Из рассказа коллеги по S7 Анатолия Николаевича Толстокорова, выпускника РИИГА. Может быть кому-то действительно интересно, как там было, в СССР:
…К Ан-2 отношения я не имел, но их у нас было порядка 40 штук, летали по всему Мангышлаку не только в сфере ПАНХ, но и выполняли рейсы из Шевченко (теперь Актау) в Гурьев (Атырау), Красноводск, Фетисово, Ургенч, Бейнеу, форт Шевченко, Новый Узень, Каламкас, Каражанбас.
Вертолеты летали по Мангышлаку, Гурьевской области, месторождениям газа, нефти, те же Каламкас, Каражанбас, по газопроводам, нефтепроводам, выполняли полеты по АСР, санзаданиям. Кроме того базировались в Акттюбинске, Гурьеве, Кзыл-Орде.
Когда я пришел, в парке было порядка 15 вертолетов Ми-4. Точно не помню, по-моему в 1986-м было принято решение все остатки вертолетов Ми 4 собрать на Мангышлаке. Мы летали по всей стране, точно помню крайние два или три забирали в Саратове. С учетом постоянного их списания, мы насобирали парк порядка 20 вертолетов. Помню бортовые номера: 14102, 14103, 14108, 14120, 14121, 14122, 14123, 14124, 14251, 14302, 14333, 14334, 14340 и крайний на списание был по моему 14340 в 1987 г., мы его оставили, что бы установить на постамент, не знаю, есть ли он сейчас в Актау. Там же в Шевченко (Актау), в целях профориентации учеников, мы установили настоящую кабину вертолета Ми-4, подвели питание с имитацией работы большинства приборов в кабине, что дало результаты. Еще при моей работе там, к нам в АТБ пришли после училища ученики с этой школы.
В году 1987м стали получать в эксплуатацию вертолеты Ми 8Т, в итоге получился парк из 8 машин: 22857, 22866, 24471, 24511, 24534, 24540, 24713, 24724. Базировались уже не только в Казахстане, а выполняли полеты ПАНХ в Сибири (в Колпашево, помню), собирались работать за рубежом (Эмираты), но что-то не срослось.
Уже в году 1996 г., наверное, мы получили два вертолета Ми-8МТВ: 25465 и 25466, классная авиатехника, но на тот момент я уже ушел с перрона на административную работу. Далее началось выделение аэропорта из авиапредприятия, наступали тяжелые времена для ПАНХовской авиации. А в скором времени я уже переехал в Россию.
Вообще, классное было время, мы все молодые, боевые, полные идей. Мы, не понимая этого до конца, но для себя вели на участке альбом нашей бригады с фотками, освещая основные события. Как бы я хотел его сейчас полистать. Попробую найти концы этой истории.
…было чертовски приятно все вспомнить, не ожидал, что когда-нибудь это кого -то может заинтересовать, спасибо за предоставленную возможность.
Фото Мангышлакского авиаотряда