Гражданские самолеты Сухого или как я летал на Суперджете

Sep 30, 2015 08:30

Оригинал взят у dron_sd в Гражданские самолеты Сухого или как я летал на Суперджете.

В подмосковном Жуковском расположен Летно-испытательный комплекс компании ЗАО “Гражданские самолеты Сухого” (ЛИК ГСС). Здесь же находится Центр подготовки авиационного персонала для авиакомпаний заказчиков по самолету Суперджет 100. Этим занимается компания “SuperJet International” (SJI) - совместное предприятие ОАО “Компания “Сухой” и “Alenia Aermacchi”. Осенью этого года Объединенная авиастроительная корпорация - ОАК и компания “Гражданские самолеты Сухого” пригласили в гости нескольких блогеров и провели незабываемую экскурсию по этим сооружениям. Изюминкой программы стал полет на комплексном пилотажном тренажере FFS (Full Flight Simulator) самолета SSJ100.
1.


Экскурсия началась с посещения цеха Летно-испытательного комплекса. Здесь самолеты Суперджет 100 проходят приемо-сдаточные испытания для передачи их в авиакомпании. Например, этот самолет SSJ 100-95B предназначен для мексиканской авиакомпании “Interjet”, которая подписала контракт на приобретение 30 самолетов Сухого.
2.


Самолет прибыл сюда из Комсомольска-на-Амуре. Он не имеет окраску, а на все металлические детали нанесено покрытие, предохраняющее планер самолета от коррозии.
3.


В пассажирском салоне самолета установлена тепло- звукоизоляция. У нее очень важная роль. От ее правильной установки зависит комфорт пассажиров, которым хочется наслаждаться полетом. А о роли теплоизоляции говорить вообще излишне. Ведь температура воздуха с увеличением высоты понижается на 6,5° каждые 1000 м. А на высоте 11 км составляет -56° C. И сколько бы мы не обогревали салон самолета, без хорошей и правильно смонтированной теплоизоляции все усилия поддерживать комфортные условия на борту были бы напрасными. Кроме того, изоляционные материалы позволяют предотвратить проникновение влаги в пассажирский салон.
4.


5.


В дальнейшем салон будет облагорожен декоративными панелями, которые придадут ему более привычный вид.
6.


В отличие от салона, кабина пилотов готова и полностью функционирует.
7.


8.


Самолет проходит приемку. После чего он направится в Венецию где будет установлен салон и произведена покраска машины. От туда он улетит в Мексику.
9.


Механизм открытия замков на дверях пассажирского салона.
10.


11.


12.


На крыле установлены два двигателя SaM146, спроектированные и произведенные компанией “PowerJet”. Это совместное предприятие российского НПО “Сатурн” и французской компании “Snecma”. При этом “Snecma” отвечает за горячую часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления), а НПО “Сатурн” за холодную часть (вентилятор, компрессор и турбину низкого давления). Окончательная сборка двигателя производится в Рыбинске.
13.


Герметичный салон самолета заканчивается сферическим гермошпангоутом. За ним располагается механизм перестановки горизонтального оперения (углы его установки нанесены на фюзеляж).
14.


В качестве вспомогательной силовой установки (ВСУ) на самолете применен одновальный газотурбинный двигатель компании Honeywell с постоянной скоростью вращения вала - RE220. Он установлен в хвостовой части фюзеляжа за противопожарной перегородкой. ВСУ обеспечивает запуск маршевых двигателей на земле и в полете и питание бортовой сети электроэнергией переменного тока на земле и при необходимости в полете. Вспомогательная силовая установка имеет диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -55° до +50°C и унифицирована для всех модификаций семейства RRJ.
15.


Кстати, створки основных опор шасси самолета, предназначенного для Мексики, имеют отличие от остальных моделей. На всех самолетах створки каждой основной опоры состоят из 4-х частей. На фото ниже видна отогнутая створка на стойке шасси. Она закрывает часть ниши на фюзеляже.
16.


На самолете для мексиканских авиалиний створки каждой основной опоры шасси состоят из 3-х частей. Отогнутая створка на стойке отсутствует, а фюзеляжная створка сделана больше. Таким образом, она одна закрывает всю нишу на фюзеляже. Такое изменение позволило улучшить аэродинамику самолета во время разбега и посадки, поскольку практически отсутствует большое отверстие в фюзеляже. Для наших аэродромов это не критично, а вот для высотных мексиканских имеет большое значение.

17.


18.


Нам удалось понаблюдать за испытаниями механизмов уборки и выпуска шасси. Для этого самолет был поднят на трех домкратах. Две точки опоры расположены под крылом.
19.


Третья точка опоры находится под носовой частью фюзеляжа возле люка.
20.


21.


Самолет подняли над землей на несколько десятков сантиметров.
22.


23.


После этого мы смотрели как происходит уборка шасси. Мне было очень интересно. Я впервые в жизни наблюдал за этим процессом вблизи. Еще учась в университете, я писал курсовую работу по кинематике уборки и выпуска шасси на самолетах семейства Су-27. Поэтому знаю об этом много. Но все равно я был очень доволен.
24.


25.


Стойки ушли. Щитки закрылись. Самолет принял полетную конфигурацию. Он стоял в цеху на трех опорах с убранными шасси в паре метрах над землей.
26.


Всего в цеху находилось семь самолетов.
27.


Один из них, это пятый построенный Суперджет 100 и он же четвертый летный экземпляр - самолет с бортовым номером 97005.
28.


Он принимал участие в испытаниях, а так же использовался для демонстрационных полетов.
29.


Впервые он поднялся в воздух в феврале 2010 года.
30.


Самолет до сих пор используется для испытаний.
31.


После экскурсии по цеху Летно-испытательного комплекса, мы направились в Центр подготовки авиационного персонала. Он находится в этом же здании. Всего было создано два центра обучения: в итальянском городе Венеция и в подмосковном Жуковском. Оба они сертифицированы итальянскими и российскими авиационными властями. Центры подготовки авиационного персонала предоставляют полный цикл обучения летного и инженерно-технического персонала заказчиков самолетов Суперджет 100 и располагают набором самых современных средств обучения и тренажерного оборудования. С некоторыми тренажерами нам удалось познакомиться лично. Например, тренажер аварийно-спасательной подготовки “CEET”. Он представляет собой полностью оборудованный отсек кабины экипажа и передней части пассажирского салона. Снаружи закреплен надувной трап для аварийного покидания самолета.
32.


Тренажер предназначен для эффективной отработки действий бортпроводников и пилотов по обеспечению безопасного покидания самолета пассажирами в аварийных ситуациях. Внутри салон разделен на бизнес и эконом класс.
33.


34.


Конечно, нам захотелось попробовать спуститься по надувному трапу. Скажу честно, мне очень понравилось. Я никогда до этого не пользовался таким способом покидания самолета. Дай Бог, чтобы такой опыт был у всех только на тренажерах.

После этого мы направились в другой зал, где посреди комнаты стоял огромный марсоход комплексный пилотажный тренажер - Full Flight Simulator (FFS) самолета Суперджет 100.
35.


На нем можно имитировать нормальные, сложные и аварийные условия полета в режиме реального времени на всех этапах выполнения задания в любых погодных условиях и в любое время суток.
36.


Он позволяет пилотам отрабатывать действия в сложных и аварийных ситуациях, которые практически никогда не возникают в полетах в штатном режиме.
37.


FFS самолета Суперджет 100 принадлежит к новейшему поколению тренажеров “Reality 7” и имеет электрогидравлическую систему подвижности, современную систему визуализации с LCOS-проекторами и рабочую станцию инструктора с улучшенной эргономикой.
38.


Полет для нас провел Куров Андрей Васильевич - Заместитель начальника Летной службы, летчик-испытатель ЗАО "ГСС", испытатель 1 класса, военный летчик-инструктор 1 класса, пилот Гражданской Авиации 1 класса.
39.


Нам были продемонстрированы защиты Суперджета. То есть меры, которые не дают самолету выйти на запредельные режимы работы.
40.


День был щедр на открытия. Я никогда до этого не летал на подвижном тренажере. Поэтому когда ручки управления двигателями были выведены на взлетный режим, неожиданно для меня, меня вжало в кресло, как это обычно происходит в пассажирском кресле настоящего самолета. Казалось, что весь наш тренажер уже не стоит в зале, а покинул его пределы и стремительно набирает высоту.
41.


Андрей Васильевич специально удерживал ручку управления самолетом в максимальном положении “на себя”. Но самолет поднял нос только на 30°. Звучала сигнализация и предупреждение о сваливании. Но самолет не давал выйти на запредельные углы атаки.
42.


Затем при приближении к горам самолет выдал звуковой сигнал “TERRAIN AHEAD” - впереди земля. После небольшой паузы прозвучал голос “PULL UP!” - тяни вверх, а еще ближе к горам начал непрерывно звучать сигнал “AVOID TERRAIN” - избегайте землю. На самолете установлена система предупреждения о сближении с землей. Одна из ее функций это CPA - “Collision Prediction and Alerting” - предупреждение столкновения. Эта система прогнозирует возможные варианты событий и выдает команды в соответствии с этими прогнозами. Например, команда “PULL UP!” выдается когда прогнозируемое столкновение с землей возможно избежать выполнением маневра набора высоты. А команда “AVOID TERRAIN” звучит в случае, когда прогнозируемое столкновение невозможно избежать набором высоты и требуется выполнение других действий: отворот влево или вправо от препятствия.
43.


При превышении скорости прозвучал звуковой сигнал “OVERSPEED” - большая скорость. После того, как система поняла, что пилот не реагирует, вышли интерцепторы, и скорость стала снижаться.  При этом самолет не дал опустить нос самолета ниже 20° по тангажу. Хотя ручка управления самолетом была максимально отклонена “от себя”. То же самое было и по крену. При скорости 250 узлов система дала наклонить самолет только на 45°. Это все зашито в программу управления и делает самолет безопасным для полетов.
44.


Дальше шли эксперименты с закрылками. Каждое из 4-х положений закрылков рассчитано на определенную скорость, при превышении которой они автоматически убираются. При этом в положении “FULL” система не даст выпустить интерцепторы для снижения скорости. Потому что если закрылки выпущены, значит, скорость уже мала.
45.


Андрей Васильевич продемонстрировал работу ручек управления двигателями. На самолете установлен автомат тяги с исполнительными механизмами для функции автоматического управления тягой. То есть при работающем автомате тяги ручки управления двигателями (РУД) двигаются, чего нет на Airbus, где РУДы стоят в положении “Climb” весь полет. Во время нашего полета при достижении минимальной скорости и нереагировании пилота на предупреждающие сигналы, они сами пошли вперед. Так же при отключении одного двигателя, ручка второго автоматически увеличила тягу.

Хочется еще сказать пару слов про ручку управления самолетом - side-stick. Ходит много споров о том, что управлять самолетом левой рукой неудобно. По словам Андрея Васильевича это совсем не так. При таком расположении ручки основная работа приходится на кистевой сустав. А он у нас развит почти одинаково что на левой, что на правой руке. Главное чтобы рука удобно лежала на подлокотнике.
46.


Кстати, ручка сделана под женскую руку. На ней находится две клавиши. Одна красная под большой палец. Она выполняет двойную функцию: отключение автопилота и взятие приоритета между пилотами (нажатием на нее определяется кто управляет самолетом). Вторая клавиша расположена под указательным пальцем и напоминает гашетку для стрельбы. Она используется для радиосвязи.
47.


Мы попробовали сами управлять самолетом. Это было очень интересно. Вообще, в какой-то момент я забыл, что это тренажер. Работали все панели и приборы. Плюс звук двигателей и полное ощущение каждого маневра всем телом.
48.


Ну и конечно, каждый из нас оценил посадку и мастерство Андрея Васильевича. Как он посадил самолет, я вспоминал еще несколько дней. Это было здорово!!!
49.


На тренажере имеются карты практически всех аэродромов мира. Мы летали над австрийским городом Инсбрук.
50.


Комплексный пилотажный тренажер FFS самолета Суперджет 100 разработан компанией Thales Training & Simulation совместно с компанией ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и институтом авиационных систем “ГосНИИАС”. Компания Thales Training & Simulation является одной из ведущих мировых фирм, специализирующейся в области высоких технологий этого профиля. Тренажер Суперджет 100 был сертифицирован по высшей категории “D” в соответствии с международным стандартом для тренажерного оборудования JAR-FSTD.
51.


52.


53.


В 2013 году в Центре подготовки авиационного персонала Аэрофлота в Шереметьево был также установлен полнопилотажный тренажер FFS для самолета Супреджет 100. Он стал третьим тренажером, разработанным компанией Thales Training & Simulation совместно с ЗАО “Гражданские самолеты Сухого”.
54.


Мы еще долго не отпускали Курова Андрея Васильевича и расспрашивали его про особенности подготовки пилотов после различных самолетов, про возможности тренажера, про другое обучающее оборудование центра и так далее.
55.


Огромное спасибо Объединенной авиастроительной корпорации и компании “Гражданские самолеты Сухого” за приглашение и организацию такой интересной и незабываемой экскурсии. Отдельное спасибо Мусаровой Мари и Курову Андрею Васильевичу за возможность полетать на Суперджете. А так же всем коллегам за отличную компанию и фотографии.

Вот такие дела.

симулятор, ssj-100, самолет, superjet-100, авиация, ssj, Жуковский, Суперджет, Сухой, sukhoi

Previous post Next post
Up