175. Тактика и стратегия… Светотехнические средства по переднему краю…

Aug 30, 2015 23:22

Оригинал взят у wlad_ladygin в 175. Тактика и стратегия… Светотехнические средства по переднему краю…

Разрозненные факты в хронологическом порядке «наоборот» предстали в любопытную эволюцию применения технического приема воздействия по переднему краю противника. Чем и делюсь.


Апрель-май 1945 года. Из воспоминаний штурмана 109-го БАП Стогина Н.Я.

«…С высоты полета на черной земле с севера на юг обозначилась линия из тысячи ярких прожекторов в виде изогнутой в дугу гигантской расчески. Это наши наземные войска внезапно осветили переднюю линию укрепрайона перед Берлином. Множественные зубья - лучи прожекторов - гигантской расчески, простерлись по земле, шевелились, осветив фиолетово-белым светом весь укрепрайон, ослепляли врага и указывали цели нашей артиллерии и нам…

В моем поле зрения прожектора. Они лежат на земле и все кажут цели. Два прожектора, образовав римскую цифру «V», острием указывали в одну точку. Вокруг ее рвутся артиллерийские снаряды. «Здесь, что-то важное! Это мое» - решаю я.

- «Вправо десять!» - резко звучит моя команда.

- «Вправо десять», - повторяет майор.

Ил, развернувшись на цель, послушно следует моим командам наведения. По их световым вспышкам Ил лег на боевой курс. Необычная цель в моей практике - скрещенные на земле в одну точку прожекторы своим ярким светом неожиданно для меня растворяют световую сетку ночного прицела и в прицеле пропали визирная линия и перекрестие. Я тут же проявляю находчивость - ладонью закрываю низ прицела. Это дает кратковременно видеть сетку прицела. В последний момент совмещены цель в предполагаемом перекрестии под моей ладонью, и я жму боевую кнопку, стреляет пиропатрон замка 1000 килограммовой бомбы…»

Январь 1943 года. Из воспоминаний командира 42-го ап ДД Бабенко А.Д.

«Наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов началось 12 января 1943 года. В интересах войск Волховского и Ленинградского фронтов 42-ой ап ДД наносил бомбовые удары ночью по переднему краю обороны противника в районе Синявино и станции Мга. Нашей ночной работе предшествовала большая и кропотливая работа штабов АДД и соединений. Совместно с наземными войсками они разрабатывали план светотехнического обеспечения и наведения ночных бомбардировщиков на цель.

Планом предусматривалась установка двух зенитных или посадочных прожекторов без рассеивателей на определенном удалении от линии боевого соприкосновения войск, лучи которых направлялись параллельно друг другу в сторону фронта перпендикулярно к линии обороны противника. Эти прожектора обозначали «входные ворота» для наших самолетов. Расстояние между прожекторами было равно ширине площади, которую необходимо было поразить бомбовыми ударами ночных бомбардировщиков. Глубина этой площади зависела от задачи, поставленной наземным командованием и от боевых возможностей ночной авиации - бомбового залпа и количества дивизионных, корпусных вылетов в ночное время.

Планом так же предусматривалось обозначение переднего края обороны, занимаемого нашими наземными войсками. При приближении ночных бомбардировщиков к цели включалось светотехническое обеспечение наведение самолетов на цель и по соответствующей команде выпускались в сторону противника сигнальные ракеты, трассирующие снаряды и пули.

Боевой порядок ночных бомбардировщиков состоял из самолетов осветителей, ударной группы, самолетов контролеров и фотоконтролеров.

Первым на цель выходил самолет осветитель, который с учетом силы и направления ветра сбрасывал осветительные авиационные бомбы САБы и освещал цель. Затем шла ударная группа бомбардировщиков. В зависимости от продолжительности горения САБов в боевом порядке ударной группы через определенный промежуток времени шли следующие самолеты осветители. Они размещались в боевом порядке так, чтобы очередной самолет осветитель подходил к цели к моменту догорания САБов, сброшенных предыдущим самолетом осветителем.

В процессе бомбардирования горение САБов над целью должно быть непрерывным.

Самолет контролер должен был находиться в районе цели от начала и до окончания бомбардирования экипажами полка. В его задачу входило определения качества бомбардирования, точности выхода на цель самолетов различного назначения и фиксация времени бомбардирования каждым экипажем.

Задача фотоконтролеров состояла в том, чтобы запечатлеть на аэрофотопленке качество бомбардирования заданной цели.

В район Синявино в качестве контролера на самолете замечательного летчика командира эскадрильи Н.Е. Колягина летал заместитель главного штурмана АДД генерал-майор авиации Василий Иванович Соколов.

На командном пункте наземных войск в период работы ночных бомбардировщиков по переднему краю противника находилась оперативная группка штаба Дальней авиации во главе с командующим АДД главным маршалом авиации А.Е. Головановым.

Перед каждым боевым вылетом в зависимости от прогноза ожидаемой погоды до вылета основной массы самолетов вылетали один или два самолета разведчика погоды. Время вылета каждого разведчика определял командир полка или штаб дивизии.

Плотность самолетов над целью Синявино, станции Мга и Пулковскими высотами, где были установлены артпозиции для обстреливания Ленинграда, иногда доходили до 9 секунд между самолетами.

Не исключалась возможность появления одновременно несколько самолетов над целью. Имел место случай, когда молодой летчик Попов в строю впереди летевшего самолета не справился с пилотированием и покинул самолет вместе со своим экипажем. Через некоторое время этот экипаж возвратился в часть.

В районе ст. Мга в «воротах» светотехнического наведения на цель истребителем противника был сбит наш бомбардировщик. Летчик К. Платонов, штурман Помазан и радист Алейников покинули самолет с парашютами. Отважный летчик Константин Платонов, покидая горящий самолет, получил ожог лица. После прибытия в часть и излечения К. Платонов вновь приступил к выполнению боевых заданий.

Входные «ворота» обозначенные прожекторами способствовали точному выходу на цель с одним курсом всех самолетов. Соблюдение установленного порядка при заходе самолетов на цель исключало взаимное пресечение ими курсов на боевом пути и обеспечивало наиболее точное поражение цели. Истребителями противника в этом случае облегчалась задача поиска и атаки ночных бомбардировщиков.

18 января 1943 года в районе севернее Синявино произошло соединение войск Волховского и Ленинградского фронтов».

Июль - август - сентябрь 1942 года. Вспоминает летчик 42-го ап ДД Уржунцев К.И.

«Июль - август - сентябрь 1942 года нас, группу из несколько экипажей 42-го ап ДД выделили для работы на Сталинградском фронте. Враг был на подступах к волжской твердыне. Нам хорошо было видно ночью, какая гигантская битва шла на земле за каждую пядь земли.

Город Сталинград весь был объят пламенем на всем протяжении вдоль Волги, дым от пожаров стоял сплошной стеной на высоту 2000 метров.

Мы действовали по живой силе и технике противника на подступах к Сталинграду и в непосредственной близости под Сталинградом. Бомбили передний край противника. Но так как линия фронта была подвижной, по договоренности с землей нам указывали цель бомбометания посредством прожекторов.

Не помню, в каких пунктах, но хорошо помню: один прожектор был установлен на левом берегу Волги, второй - на правом. При подлете к пункту, где стоял прожектор, на земле включали его и клали луч на землю в направлении скопления войск прожектора на переднем крае. Второй прожектор свой луч направлял перпендикулярно первому в точке скопления войск противника. По мере обработки переднего края лучи прожекторов переносили на другую точку, а наша задача была точно производить бомбометание по перекрестию прожекторных лучей.

Боевая работа усложнялась еще тем, что на юге ночи темные, а немцы все время ходили и засекали, откуда мы производим взлеты и посадки. Мы базировались на аэродроме Платоновка. Это рядом со станцией Рассказово. А взлет в темную ночь на самолете Ил-4 без направляющих огней очень сложный этап полета, потому что Ил-4 имел повышенную тенденцию к развороту вправо и погрешность, допущенная летчиком при взлете, грозила серьезной опасностью, как для самолета, так и для всего экипажа.

Немцы все же засекли наш аэродром и в одну из ночей мы только успели взлететь на очередное боевое задание, как они пришли и стали нещадно бомбить его».

Великая Отечественная Война

Previous post Next post
Up