Оригинал взят у
wlad_ladygin в
170. Дела Заполярные… Константин Уржунцев вспоминает… Весна и лето для меня время особое, и проходит в «антагонизме» между работой, дачей и хобби. И, как правило, нигде особыми успехами похвастаться не могу. Вот и ЖЖ свой запустил, хотя материала немерено. И земля, и стройка на дачном участке требуют внимания, не говоря уже о делах на благо семьи и общества… К тому же еще старики беспокоят не на шутку… Одним словом - обыденность заела…
И все же - «пепел Клааса стучит в моем сердце» и не дает покоя.
Как то мой жежешный друг, так же занимающийся историей отдельно взятого авиасоединения во время войны, «намекнул», что посты, где я описываю случаи боевой работы экипажей гораздо интересней, нежели те, в которых обобщаю некий опыт боевой работы. Отчасти я с ним согласен. Все зависит от интересов читающего мои опусы. Поэтому, чтобы заново завладеть вниманием многоуважаемой публики вернусь-ка я к «жаренному», что для всякого интерес представляет, а уж затем начну «грузить» не сразу замечаемыми «закономерностями», что с «научной» точки зрения, как мне представляется, имеет особенный интерес… А так как я еще не закончил тему «Заполярья», то и вернусь к ней, тем более, что у меня есть два «северных» случая из боевой работы Константина Уржунцева…
Я уже описывал один из них в
40. Что было, то было… Стрелок-радист старшина Кулаков вспоминает… А вот, что по этому поводу пишет сам Уржунцев:
«Вы знаете, Анатолий Михайлович (Сергиенко)… мне кажется, что я все вам в первый раз описал. Но вот получил письмо от Бабенко (командир 42-го ап ДД), где он мне пишет, чтоб я развернул один из полетов, а ему написал Кулаков из Тулы, а он в том полете летал со мной радистом.
Это было на севере, т.е. из района Мурманска полет был не сложным, погода хорошая, Ясно. Задание было - бомбить настройки на никелевых рудниках Сальми-Ярви на севере Финляндии. Немцы оттуда вывозили никелевую руду, и вот нужно было этому воспрепятствовать. Цель охранялась очень основательно. Сколько там было зениток, скажу одним словом - много.
Когда был на боевом курсе и в это время мне в мотор попал снаряд. Но штурман успел сбросить бомбы. Самолет сразу мотануло, потому что винт заклинило, верней заклинило поршень в цилиндре. Высота была 4000-4200 метров и расстояние до аэродрома 180-200 км. Снаряд попал в правый мотор, и машину резко развернуло вправо. Так я стал выходить из зоны обстрела с правым разворотом, что было нехорошо, потому что близко находилась другая цель - аэродром Луастари, и я зашел в зону обстрела этого аэродрома. Там еще подсыпали, а я шел на одном моторе. Какой тут маневр? Тут боишься, что резко возьмешь вправо, да левый мотор на полных оборотах и недолго вообще перевернуться верх колесами или завалиться так, что потеряешь высоты 1000-2000 метров, пока выведешь, а она нужна была как воздух, ибо посадка равносильна катастрофе или еще хуже. Вот так и пришлось попотеть и мотаться из одного пепла в другое, без каких либо маневров, всеми силами сохранять высоту в расчете только на свой аэродром. Только отойдя от цели, сразу передал через радиста о случившемся и просил при полете обеспечить посадку вне всякой очереди. Через радиста передавал, где находимся, чтобы на земле были в курсе. И вот высоты мне еле-еле хватило, если еще 15-20 км, я бы до аэродрома бы не дотянул. И так шел в нарушении всяких правил полета к аэродрому прямо мимо Мурманска по Кольскому заливу, что строжайше было запрещено командующим Северного Флота, но обходить, как было указано в нашем маршруте, я не мог. Вроде ничего особенного, а сколько пота пролито, хотя температура была низкая - зима, а страха - над Кольским заливом высота 700-800 метров, если бы наши корабли стали стрелять, тогда точно бы добили. Когда сел, остановился на аэродроме в стороне от полосы, так и не знаю, сколько я просидел в кабине, пока не пришел в себя. Просто устал и перенервничал очень сильно. А моряки нас предупреждали, что если, кто будет уклоняться от маршрута подхода и входа - нужно было идти около острова Кильдин - будут сбивать без предупреждения…
Помню хорошо один из налетов на базу подводных лодок Хаммерфест, находящейся на самой северной точке Норвегии. Основная цель бомбометания - причалы подводных лодок, боевые суда, портовые склады с боеприпасами и продовольствием, и другие портовые сооружения. Мне было приказано вылетать за 30 минут до вылета основной группы бомбардировщиков, передавать погоду по маршруту (а полет проходил по морю), передать погоду в районе цели и доложить командованию результаты боевой работы экипажей и о поражении целей.
Полет совершался под рождество, т.е. 25.12.1943 года. Немцы нас не ждали, да и это далеко было от нашей базы. Они чувствовали себя там совершено спокойно, даже не соблюдали светомаскировку ни города, ни базы. Они были освещены электрическим светом. И непосредственный вход на базу с противоположного берега фиорда все время просматривался прожекторами. Должно быть, немцы больше думали о том, что наши военно-морские корабли могут появиться у них с большей вероятностью, чем наши воздушные корабли.
Погода по маршруту была отличной. Пришли в район цели на высоте 1500 метров. Нам хорошо была видна база и, не доходя до цели километров 50, мы вернулись и ушли в море, теряя время до подхода основной группы. За 3-4 минуты до начала бомбардировки мы зашли на цель и осветили ее. Я развернулся и отошел в сторону, снизился до высоты в 1000 метров, а заданная высота бомбометания была 1200 метров. Нашей группы никакого труда не представляло найти объекты бомбометания, потому что немцы нам сами помогали освещать цели на земле. И мы еще осветили базу с воздуха.
По наблюдениям с нашего самолета экипажи бомбили отлично, цель была полностью разрушена. Это подтвердила агентурная разведка. После того, как отбомбилась основная группа, мы зашли и сбросили свои бомбы и только при отходе от цели немцы погасили свет и начали обстрел из зенитных орудий. Но было поздно. Мы выполнили боевой приказ на отлично, а пожары, возникшие на базе, довершили начатое нами уничтожение складов с боеприпасами. После отхода экипаж наблюдал взрывы в районе цели. По агентурным данным нами была потоплена баржа с никелевой рудой, повреждены две подводные лодки, потоплены три катера-охотника, разрушены причалы, уничтожены склады с боеприпасами, амуницией и другим военным имуществом.
Даже сейчас я этот полет помню во всех подробностях. Описал я его потому, что мне до того странным показалось, что в самом конце 1943 г. пришлось бомбить цель, освещенную с земли самим противником, и такая крупная военно-морская база немцев не произвела ни одного выстрела при бомбометании! И еще сохранилось чувство полного удовлетворения от результатов нашей бомбардировки.
Были и другие полеты, не менее важные. Например, налет на порт Вадсе, где тоже были повреждены две подводные лодки, стоящие у причалов и выведена из строя электростанция. Или налеты на аэродром или порт на севере Норвегии Киркенес. Эти два объекта располагались близко друг от друга и воздушная оборона у них одна и очень мощная, я бы сказал самая мощная, что была у немцев на севере Норвегии и Финляндии.
В порту Киркенес немцы формировали караваны судов с никелевой рудой, и отправляли их в Германию, и порту Киркенес предавалось особое внимание со стороны немцев, как базе по снабжению всем необходимым для ведения войны на севере».
Вот вам абсолютно разные по напряжению боевые вылета, выполненные одним летчиком.