Оригинал взят у
avianikitoss в
Танцы "Вуду" в ароматной стране. Часть Первая.Во время вьетнамской войны американские ВВС, также как и ВВС всех американских союзников, очень сильно зависели от данных воздушной разведки. Для этого USAF (американские ВВС) располагали двумя сквадронами (Sqn) RF-101 "Вуду", принадлежавшими PACAF (Тихоокеанским ВВС) и расположенными в Японии - первый в Мисаве (Misawa) на острове Хонсю, а второй в Кадене на острове Окинава. Хотя для выполнения разведывательных миссий привлекались и самолеты других марок, но именно "Вуду" оставались "рабочей лошадкой" американских ВВС вплоть до появления на театре военных действий RC-4C "Фантом II". Первые действия по сбору разведывательных данных американской стороной датируются 1961 годом. Они проводились по запросу лаосского правительства, которое хотело обладать информацией по активности мятежников Патет Лао и авиации северного Вьетнама. Для выполнения этого задания ВВС США направили один оборудованный аппаратурой для фотографирования SC-47, который был специально подготовлен для выполнения этих миссий. Самолет собирал необходимую информацию в течение трех месяцев, пока 23 мая 1961 года он не был сбит над долиной Кувшинов (группа площадок с историко-археологическими памятниками в Лаосе, в провинции Сиангкхуанг). Так США потеряли свой первый разведывательный самолет в Юго-Восточной Азии.
"Вуду" в полете
В апреле задания на разведывательные полеты получили тайские RT-33, расположенные в Удорне (сейчас на этом месте находится аэропорт). Целью полетов было картографирование негостеприимных территорий Лаоса, проводившееся в отсутствие какой бы то ни было навигационной поддержки. Гибельные метеосводки и полное отсутствие прикрытия со стороны военных самолетов явно не добавляло спокойствия и уверенности.
Между 24 апреля и 10 мая, когда сторонами было заключено перемирие, разведывательные полеты RT-33 прекратились. Возобновились они с аэродрома Дон Мыанг (теперь это аэропорт Бангкока) и проводились вплоть до 07 октября, когда этих разведчиков заменили прибывшие новые RF-101 "Вуду".
ПРИБЫТИЕ RF-101 "ВУДУ" В ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ
Итак, 6 июня 1960 года первые четыре RF-101 из 15-го тактического разведывательного сквадрона (Tactical Reconnaissance Squadron - TRS) прибыли в тайский Дон Мыанг, и это стало первым появлением "Вуду" в юго-восточной Азии. Затем, по приглашению Южного Вьетнама, США должны были принять участие в воздушной части Сайгонского парада в октябре 1961 года - так произошло первое появление RF-101 в небе Южного Вьетнама. Четыре RF-101 из 15-го TRS "Cotton pickers" ("Хлопкоробы") и шестеро пилотов располагались в Тань Шон Ньяте (Tan Son Nhut - до 1975 года это была авиабаза в Южном Вьетнаме), когда 18 октября они получили распоряжение об отмене парада над Сайгоном - однако приказа на перебазирование самолеты RF-101 не получили. Причиной всех этих событий был большой разлив реки Меконг, и разведывательная авиация США была, по просьбе Южно-Вьетнамского правительства, направлена на фотографирование затопленных районов с целью выяснения масштабов стихийного бедствия.
Пилот занимает место в кабине самолета перед разведывательным вылетом в Лаос
23 октября, во время разведывательного полета в районе долины Кувшинов, RF-101 впервые встретили в небе советские самолеты, которые на парашютах сбрасывали вооружение мятежникам из Патет Лао, а также северо-вьетнамские войска, располагавшиеся на аэродроме Шепон (Tchepon, также известен как Sepon, находился в районе "тропы Хо Ши Мина"). Последующие вылеты подтвердили участие в конфликте советских войск, а сами разведчики несколько раз были обстреляны из зенитных установок.
Американская воздушная разведка закончилась в Сайгоне 21 ноября 1961 года, когда из страны отбыли RF-101, оставив после себя лишь сквадрон по расшифровке фотографических данных (дешифровки снимков), который и закончил работы с данными, полученными во время 67 полетов, произведенных в течение 31 дня американской авиацией. 7 ноября 1961 года четверка RF-101 из 45-го TRS "Polka Dots" ("Горошек" по-русски) перелетела в Дон Мыанг для обеспечения разведывательных полетов в зоне Лаоса и Южного Вьетнама. Вылеты на большие расстояние привели к тому, что Тань Шон Ньят стал использоваться в качестве промежуточной базы для дозаправки "Вуду", которые, в этом случае, могли спокойно возвращаться в Тайланд после выполнения задания.
В этом же месяце состоялось первое официальное использование наземных американских частей во Вьетнаме - это было начало операции "Farm Gate" ("Ворота фермы" - американские военные советники высадились на вьетнамскую землю) на военно-воздушной базе Сайгон-Бьен Хоа (Saigon-Bien Hoa). "Воздушно-разведывательная часть" этой операции поручалась четверке RB-26 Invader ("Инвайдер"). Однако, к концу декабря "Вуду" осуществили уже 130 разведывательных вылетов! Это стало возможным благодаря системе ротации как пилотов (в течение шести недель), так и их самолетов (тоже в течение шести недель с учетом их износа и потенциала, что повлекло смешивание 15-го и 45-го TRS)
1962
Когда агрессивность северо-вьетнамских коммунистов усилилась, Кеннеди 12 мая 1962 года отправил в Тайланд войсковую группу, под командование которой и перешли все находившиеся там RF-101 "Вуду". В этом же году еще два RF-101 из 15-го TRS 313-й воздушной дивизии (Военно-воздушная база Кадена) были переведены в Тайланд. 7 июля 1962 года, во время одного из разведывательных полетов, капитан Джон Эванс (Cne John R. Evans), пилотировавший 54-1499, сумел сфотографировать в долине Кувшинов сбрасывающий лаосским повстанцам вооружение советский Ил-14. Эти фотографии в срочном порядке на реактивном самолете отправили в США, где положили их на стол президента Кеннеди.
RF-101 на посадке после выполнения разведывательного полета. Вьетнам, 1965 год. Самолет окрашен в экспериментальный камуфляж
Однако в целом миссии над Лаосом носили скорее разочаровывающий характер, и главной причиной этого было поведение лаосских властей. В конечном итоге все миссии RF-101 были свернуты, несмотря на практически год полетов и тысячи разведывательных вылетов над лаосской территорией. "Вуду" продолжили полеты над Южным Вьетнамом, часто совместно с RB-26, отснимая территорию всей страны, и особенно ее границу с Камбоджей. Самолеты регулярно садились на базе Тань Шон Ньят, оставляли там свежие фотоснимки, пополняли топливо, заряжали новые фотопленки и возвращались в Дон Мыанг. Во вторник, 14 августа 1962 года, во время выполнения разведывательного полета над долиной Кувшинов, "Вуду" 56-047 из 15-го TRS получил прямое попадание из автоматического стрелкового оружия в район кабины - пилот Томас О'Мира (Thomas O'Meara) смог вернуться домой в Дон Мыанг, но на посадке из-за повреждения гидросистемы не выпустилась носовая стойка шасси. Самолет вновь поднялся в небо после ремонта...
Наконец, в середине декабря 1962 года, RF-101 были полностью переведены в Тань Шон Ньят - это сокращало время полетов, экономило горючее, да и в целом благоприятно сказывалось на ресурсе самолетов.
1963
Год начался с прибытия дополнительного числа американских военных советников, что повлекло увеличение количества вылетов RF-101, которые "под завязку" загрузили работой сквадрон дешифровки фотоизображений. Лишь прибытие из Европы самой передовой на тот момент фотолаборатории, позволявшей обрабатывать не только фотоснимки, но и кинопленки, облегчило труд его служащих. Это усиление разведывательного аппарата привело к началу операции "Эйбл Мейбл" ("Able Mabel" - сейчас так называются герои одного из дешевых американских мультсериалов). К тому же, сразу после посещения Сайгона адмиралом Фелтом (Felt), была значительно усилена американская группировка операции "Farm Gate", в том числе увеличилось и количество самолетов "Вуду" - два дополнительных аппарата, закрепленных за 45-м TRS, прибыли в январе.
RF-101C на аэродроме Тань Шон Ньят в мае 1967 года
18 апреля 1963 года все расположенные в Тань Шон Ньяте самолеты были включены в 15-й Сквадрон Тактической Разведки (15th TRS), который получил дополнительно два RD-57E с инфракрасными панорамными камерами, и два RB-26, доработанных на базе Кларк Филд (Clark Field) для осуществления ночных полетов.
Довершали комплектацию две Цессны (Cessna U-3B), которые должны были использоваться для оперативной доставки разведданных в Главный Штаб Тихоокеанских Военно-Воздушных Сил, а также в другие подразделения, разбросанные по Южному Вьетнаму.
1964
В начале года из-за усталостного разрушения фюзеляжа разбились два B-26, после чего командование приняло решение изъять все B/RB-26 из частей, расположенных в тихоокеанском регионе. В замен двух этих самолетов во Вьетнам были переведены два дополнительных RF-101. Таким образом, к 30 апреля разведывательная часть насчитывала уже десяток "Вуду". Это позволило возобновить разведывательные полеты над Лаосом, вызванные внезапным наступлением мятежников, произошедшим в середине мая.
После 18-ти месяцев, в течение которых полетов над Лаосом не производилось, американское и лаосское правительства встали перед необходимостью их возобновления, поскольку активность мятежников и северо-вьетнамских войск, действующих с территории Лаоса, сильно увеличилась. Премьер-министр Лаоса Суванна Фума обратился к США с просьбой возобновить разведывательные полеты с 19 мая 1964 года, и в этот день четверка RF-101 произвела полеты в районе долины Кувшинов с целью выявления очагов активности неприятеля. Эти вылеты вошли в историю как "Операция Команда-Янки" ("Operation Yankee-Team"). В это же время доставленная по операции "Эйбл-Мейбл" техника позволила американцам создать подробные карты Лаоса и Южного Вьетнама с отметкой на них всех воинских частей мятежников. Результаты этой работы были продемонстрированы в ООН по просьбе лаосской стороны как ответ на многочисленные обвинения Северного Вьетнама в нарушении воздушной границы. Эти фотографии подтвердили повышенную активность неприятеля, который бойкотировал заседание одной из комиссий ООН, назначенное именно по этому поводу.
Вообще появление RF-4C "Фантом II" неизбежно привело к использованию нового поколения кино- и фотоматериалов, используемых в разведке и, под прикрытием проходящей в течение года программы обновления матчасти, дало возможность передышки самолетам RF-101 .
После инцидента в Тонкинском заливе (атаке вьетнамскими торпедными катерами подверглись эсминцы 7-го Флота США), произошедшего в августе 1964 года, США напрямую ввязались во вьетнамский конфликт, введя соответствующие военные силы с целью нанести поражение Вьетконгу и вражеской регулярной армии. Это послужило причиной перевода дополнительного количества RF-101 из США через Японию в Юго-Восточную Азию. В Сайгоне с этого момента работу начали порядка пятнадцати машин.
Май 1967 года. "Вуду" на аэродроме Тань Шон Ньят
По просьбе находящихся во Вьентьяне (столица Лаоса) официальных лиц, север Лаоса был исключен из списка зон полетов, однако в ноябре 1964 года власти разрешили пролеты и над этой территорией: в задачу RF-101 входило теперь сопровождение рейдов американских F-100, последующее фотографирование результатов налета и возвращение на базу. RF-101 понесли свою первую потерю в понедельник 21 ноября, когда самолет из 15-го TRS (56-0230) был сбит зенитной установкой в ущелье Му Гиа (Mu Gia, современный Лаос) во время выполнения задания по нахождению войск противника в центральной части Лаоса, причем сбит он был на самом выходе из этого ущелья. Наблюдатель, Кен Томас (Cne Ken Thomas), смог благополучно вернуться домой. Что же касается пилота, то раненный Бартон Вальц (Burton Waltz) был благополучно подобран вертолетом компании "Эйр Америка" ("Air America") и под эскортом пары F-105 доставлен на базу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ