта с парашютом прямо над морем. В надежде быть подобранным из воды кораблём охранения или транспортом. Читатель может себе легко представить, каковы были шансы на спасение у лётчиков "морского Харрикейна", особенно зимой.
21. Этот самолёт продолжает летать до сих пор!
Источник фото:
wikipedia.org Как это обычно случается с устаревшими истребителями, на закате своей службы "Харрикейны" в королевских ВВС освоили множество других "профессий" - ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмовика, разведчика и даже спасательного самолета.
Переходим к другому британскому истребителю тех времён.
22. Британский истребитель Hawker Tempest II:
Hawker Tempest представлял из себя дальнейшее развитие истребителя-бомбардировщика, а затем и штурмовика Hawker Typhoon (который, в свою очередь, должен был послужить заменой уже рассмотренным нами "Харрикейнам", но его массовое производство так и не было запущено).
Интересно, как бережно англичане относились к своим не очень удачным проектам истребителей - они просто переводили их в разряд штурмовиков!
Но вернёмся к истребителю Hawker Tempest. Серийное производство этого самолёта началось в конце 1943 г. На самолётах второй модификации (см. фото) устанавливался не самый мощный мотор Bristol Centaurus IV (2000 л.с.). Вооружение самолёта состояло из 4-х 20-мм пушек Hispano-Suiza HS.404, а так же ракет и бомб.
23. Hawker Tempest II:
Источник фото:
wikipedia.org Любопытно, что на Hawker Tempest в версии Mk. V устанавливался 24-цилиндровый (!!!) мотор Napier Sabre IIB мощностью в 2420 л.с. Всё это позволяло британцам успешно перехватывать не только выпущенные немцами крылатые ракеты Фау-1, но и реактивные истребители-бомбардировщики Me 262 и He 162!
Продолжение обзора истребителей Второй мировой войны следует (включая советские машины).
Этот пост сделан на основе заметки
Истребители Второй мировой на Яндекс.Дзен. Другие записи в моём канале на
Яндекс.Дзен: