Ну и наконец четвертый день нашего путешествия. Вчера на ужине Владислав Александрович показал нам фотографии Амдермы и заброшенных самолетов. Я решил лететь вместе с Ан-2 на Хаски в Амдерму и остаться там,чтобы пофотографировать. На том и порешили. Ан-2 вернется в Нарьян-мар к вечеру.
Экспедиция на о.Белый 07-16.04.2017. Aviat Husky A1B и все о нем.Утром нас загрузил к себе в машину Роман Константинович Хурда. Вот он за рулем справа,он диспетчер. И ведь все поместились!!!
Но у бывшего роддома нас нагнал Владислав и рассадил по двум машинам.
Как мы поняли,что это бывший роддом? А видите это "спасибо" под окнами?:-))) На самом деле нам рассказали:-)))
На улице не поймешь что за погода,то ли солнышко,то ли снег. Но все с удвоенным энтузиазмом взялись за работу. Вчерашний снегопад покрыл самолеты ледяной коркой и теперь к подкапыванию,разогреву и прочим стандартным процедурам добавилась еще очистка ото льда.
Меня эта планида тоже коснулась.
В ход пошли все возможные средства против снега и льда.
Федор с Андреем колдуют над блокиратором хвостового оперения. Примезло однако....
Пока трудились,снегопад усилился. Но решили лететь,так как погода по маршруту и на месте обещала быть если не хорошей,то вполне сносной.
Расселись по самолетам,я решил взлететь первым,чтобы не мешаться большому и неповоротливому Ан-2. Взлетел.... Ан-2 взлететь не смог,примерз. Я успел налетать час,пока понял,что надо возвращаться. за это время в поисках выхода из зарядов ливневого снега,я набрал 1800 метров. Дальше Хаски лезть не хотел. Похоже крыло я почистил так себе:-((( Самолет брыкался,скорость при попытке набрать высоту падала и орал датчик срыва. Но над облаками я так и не вылез. Тут поступила команда вернуться и помогать Ан-2. Он пытался сделать несколько пробежек,но на свежем снегу скорость у него не росла и взлеты пришлось прекратить.
Возвращаюсь назад. Заряд снега ушел,а Ан-2 стоит там,где я его и оставил.
Общая обстановка выглядела вокруг так. Вроде и ничего страшного,но и не очень комфортно. Объявил Нарьян-мар подход возвращение на аэродром вылета. Непонятно план закроют или можно будет вылететь по нему?
На снегоходе похоже везут экипаж Ан-2,который страгивал его с места:-))) Не все успевают запрыгнуть в салон:-)))
Ан-2 вновь двигается на исполнительный.
видео моей посадки на Кривом озере(все стекла замерзли и видимости никакой:-((():
You can watch this video on www.livejournal.com
Приземлился и сразу за работу. Помогать выталкивать Ан-2. Поскольку вытолкали и он начал движение,то нужно было взлетать и мне. От базы позвонить невозможно,связи там нет и нужно выбираться на горку. Отсюда выходило,что или мне просто дадут задержку плана или же пойду без плана.
После взлета мне отзвонился Николай Вокуев и уже в воздухе сообщил,что работать можно по старому плану. Это я так понимаю в том числе и благодаря тому,что Роман константинович позвонил себе на работу!!!
А мы летим,порой по приборам. Хотя как видите Ан-2 видно нормально,а вот все вокруг не очень,ну совсем не очень:-)))
Подхожу поближе к Ан-2,чтобы если видимость станет хуже,то не потерять его. договорились куда и как будем уходить в случае если потеряемся.
Лететь порядка 460-470 километров. И это снова порядка трех часов. Вот и наконец появляется голубое небо. Оно конечно полегче,но все равно или по приборам или же за ведущим.
Полсамолета в тумане это окно замерзло,а вот остальное все в молоке.
И видимость есть,а много ли вы увидите? В общем без навыков полета по приборам здесь делать нечего абсолютно.
Появляются какие то элементы жизнедеятельности людей. слева у нас останется площадка Варандей. но туда только в крайнем случае,взлет посадка там стоит 100 тыс рублей. Заградительные меры!!!
Под нами какая то снежная дорога. Это наверное тоже зимник?
Пытаюсь снять Ан-2 на фоне рельефа. А Дмитрий Евгеньевич все рассказывает интересные и полезные вещи,но я вот сейчас не могу четко их вспомнить,потому как тогда голова была видимо забита совсем другим
Есть какой то рельеф. Вроде сверху кажется все ровным,но думаю так просто без эксцессов не сядешь даже на лыжах.
Вот он зимник. Машины которые едут по нему видят нас и моргают фарами,а мы в ответ качаем крыльями.
Пытаюсь вглядеться в снега.
Вон машины на зимнике,а вдали море,Баренцово море!!!
Ан-2 на фоне теней от облаков.
Крупнее. Стоит заметить,что поскольку нам сказали,что те заливы,над которыми мы будем проходить покрыты льдом,то мы не одевали гидрокостюмы. Хотя спасательная лодка от Андрея Иванова у меня всегда была под рукой в салоне.
Идем к Хайпудырской губе.
И вот вам бабушка и Юрьев день.... Льдов то не так и много!!:-((
Я начинаю нервничать и предлагаю Ан-2 чуть увеличить путь,но пойти вдоль берега надо льдами.
И куда здесь притулиться?
Ан-2 отказывается,у них мало топлива тк они его пожгли когда катались по Кривому озеру в тщетных попытках взлететь. Но у них и есть возможность одеть гидрокостюмы прямо в воздухе,чего лишен я. Поэтому тут наши пути с разрешения шеф-пилота разошлись. Я пошел к берегу.
Но до того как я дошел до берега мне предоставилась возможность поработать мозгами на предмет куда и на какой лед салиться ежели чего. В общем непонятно... Как определить толщину льда с воздуха,как понять насколько он ровный... не ясно на данном уровне моих знаний.
С правой стороны вообще как то все мелко порублено. Целой льдины для посадки и не найдешь. Радует лишь то,что мы на лыжах,а это большой плюс и на посадке на воду по сравнению с колесами.
Открытой воды все больше. А Ан-2 докладывает,что идет вообще над чистой водой.
Но вот уже выхожу на льды у берега,припай.
Снова появляются какие то полуразрушенные поселки. Но ежели чего наверное можно укрыться от непогоды?
Это наверное осталось от вояк?
Общая картина.
А мне идти дальше. Все вокруг белым бело. Раньше я просто уцеплялся глазом за Ан-2 и ни о чем не думая шуршал за ними повторяя все маневры. а теперь полноценно лети по приборам,тренируйся...
Красиво,даже солнышко лысину припекает.
Было бы время,можно было бы поконвейерить тут. Может даже остановиться чайку попить.
Оказывается тут есть и такие особенности рельефа. причем они совсем не мелкие.
Перед Амдермой рельеф поднимается и естественно начинает пропадать видимость. В авиации проблемы по одной не ходят иначе это не проблемы. Они как трусливые гопники собираются в стайки:-)))
Возникает дилемма:забраться над облаками и потом их пробивать или пытаться пройти под ними,но можно упереться в рельеф в самое неподходящее время. Выбрал первое чтобы перескочить возвышенность. в самые сложные моменты как вы понимаете мне было не до фотоаппарата.
И вот я уже все перескочив и забравшись под слой облаков подхожу к Амдерме. Начинают появляться всевозможные заброшенные объекты. а ведь когда то тут кипела жизнь... какую страну проср..и:-(((
И электричество тут было. Ан-2 на несколько километров впереди меня,успешно преодолел водную преграду. Я уже слышу его общение с Амдермой.
Вояки,но насколько они живые? РЛС стоят!!!
Сплошные емкости для топлива.
А вот уже и аэропорт Амдерма. Позже еще мы посмотрим подробно на Амдерму и с воздуха и с земли. Проход через КТА и правым к третьему. а над торцом висит хмарь,поэтому по короткому.
видео полета и посадки Хаски в Амдерме:
You can watch this video on www.livejournal.com
Полоса заснеженная,с переметами и местами чистым бетоном. те и на лыжах и на колесах не очень хорошо садиться. Рейс они ждут через пару недель,тогда и будут чистить полосу. Но вроде сел на лыжах,перешел на колеса и порулил переваливаясь на застругах и переметах. После того,как выбрались из самолетов,получили строгий запрет на фотографирование без согласования с руководством. Спорить сил особо не было,благо нас встречал руководитель аэродрома Соболев Михаил Альбертович,он тут же добро и дал. Вот что из этого получилось.
Хаски поставили чуть в сторонке.
Задача выгрузить топливо из Ан-2,дозаправить его и выпустить назад в Нарьян-мар. Там еще ждут два члена экипажа и куча багажа. Дмитрий Евгеньевич тоже снимает на свой айпад,где у него собрана уже масса уникальных фотографий. аккурат для будущей книги если он все же решится:-))
Я прилетел в надежде побродить в окрестностях аэродрома и пофотографировать,но как показала текущая практика,это была не очень жизнеспособная идея. Тем более,что все интересующие меня объекты были занесены снегом. С Дмитрием Евгеньевичем поднялись на вышку РП засвидетельствовать свое почтение. Здесь сегодня командует Виктор(фамилию не запомнил). Он ранее трудился РП в Белевцах. Очень нам помог. большое ему за это спасибо.
Вид на перрон с вышки РП,а чуть дальше видно открытое море.
Но вот Ан-2 заправился и собирается назад. они еще не знают какая погода ждет и на обратном пути. Это будет очень непросто и только мастерство Дмитрия Сухарева позволило сделать это безопасно.
Садились они на Кривом озере с видимостью 500 метров.
А пока я их провожаю.
вылет Ан-2 в Нарьян-мар:
You can watch this video on www.livejournal.com
Ну а мне рассказали о том к кому обращаться по жилью и питанию,посадили на уазик буханку и отправили с остальными в поселок. До поселка три километра,лишь изредка ходят вахтовки. Пешком в унтах,которые скользят безбожно,я бы не дошел.
Ехал и фотографировал все,что увижу. Я же не знал,что мы тут застрянем на несколько дней:-))) Завтра идейно должен был прилететь Ан-2 и мы выдвинулись бы на остров Белый,но нашим желаниям не суждено было сбыться:-((
Тут много любопытных и непонятных вещей.
В солнечную погоду все выглядит вполне пристойно. Амдерма - посёлок (в 1936-2004 годах - посёлок городского типа) в Ненецком автономном округе. Основан в 1933 году. Находится в пограничной зоне.
Посёлок Амдерма расположен на побережье Карского моря, к востоку от пролива Югорский Шар на Югорском полуострове. Расстояние до окружного центра - города Нарьян-Мара - составляет 420 км. Ближайшая железнодорожная станция находится в 270 км в городе Воркуте.
Посёлок располагается за Северным полярным кругом в европейской части России. Полярный день длится с 20 мая по 30 июля, полярная ночь - с 27 ноября по 16 января. Недалеко от посёлка протекает река Амдерма.
Посёлок был основан в июле 1933 года в связи с началом строительства рудника по добыче плавикового шпата (флюорита), месторождение которого было открыто в 1932 году геолого-поисковой партией П. А. Шрубко. Организатором строительства посёлка и рудника по добыче плавикового шпата являлся горный инженер Е.С.Ливанов. Добыча флюорита (сырья для металлургии, оптики, керамической промышленности) на амдерминском руднике позволила СССР отказаться от импортных закупок.
В 1936 году посёлку был присвоен статус рабочего посёлка. После окончания Великой Отечественной войны, когда были разведаны другие месторождения плавикового шпата, более выгодные по добыче, амдерминский рудник был закрыт. Однако посёлок продолжил развиваться как база по освоению Арктики. С 1940 по 1959 годы существовал Амдерминский район.
На аэродроме, расположенном рядом с посёлком, с 28 августа 1956 года базировался 72-й гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк, выполнявший задачи противовоздушной обороны, который организационно входил в 4-ю дивизию ПВО 10-й Архангельской отдельной армии ПВО. Полк выведен с территории посёлка 25 октября 1993 года в Савватию (Котлас Архангельской области).
В 1969 году в посёлке проживало 2,9 тыс. человек. Максимальное число жителей проживало в посёлке по словам старожилов доходила до 15 тыс человек. В 1980 годы добыча флюорита была возобновлена, но ненадолго.
В 1995 году была закрыта комплексная мерзлотная лаборатория, в 1998 году - контора «Торгмортранс».
Население Амдермы резко сократилось в 1990 годы в связи с отъездом жителей. В 1998 году было зарегистрировано 1,9 тыс. жителей. А по переписи 2002 года в посёлке оставалось всего 650 человек. Сейчас порядка 300 человек.
Это здание администрации поселка.
Этот дом прозвали барским,в нем проживало руководство морского порта.
Назначение этого здания для меня так и осталось загадкой?
Следом за ним розовый дом это библиотека и там же расположена гостиница,куда меня определила Валентина Ниловна Серова.
Рядом с большинством домов ходить страшновато,того и гляди рухнут.
Все это время я гулял по улице Центральной. Снова Барский дом!!!
Солнышко взгромоздилось на вышку. Поселившись я пошел в магазин,благо только что пришел свежий завоз из Воркуты. Удивительно,но на 300 человек населения в поселке пять магазинов и ни один не в убытке:-)))
Вот один из четырех гусеничных тягачей,которые привезли товары из Воркуты.
Пока погоды хорошие,но чего ждать завтра? Интернета у меня здесь нормального нет и прогноз посмотреть я не в силах:-(((
Дом культуры,но судя по всему к нему заросла народная тропа?
Традиционный воинский мемориал. Из Амдерминского района на войне погибло 47 человек, большинство с ненецкими фамилиями, причём первые жертвы были не в бою, а на транспорте, потопленном забравшейся в Баренцево море подлодкой. Камня в память Евгения Ливанова, основателя и главного инженера Амдерминского рудника я чего то не увидел. Может снегом занесло?
А вот и еще три тягача. Похоже это модернизированные МТ-ЛБу (Объект 10) - советское плавающие лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом. Разработанное в конце 1960 годов.
Снова администрация. сюда я зашел купить книгу об Амдерме. мне дали квитанцию об оплате и отправили в сбербанк,который к этому времени уже закрылся:-))) вернувшись ни с чем,мне удалось купить книгу за наличные. но путь к этому был тернист.
Табличка.
А как вам Нива на улицах поселка с номерами ЕКХ(еду как хочу)?:-))
Постепенно солнышко заходит за тучи и холодает. Прикупив продуктов я вернулся в гостиницу. гостиница это трехкомнатная квартира. В каждой комнате могут жить три человека. Ночь с человека стоит 2400. Интернета нет и по телевизору лишь один канал с "Пусть говорят":-))
Все выглядит очень пристойно,а главное тепло!!!
Еще одна фотография моего жилища.
Поужинав на кухне разглядывая заходящее солнце над Карским морем в окно,решил это сфотографировать более крупно.
Вот так.
Потом так.
И наконец солнце испустив столб желтого огня,как будто плюхнувшись в холодную воду,начало быстро скрываться за облаками.
Все,пора отдыхать,завтра ранний подъем и на аэродром!!! так пролетел еще один день. Пока все достаточно просто,посмотрим как будет дальше:-)))