Brewster SB2A Buccaneer это однодвигательный пикирующий бомбардировщик строившийся для Royal Air Force и United States Navy между 1942 и 1944 годами. Он был также предложен United States Army Air Forces и United States Marine Corps.
SB2A также был заказан в больших количествах Данией,Францией и Великобританией. Датский заказ позже забрали US Navy,а французский британцы. Самолет был слабо тяговооружен и плохо сконструирован и все его пользователи считали его непригодным для боевых действий. SB2A использовался как буксировщик мишеней RAF и US Navy, учебный самолет в USMC и USAAF. Многие из самолетов были оставлены и не начиная службы,историки считают,что это был худший самолет во Второй Мировой войне!!! При этом успели построить 771 самолет,а сохранилось всего два и лишь один пока можно увидеть: это наш SB2A из National Museum of Naval Aviation.
А второй с неизвестным s/n на хранении в Pima Air and Space Museum in Tucson.
Naval museum, Pensacola Fl Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш борт это Brewster SB2A-2 Buccaneer с s/n FF860 в RAF и заводским номером 462-860.
В 1942 построен как A-34.
В 1942 USAAF заказало 450 Brewster Model B.340E как A-34 для поставки в RAF. В USAAF они не служили и номера s/n USAAF им не присваивали.
В 1942 перегон. Поставлен в William Northern Field, TN.
В 1942 поступил на службу в Royal Air Force с s/n FF860 как Bermuda 1.
Инцидент. После аварии на взлете самолет бросили в болоте у полосы.
В 1974 найден David Tallichet.
Самолет найденный Mr. Tallichet, восстановлен и попал в коллекцию.
1978 продан Naval Air Development Center (NADC) Warminster, PA.
NADC частично занял здания Brewster Aeronautical Corporation.
1978 началась реставрация. Работа выполнялась 60 бывшими работниками Brewster.
2004 продан National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
2007 реставрация завершена.
Получил маркировку: 5, V-S-5
Помещен в экспозицию как Navy SB2A-1.
Пикирующий бомбардировщик Brewster SB2A имел сложную судьбу, волею различных обстоятельств пройдя путь от перспективного боевого самолёта до простого буксировщика мишеней. Самолёт начали проектировать в 1939 году. Компания Brewster, немного заработав на не очень удачных машинах SBA\SBN и F2A "Buffalo", позволила себе переключиться с этих проектов на более современный самолёт, каким и должен был стать будущий SB2A\А-34. Заказ на постройку первого прототипа XSB2A-1 был получен компанией 4 апреля 1939 года. Пикирующий бомбардировщик получил "фирменный" пузатый фюзеляж с кабиной для двух членов экипажа. Схема среднеплана также была сохранена, а вот двигатель выбрали достаточно мощный. По замыслу разработчиков двигатель Wright R-2600,с трехлопастным винтом, должен был обеспечить скорость порядка 500 км\ч и неплохую скороподъёмность для такого тяжелого самолёта, как SB2A. Вооружение пикировщика действительно обеспечивало ему отличную огневую мощь, у стрелка в кабине устанавливалось два 12,7-мм пулемета, а в крыле разместили ещё четыре 7,62-мм пулемета. При таких данных у SB2A были все шансы стать не хуже немецкого Ju-87, однако.....
Великобритания, как известно, является одной из самых консервативных стран в мире. Этот самый пресловутый консерватизм, затрагивающий и авиацию в том числе, "свел в могилу" десятки хороших самолётов, не дав конструкторам выбраться из строгих рамок технических заданий, иногда противоречащих здравому смыслу. Такая же участь ждала и пикирующие бомбардировщики.
Разгром, учиненный немцами во Франции, Греции и Норвегии здорово отрезвил руководство армейской авиации, в спешном порядке создавшей спецификацию на аналогичную боевую машину для поддержки наземных сил. Хорошая инициатива вскоре наткнулась на непреодолимую преграду в лице МА. Высшее начальство упорно отказывалось от пикирующих бомбардировщиков, полагаясь на многоцелевые самолёты, но под напором фактов в 1940 году маршалы авиации согласились на приобретение подобных самолётов для армии и флота. Оценка возможностей отечественной промышленности и авиационных фирм показывала, что на создание по-настоящему хорошего пикировщика понадобиться не меньше года, в то время как армия требовала начать поставки самолётов как можно скорее. В этих условиях МА пошло на закупки техники за рубежом. Британской закупочной комиссии выдали задание узнать возможности американцев на предмет производства пикировщиков для нужд RAF, либо попытаться приобрести лицензию на их постройку в Великобритании. В поле зрения комиссии попали три самолёта этого типа : серийный палубный бомбардировщик Vought SB2U-1 "Vindicator" и ещё только проектируемые Vultee V-72 "Vengeance" и Brewster XSBA-1 "Buccanear". Интересно, что наиболее удачный пикировщик Douglas SBD-3 "Dauntless" даже не рассматривался как самолёт, достойный для закупки хотя бы пробной партии. О нем вспомнили позже, когда SBD уже вывели из боевых частей в США.
Самолёт компании Vought отклонили по причине его несоответствия предъявляемым требованиям и плохим характеристикам со стороны пилотов, летавших на нем. Лицензионный вариант V-156F успел недолго повоевать во Франции, но принес немного пользы своим иностранным заказчикам. Vultee V-72 казался более достойным кандидатом, тем более, что создавали его по заказу англичан. Немного оригинальный подход фирмы Vultee к решению некоторых технических задач не слишком хорошо сказался на ТТХ самолёта, но и в этом случае будущий "Vengeance" оказался лучшим армейским пикировщиком. Безусловным фаворитом являлся, естественно, Brewster XSB2A. Удачная рекламная компания привела к тому, что пикировщик был заказан в количестве больше 1000 экземпляров, хотя полет первого прототипа состоялся лишь 17 июня 1941 года!
Результаты испытаний прототипа и меняющиеся требования привели к значительным изменениям конструкции. Планер удлиненнили на 1 фут и два дюйма,пулеметную башню заменяют гибким орудийным креплением, добавили бронь и рольекьтолваггые топливные баки. Это привело к тому, что вес самолета увеличился почти на 3000 фунтов (1400 кг), что значительно уменьшило его скорость,боезапас оружия и дальность полета.
Заказы распределились следующим образом: 140 самолётов для ВМС США (вскоре USAF тоже сделали заказ на партию пикировщиков А-34), 162 для армейской авиации Голландии и 750 для Великобритании. Англичане дали новому бомбардировщику название "Bermuda" и принялись терпеливо ждать, пока заказанные самолёты прибудут на их остров. Знай они, с какими трудностями столкнется производитель, место "Bermuda" запросто мог занять "Dauntless".
После оформления в августе 1940 года контракта на 750 машин для Великобритании, которые должны были поступить двумя партиями (по 450 и 300 самолётов соответственно) компания Brewster принялась за решение не менее серьезной проблемы: как обеспечить поставку ещё не летавшего пикировщика, если мощности завода не позволяют этого сделать. Начались многочисленные проволочки, в результате которых выпуск самолётов задерживался на неопределенный срок. Кроме того, возникла ещё одна проблема. Испытания первого прототипа, хоть и прошли в целом успешно, оставили не очень благоприятное впечатление у летчиков-испытателей. Самолёт оказался слишком тяжелым, весьма вяло маневрировал и был довольно труден в пилотировании. Скоростные характеристики оказались ниже заявленных. Порадовало только мощное вооружение. Подготовленная к серийному выпуску модификация SB2A-1, имевшая восемь пулеметов, не встретила одобрения у военных и была благополучно отвергнута. Но американцы все таки приобрели для ВМС две модификации этого бомбардировщика: SB2A-2 (80 самолётов) и SB2A-3 (60 самолётов со складывающимися консолями крыльев и посадочным гаком), использовав их в целях обучения пилотов. Позднее к ним прибавились 162 самолёта из нереализованного голландского заказа, под обозначением SB2A-4 их передали КМС,где они служили тренировочными машинами, участвовав в организации первой ночной истребительной эскадрильи Корпуса морской пехоты VPM(N)-531. Армия от своих А-34 отказалась, аннулировав контракт до начала серийного производства.
Вот в таких условиях разворачивалась серия для английского заказчика. Англичане были по прежнему полны решимости получить "Bermuda", в то время как сами американцы считали его второсортной машиной.
К началу 1942 года сложилась следующая ситуация: по оценке британской закупочной комиссии производство пикировщиков на заводах фирмы Brewster могло начаться не ранее марта, следовательно, в боевые эскадрильи бомбардировщики поступят, в лучшем случае, через три месяца, то есть к июлю 1942 года. На этом фоне все громче раздавались возгласы маршалов авиации, изо всех сил пытающихся избавиться от пикировщиков. Дальше события развивались ещё хуже.
16 июня 1942 года в записке премьер-министру Черчиллю было доложено, что бомбардировщики, заказанные в США в июле 1940 года не поступили на вооружение RAF исключительно по вине производителей. В дело вмешалось правительство, однако изменить ситуацию оно оказалось не в состоянии. МА пошло дальше, сыграв на срыве сроков поставок "Bermuda". Самолёт просто объявили неприемлемым для использования на всех фронтах. Проблема пикировщика была снова поднята после высадки союзников в Африке, где американцы применили самолёты А-36А. Одновременно из Вашингтона пришло ещё одно мрачное донесение: оба контракта на 750 бомбардировщиков оставались по-прежнему далеки от выполнения, хуже того, серийные самолёты могли прибыть в Великобританию не ранее 1944 года.
Назревал политический скандал. В одно время с "Bermuda" в производство пошёл истребитель F4U "Corsair", он то и стал первоочередным самолётом, производимым заводом Brewster, в то время как сил на производство пикировщика уже не оставалось. Первый самолёт RAF получили 1 сентября 1942 года и, после всесторонних испытаний, пришли к выводу о непригодности этого пикировщика к использованию на Европейском ТВД. В начале 1943 года руководство компании поменялось, но наладить выпуск F4U и "Bermuda" одновременно не представлялось возможным. Терпение МА в итоге лопнуло и вопрос был поставлен ребром: или Brewster приступает к выпуску пикировщика, или контракт будет расторгнут.
Это подстегнуло фирму Brewster к действиям, однако время было безвозвратно упущено. Самолёт, который англичане планировали использовать в 1941 году, прибыл к ним лишь два года спустя. К середине 1943 года, когда выпустили около 200 пикировщиков, заместитель начальника штаба RAF предложил сформировать всего четыре эскадрильи с "Bermuda", а от остальных машин отказаться. Далее открыто признавалось, что подписание контракта на производство пикировщиков Brewster было ошибкой и все работы по ним должны быть срочно прекращены. Взамен предполагалось разместить заказ на фирме Vultee, купив у неё аналогичное количество самолётов А-35. Американцы забеспокоились и запросили британскую комиссию, действительно ли контракт на пикировщик будет расторгнут. После получения утвердительного ответа американская сторона заявила, что она не собирается забирать выпущенные самолёты, предоставив англичанам разбираться с фирмой Brewster самим. В результате выполнение контракта продолжалось до августа 1943 года. Были выпущены 450 самолётов по первому заказу и 18 из 300 по второму. 98 самолётов американцы все же забрали себе, а остальные ждала переделка в буксировщики мишеней. Но и от этого варианта вскоре отказались.
USAAF получили 108 Bermudas, которые получили обозначение A-34. Тип считался непригодным даже для учебных целей. Если самолет ломался,то его просто бросали или использовали как мишень на артиллерийском полигоне... A-34 были полностью списаны в 1944 году.
В общей сложности англичане выплатили 48807225,34 доллара за самолёты первой партии и 21014898,90 долларов за самолёты второй партии, приобретя таким нехитрым образом самый дорогой и самый ненужный пикирующий бомбардировщик во Второй Мировой войне. К несчастью Brewster "Bermuda" не смог внести свой вклад в разгром фашистской Германии, зато он точно внес вклад в окончательное разорение британской экономики, потратившей на него 70 миллионов долларов:-)))
Модификации:
XSB2A-1 Buccaneer прототип, один построен.
SB2A-2 начальная серия, пересмотренное вооружение - не складывающиеся крылья. 80 построено.
SB2A-3 со складывающимися крыльями и тормозным гаком для работы с авианосца. 60 построено.
SB2A-4 самолет построен для Нидерландов и реквизирован для US Navy. 162 построено.
A-34 Bermuda обозначение для самолетов по ленд-лизу для Великобритании
Bermuda Mk.1 производство Model 340-14 для Великобритании. Модернизировано крепление пулемета. Только 468 из 750 заказанных были поставлены.
ЛТХ(SB2A-2)
Экипаж: пилот и наблюдатель/стрелок
Длина: 39 ft 2 in (11.94 m)
Размах крыла: 47 ft 0 in (14.33 m)
Высота: 15 ft 5 in (4.70 m)
Площадь крыла: 379 ft² (35.2 m²)
Вес пустого: 9,924 lb (4,501 kg)
Вес загруженного: 12,239 lb (5,552 kg)
Макс взлетный вес: 14,289 lb (6,481 kg)
Двигатель: 1 × Wright R-2600-8 радиальный, 1,700 hp (1,268 kW)
Макс скорость: 274 mph (238 kn, 441 km/h)
Дальность: 1,675 mi (1,455 nmi, 2,696 km)
Высота: 24,900 ft (7,590 m)
Вооружение:
Пулеметы:
2 × .50 in (12.7 mm) M2 Browning в фюзеляже
2 × .30 in (7.62 mm) M1919 Browning в крыльях
2 × .30 in (7.62 mm) machine guns сзади
Бомбы: 1,000 lb (450 kg)