Неизвестный Ар-95. Часть первая

May 25, 2016 11:12

Оригинал взят у avianikitoss в Неизвестный Ар-95. Часть первая
В 1935 году инженер исследовательского отдела компании Арадо (Arado Flugzeugwerke) Вальтер Блюме (Walter Blume) начал со своей командой работы над самолетом-разведчиком с возможностью трансформации такового в бомбардировщик-торпедоносец. Самолет предназначался для размещения на кораблях, а также на проектируемом будущем авианосце, появление которого было предусмотрено планом развития военно-морского флота 1934 года. Согласно техническому заданию самолет должен был иметь радиус действия 1000 миль, свободно работать в открытом море и быть достаточно прочным, чтобы выдерживать все нагрузки, находясь на корабле. Также самолет должен был иметь возможность свободной замены колесного шасси на поплавки.



Arado Ar-95A-0, Испания, апрель 1939 года

Следствием этого задание стало появление Арадо Ар-95 (Arado Ar-95) - двухместного биплана с дюралюминиевым фюзеляжем-монококом, обшитым тонким металлическим листом. Крылья также были металлическими, верхние поверхности обшивались таким же листом, как и фюзеляж, а нижние поверхности обтягивались полотном. Также полотняными были все рабочие поверхности самолета. Элероны стояли как на верхних, так и на нижних крыльях, которые складывались вдоль фюзеляжа для облегчения перевозки и хранения машины.



Ar-95B во время первого испытательного полета

Первый прототип, Ар-95V-1 (D-OLUO) был оснащен двумя металлическими поплавками, двигатель был радиальный 9-ти цилиндровый BMW-132 воздушного охлаждения, мощностью 845 лошадиных сил. Первый полет прототип осуществил осенью 1936 года. Вскоре он был дополнен второй машиной - Ар-95V-2 (O-OHEO), которую оснастили 12-ти цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Юнкерс Юмо-210 (Junkers Jumo-210 Ca) мощностью 600 лошадиных сил. Сразу же выявился серьезный недостаток мощности второго прототипа, и двигатель на самолете заменили на BMW-132. Третий прототип, Ар-95V-3 (D-ODGX) был изготовлен трехместным, а первый свой полет он осуществил в самом начале 1937 года. Последовавший за ним V4 стал первым прототипом с колесным шасси, убранным в широкие "штаны-обтекатели". V5 (D-OHGV), оснащенный поплавками, стал эталоном серии Ар-95А-1. Упоминавшийся выше колесный V4 начал серию самолетов наземного базирования Ар-95B. На самом деле и те и другие самолеты могли использоваться на любом типе шасси, как и было указано в первоначальном техническом задании. Многочисленный испытания прототипов ясно показали, что все характеристики самолета вполне укладывались в рамки ТЗ, но в то же время испытания показали, что Ar-95B устарел для применения на немецком авианосце. Новое техническое задание на палубный самолет было выдано весной 1937 года, и по нему были разработаны такие известные самолеты, как Арадо Ар-195 и Физлер Fi-167.



Сложенные крылья необходимы для размещения на авианосце

Однако предсерийные "Арадо" были уже собраны, и шесть машин Ar-95A-0 к этому моменту были уже построены. Все они оснащались радиальным двигателем BMW-132Dc мощностью 880 лошадиных сил, который вращал трехлопастный винт изменяемого шага Гамильтон Стандарт (Hamilton Standard). Вооружение состояло из одного курсового зафиксированного на капоте "Рейнметалл" (Rheinmetall MG-17) калибра 7,9 мм, оснащенного синхронизатором для стрельбы через вращающийся винт и имеющего боезапас в 500 патронов, и одного MG-15 того же калибра, стоящего в задней кабине и прикрывающего заднюю полусферу, оснащенного восемью магазинами по 75 патронов каждый. Под фюзеляжем мог подвешиваться дополнительный груз - одна торпеда в 400 килограмм, либо одна бомба 375 килограмм, либо шесть бомб по 50 килограмм.



Ar-95A-0 с гражданским обозначением на выставке на стенде "Arado Flugzeugwerke"

АРАДО AR-95 В ИСПАНИИ



В полете оснащенный торпедой D-ODGY

Три предсерийных аппарата были доставлены в Испанию в апреле 1939 года совместно с Хейнкелями-115. "Легион Кондор" направил машины в AS/88, единственную часть, в составе которой находились гидросамолеты. Как и множество других типов, эти самолеты были отправлены в Испанию сразу с завода, и основной целью отправки было испытание машин в боевой обстановке. Однако 1-го апреля Республиканцы капитулировали перед войсками мятежников, и получилось так, что Арадо появились на Испанском ТВД слишком поздно. Сто пятнадцатые Хейнкели в мае покинули страну вместе с "Легоном Кондор", а "Арадо" были оставлены испанцам, и, фактически, так и не находились в составе AS/88, войдя сразу в состав 2-G-62/73.



Первый прототип Ar-95, D-OLUO

Самолет получил название "модель 64" (это цифры, обозначающие исключительно самолет, и ни в коем случае не часть, эскадрилью или группу, хотя многие писали, что "Арадо" служили в 64 эскадрилье, которой никогда не существовало. Также абсолютно точно, что машин этих в Испании было три, а не шесть, и поступили они никак не в 1938 году и в гражданской войне не участвовали), а все полученные Испанией "Арадо" составили звено под командованием Луиса Лердо де Техады (Luis Lerdo de Tejada), который в свою очередь участвовал в гражданской войне в качестве пилота в 1-Е-70 и получил за войну солидный опыт полетов на гидросамолете. Тесты по максимальной нагрузке провел су-лейтенант Хевия (sous-lieutenant Hevia), который, неправильно переведя инструкцию по грузоподъемности самолета, взлетел с превышением максимальной нагрузки. Однако, благодаря своей везучести, но в основном благодаря запасу прочности, заложенному немецкими конструкторами при проектировании самолета, полет прошел без каких-бы то ни было неприятностей.
В момент поступления самолетов в Испанию они были алюминиевые неокрашенные, но потом на них нанесли светлый серо-зеленый цвет на верхние поверхности и светло-голубой на нижние.



Ar-95V-5, пятый прототип

Черные круги опознавательных знаков находились на самолетах в шести позициях, а на руле поворота был нанесен черно-белый андреевский крест. Позже на бортах самолетов появилась эмблема группы - она заменила черные круги и отражала назначение, тоесть группу пикирующих бомбардировщиков.



Эмблема 51-го звена. Обутый в ботинки пикирующий гриф с зонтиком. Эта эмблема заменила на фюзеляже самолетов черный круг

Один из самолетов, 64-3, был переделан в аппарат наземного базирования, после чего отправлен в пригороды Мадрида, где проходил в течение следующих месяцев всесторонние испытания. После этого он вернулся в Мальорку, где был снова поставлен на поплавки.



Ar-95A-0 в начале апреля 1939 года

С 1 сентября 1939 года 1-й отдел Генерального штаба обозначает в качестве места базирования самолетов базу Польенса (Pollensa) на острове Мальорка. Самолеты становятся 51-м звеном в составе 52-й эскадрильи. Этот номер наносился на фюзеляж перед цифрами 7,8 и 9, и заменял таким образом 64-1, 64-2 и 64-3. На самом деле это правило нанесения было соблюдено только на 64-2, который стал 52-8, поскольку к этому времени он остался единственный "Арадо" в летнопригодном состоянии.
64-1 скапотировал 6 сентября во время учебного полета - пилот при этом не пострадал, но самолет получил тяжелые повреждения и был списан на металлолом. Через три недели. 28 сентября, 64-3 повредил правый поплавок во время взлета с озера в окрестностях Барселоны, при этом так же обошлось без повреждений экипажа. Самолет смог самостоятельно достигнуть Польенсы, однако больше в небо он не поднимался.
На деле самой большой проблемой этого самолета было неконтролируемое пикирование в следствие внезапного повреждения двигателя.



64-3 во время пребывания на колесном шасси

8 августа 1940 года в 10 утра 52-8 вылетает на очередной испытательный полет, когда через 45 минут самолет резко клюнул носом и перешел в пикирование, выйти из которого получилось лишь на высоте 50 метров над землей. Однако высоты не хватило, и самолет, зацепив поплавками воду, скапотировал. Экипаж остался жив...
Более не летающий 64-3 находился в составе испанских ВВС вплоть до 1945 года, когда Генеральный штаб провел очередное переименование, и Ar-95 64-3 стал именоваться HR-3. Такой номер должен был быть нанесен на киле машины, однако никто его так никогда и не нанес, потому что "Арадо" содержался в ангаре и летать не мог. 18 февраля 1948 года он был списан, и 21 января 1949 отправлен на металлолом, завершив, таким образом, историю испанского применения "Арадо-95А-0".



Поплавковый Ar-95A-0, Испания, апрель 1939 года

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

история авиации

Previous post Next post
Up