Капитан воздушного судна обращается к пассажирам по громкой связи, а порой выходит в салон, беседует с ними. Знакомая картинка?
Считается, что это всё на Западе, а у нас такого не было. Так вот: всё было, причём гораздо раньше, чем вы думаете.
На дворе стояла хмурая осень 1936 года. Одна из ведущих оперных певиц своего времени, заслуженная артистка РСФСР Ксения Держинская (проникновенное сопрано) возвращалась с гастролей из Свердловска с Москву.
Билета на поезд, несмотря на статус, ей достать не удалось (!), и пришлось отправиться по воздуху - впервые в жизни. Самолётом командовал пилот Юхимчук.
Артистка вспоминает:
«Когда настал момент взлёта (не берусь описать то невыразимое чувство страха, какое я испытала!), я сидела совершенно подавленная, безгранично взволнованная небывалым ощущением, и с неописуемым ужасом думала о том, что я должна так лететь ещё 10-11 часов! <...>
К нам в кабину вошёл т. Юхимчук. <...> Когда пилот обратился ко мне и узнал о моём страхе, он начал успокаивать меня так сердечно, просто, что я сразу начала приходить в себя. <...> Страх мой исчез, и я начала любоваться чудесным видом Уральского хребта. <...>
Мой первый полёт, начавшийся таким неописуемым страхом, кончился совершенным спокойствием и безграничной верой в нашу чудесную авиацию.
Теперь я надеюсь быть постоянным пассажиром Аэрофлота».
Доброе слово чудеса творит!
А я вспоминаю один из многочисленных своих перелётов - из Москвы на Камчатку. Там, конечно же, был "кэптэн спикинг", а ещё была задержка рейса на час.
В соседнем кресле бизнес-класса обосновался дьяк Кураев - я узнал его благодаря ЖЖ.
На рулёжке перед взлётом кэптэн спикал примерно так:
"Уважаемые пассажиры! Приносим вам свои извинения за задержку рейса по техническим причинам.
Dear passengers, our apologies for the delay because of... because of текникал причинз!"
Хохотали мы с Кураевым долго, вытирая слёзы.
Симпатичны люди, которые понимают!
P. S. Кстати, на рейсах из Свердловска в Москву тогда (во времена Держинской и Юхимчука) делали посадку с ночёвкой в Янауле.