«Искатели» идут по следам воздушного гиганта.

Jan 20, 2016 17:07

Оригинал взят у m2kozhemyakin в «Искатели» идут по следам воздушного гиганта.
Написано по заказу газеты "Долгие Пруды".

Первый же месяц 2016 г., объявленного в России годом кино, открылся для долгопрдненцев знакомством со съемочной группой программы «Искатели» телеканала «Культура», работающей в нашем городе над фильмом «Последний полет воздушного гиганта». Темой нового расследования «Искателей» стала такая славная страница истории Долгопрудного, как советское дирижаблестроение 1930-х гг. Ведь именно созданию в 1932 г. верфи «Дирижабльстроя СССР» на станции Долгопрудная наш город обязан своим рождением.
Именно на этой верфи был построен и отсюда ушел в небо элегантный и могучий красавец СССР В-6 «Осоавиахим», самый крупный и, несомненно, самый знаменитый из славной эскадры советских дирижаблей полужесткого типа, судьба которого - в объективе съемочной группы.


Проект «Искатели» не менее уникален, чем история советского дирижаблестроения. Это приключенческий детектив, основанный исторических событиях. В основе каждой серии - загадка истории, которая до сих пор не разгадана: потерянные города, караваны с сокровищами, забытые эпизоды минувших войн...

Съемки фильма «Последний полет воздушного гиганта» проходят в Долгопрудненском историко-художественном музее, где собрана богатая коллекция материалов по истории дирижабельной верфи в нашем городе и судьбам связанных с нею людей, в эллинге Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики, где сохранились уникальные конструкции и оборудование времен постройки легендарных советских дирижаблей, в т.ч. - В-6 «Осоавиахим».


Съемочная группа встретилась с сыном пережившего катастрофу бортмеханика дирижабля - Новиковым Георгием Константиновичем, поделившимся уникальной информацией о своем отце.


Авторы сценария фильма - Александр Крастошевский и Виктория Орлова, ведущий программы -Михаил Довженко, режиссер - Александр Трофимов, оператор - Даниил Нуждин.
Режиссер фильма Александр Трофимов отметил: «Наш подход к исследуемому материалу предусматривает через историю события создание картины эпохи и рассказ о судьбах ее людей.» Он передал искреннюю благодарность за сотрудничество жителям нашего города, и в особенности - сотрудникам музея и ДКБА.
Нам же остается только пожелать удачи замечательному коллективу программы, и еще раз вспомнить краткую, но блестящую историю дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим».

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ.
Наш герой - детище двух выдающихся талантов в области аэронавтики.
Он был построен под руководством признанного авторитета своего дела опытного итальянского дирижаблестроителя и бесстрашного аэронавта генерала Умберто Нобиле, работавшего в СССР с группой своих сотрудников по контракту с мая 1932 г.


Генерал Умберто Нобиле.
За основу был взят проект итальянского N-4, на котором экспедиция Нобиле в 1928 г. предприняла драматический штурм Северного полюса (к сожалению, закончившийся катастрофой, гибелью многих участников и героической эпопеей выживших в «красной палатке» среди льдов, откуда они были спасены советским ледоколом «Красин»).


Итальянский прототип - N-4 "Италия".


Умберто Нобиле после эвакуации со льдины вместе со своей верной спутницей - собачкой Титиной.

Генерал Нобиле справедливо полагал, что избежать трагедии позволило бы облегчение конструкции дирижабля - ведь для N-4 критической тяжестью стало очевидное в Заполярье обледенение. Молодой советский конструктор Михаил Кулик предложил прибегнуть к цельносварной конструкции киля, позволявшей облегчить машину на 30% («Хорошо, испытывайте!» - согласился Нобиле), и комплектующим материалам советского изготовления. Только три 260-сильных мотора «Майбах» были закуплены в Германии.


Михаил Маркелович Кулик. Фото 1970-х гг. Более раннего найти не удалось.

Мощные дирижабли начала ХХ в, как и положено бороздящим стихию кораблям, получали собственные имена. СССР В-6 не даром был назван в честь Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим): 28 млн рублей, собранных осоавиахимовцами по всей стране на постройку эскадры советских дирижаблей, были весьма своевременным вкладом.




Фотографии периода постройки В-6 на верфи "Дирижабльстроя" в Долгопрудной.


Передовики производства дирижабельной верфи, 1933 г.

Несмотря на то, что ряд технических и системных проблем не позволил завершить работы к первоначально намеченному сроку - 16-й годовщине Октября, 5 ноября 1934 г. СССР В-6 «Осоавиахим» совершил свой первый полет, ведомый твердой рукой генерала Нобиле. Дирижабль продемонстрировал отличные летные характеристики. Он давал крейсерскую скорость 104 км/ч против 84 км/ч у своего итальянского прототипа, а максимальную развивал до 125 км/ч. Радиус действия без пополнения горючим был заложен 2 000 км.


СССР В-6 "Осоавиахим" во всей красе и мощи.


На этой фотографии он заснят вместе с другим дирижаблем - скорее всего, В-7бис "Челюскинец".

В СССР планировалось использовать мощные дирижабли для регулярных дальних пассажирских авиарейсов. К сожалению, это так и осталось проектом.
Учитывая успешное применение германских «Цеппелинов» в Первую мировую в качестве стратегических бомбардировщиков (Хотя что могло быть стратегического в бомбежках немцам беззащитных жилых кварталов Лондона и Парижа? Разве что добавляло ярости британским «томми» и французским «пуалю» в штыковых атаках на Западном фронте…), командование РККА также имело на дирижабельную эскадру свои виды. Хотя аэронавты СССР носили форму Гражданского воздушного флота, они, как и вся страна, готовились и к труду, и к обороне.

ТРУД И ГИБЕЛЬ ВОЗДУШНОГО ГИГАНТА.
История отпустила СССР В-6 «Осоавиахим» немногим более трех лет жизни. Но это были годы рекордов и покорения пределов!
После ряда испытательных перелетов различной дальности, 29 сентября 1937 г. экипаж из 16 смелых молодых аэронавтов во главе с И.В.Паньковым увел В-6 с базы в Долгопрудной в прославленный рекордный полет по маршруту Долгопрудная - Новгород - Белозерск - Горький - Ростов - Брянск - Курск - Воронеж - Пенза - Долгопрудная. Несмотря на сложные метеорологические условия, дирижабль справился с задачей на «отлично».


Экипаж В-6 "Осоавиахим", 1937 г.


Командир корабля в рекордном перелете Иван Паньков (третий слева) с другими аэронавтами.

Завершив плановый маршрут, экипаж запросил у управления полетом разрешения «покружить» над Москвой еще сутки, чтобы побить рекорд беспосадочного перелета британского R-34 и германского LZ-127. Москвичи восторженно приветствовали с земли славный экипаж.
Мировой рекорд был установлен - 130 часов 27 минут в небе!




Встреча дирижабля В-6 "Осоавиахим" в Долгопрудной из рекордного перелета 4 октября 1937 г.

Такое было время. Такие были люди… Героическое и страшное шли рука об руку. Конструктор любимца страны В-6 Михаил Кулик в 1937 г. был репрессирован по ложному доносу и освобожден только в 1939…


СССР В-6 "Осоавиахим" на причальной мачте аэродрома зимой 1937-38 гг. Наверное, его последнее "прижизненное" фото.

Когда в феврале 1938 г. вся страна напряженно следила за дрейфом на льдине полярной экспедиции И.Д.Папанина, отважные молодые аэронавты из экипажа В-6 предложили свой план спасения папанинцев. Конструкция дирижабля позволяет долететь до Арктики, снять людей со льдины и вернуться, полагали они. Правительство, не желая рисковать, дало приказ провести сначала тренировочный перелет Москва - Петрозаводск - Мурманск - Москва.



Иван Паньков - второй командир В-6 в его последнем полете.
Николай Гудованцев - первый командир В-6 в его последнем полете.

5 февраля 1938 г., имея на борту экипаж из 19 человек (две «смены» во главе с командирами И.В.Паньковым и Н.С.Гудованцевым), В-6 вылетел из Москвы. Не успев дозаправиться водородом, аэронавты приняли решение идти на высоте около 450 м. К тому же так было проще ориентироваться по местности. К сожалению, последние карты северных районов, над которыми должен был проходить полет, были составлены в 1895 г. и содержали много неточностей. Чтобы дать экипажу ориентиры, наземные службы раскладывали по маршруту следования костры.
Машина была надежна, экипаж (за исключением радиста Воробьева, для которого это был первый полет), несмотря на свою молодость, опытен, и ничто не предвещало трагедии.
Вечером 6 февраля, на подлете к станции Кадалакша в условиях низкой облачности и плотного снегового заряда, второй штурман Мячков заметил опасность и понял тревогу: «Ребята, мы летим на гору!» Экипаж отчаянно навалился на штурвал управления… Но было уже поздно! Шедший со скоростью около 100 км/ч дирижабль врезался в склон горы Небло (которая, кстати, не была отмечена на старой «десятиверстке»). От удара сдетонировали фосфорные заряды, предназначенные для освещения места посадки, и гигантскую изувеченную конструкцию охватило адское пламя. 13 храбрых аэронавтов, включая обоих командиров, приняли страшную смерть в огне…


Место гибели В-6 "Осоавиахим" на склоне горы Небло.


Мемориал погибшим аэронавтам на месте трагедии.

Шестеро, успевшие чудом выбраться из покореженной гондолы, включая четвертого помощника командира Почекина (который впоследствии составил тщательный отчет о крушении), серьезно раненного бортмеханика Новикова и радиста-новичка Воробьева, были утром 7 февраля подобраны спасательной партией.




Обломки дирижабля В-6 продолжали оставаться на месте его гибели еще много лет. Эти фото сделаны в 1988 г.

Так ужасно оборвались жизнь и служба дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим».
Но нет, они продолжаются, потому что у покорения стихии нет пределов! А мы подождем нового фильма проекта «Искатели» как достойного продолжения достойной истории.
_________________________________________________________Михаил Кожемякин

дирижабли, воздухоплавание, СССР, личность

Previous post Next post
Up