Противообледенительная обработка самолета

Apr 20, 2015 11:45

Оригинал взят у anton_afanasev в Противообледенительная обработка самолета

Многие авиапассажиры особенно те, которым достались места с видом на крыло самолета, зимой очень часто могут наблюдать интересную процедуру. Пассажиры называют ее по разному: покрытие, опрыскивание, распыление, опыление, обрызгивание (лично слышал :) как люди говорили так) самолета противообледенительной жидкостью.  В этом посте я постараюсь Вам рассказать об  очень важной и ответственной процедуре, которая входит в свод правил авиационной безопасности - а именно противообледенительной обработке самолётов.


В один из прекрасных весенних дней, на примере самолета Ан-24 авиакомпании Ираэро я запечатлел этот процесс от начала и до конца, а теперь давайте раскроем понятие, что же какое противообледенительная обработка  - это  обработка поверхностей воздушного судна (в простонародье самолета) на земле перед полётом с целью удаления замёрзших осадков и предотвращения их появления на критических поверхностях самолета до взлёта.  На официальном языке ICAO, а это английский язык - deicing (деайсинг).


Обработка может включать в себя несколько этапов, на снимке ниже Вы видите механическое удаление льда и снега  которое можно производить с помощью щёток, резиновых скребков и мётел. Этот способ наиболее трудоёмок и к тому же он занимает значительное время и потому малоприменим в условиях интенсивного использования авиатехники, а еще если самолет большой.


Для чего вообще производить эту операцию? Так вот необходимость очистить  от льда и снега поверхность самолёта обусловлена значительным влиянием замёрзших осадков на аэродинамические свойства поверхностей. Находящиеся на верхней поверхности крыла самолёта снег, иней и лёд снижают критический угол атаки, увеличивают скорость сваливания и превращают обтекающий поток из ламинарного в турбулентный. Мы же все с Вами помним, что турбулентность это не есть хорошо.


В случае расположения двигателей сзади крыла, на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства авиадвигателей при взлёте может привести к помпажу и самовыключению двигателей. Известны случаи   авиакатастроф по этой причине. Так же лед оторванный с крыла самолета может повредить передние кромки хвостового оперения.


Подведем итог: лед и снег на самолете влияет на его подъемную силу и управляемость при взлете и наборе высоты, избежать этого можно только  обработкой  поверхностей самолета противообледенительной жидкостью.


Следующий метод противообледенительной обработки это физико-химический метод. В случае с нашим самолетом применят именно его. Эта обработка производится с применением спецмашин, имеющих баки для содержания и подогрева противообледенительной жидкости   и устройства для ее нанесения   с регулировкой степени распыла: сплошной струёй или конусом.


Машины бывают разные, в нашем случае машина имеет  закрытую кабину с создаваемым комфортным микроклиматом и дистанционным управлением органами распыла противообледенительной жидкости, и это не спроста в аэропорту Магадана зимой столбик термометра может опускаться  до - 45 градусов по Цельсию.


При отсутствии осадков (снега, дождя) как в нашем случае проводится только удаление обледенения нагретой примерно до +60..+70 градусов по Цельсию  противообледенительной жидкостью (ПОЖ). За счёт температуры ПОЖ растапливает снег и лед на поверхностях самолета и  далее получившаяся влага смывается струёй жидкости.  Если идет снег или дождь  самолет после первого этапа обработки покрывается тонким слоем другой ПОЖ (вяжущей), которая обеспечивает более долговременную защиту. Время защитного действия зависит от типа ПОЖ и погодных условий и может составлять от нескольких минут  до 45 минут. Плёнка ПОЖ защищает поверхность самолета на время руления к ВПП и разбега, а затем сдувается встречным потоком воздуха при скорости примерно 150 км/час.


Решение, о проведении противообледенительной обработки, после авиакатастрофы в Тюмени принимают совместно администрация аэропорта  и командир экипажа самолета.  Самое интересное, что если кто-то из двух сторон, считает что обработка необходима, а вторая несогласна, противообледенительная обработка проводится в обязательном порядке.  В нашем случае член экипажа воздушного судна,  наблюдает за противообледенительной обработкой.


Чтобы до конца раскрыть тему скажу, что есть еще один метод и называется от тепловой. Это когда обледенение удаляется с самолета нагревом его поверхностей, какими либо  излучателями или помещением его в тёплый ангар.  Но в связи с  большой затратностью  и недостаточной эффективностью этот способ очень редко используется.


Ну вот мы с вами и разобрали, что такое противообледенительная обработка самолёта, теперь можно сидя в кресле самолета спокойно рассказывать соседям, что это за процедура и зачем она нужна в авиации. А особо недовольным будет сразу понятно, что лучше опоздать на 15-20 минут с вылетом, ибо как говорит народная мудрость «тише едешь, дальше будешь».
P.S. Чета мудрость не в тему сказал или как? :)

Если понравилось, поделись с друзьями.

Спасибо за организацию и проведение съемок  ОАО  «Аэропорт Магадан» и общественной организации  FEST - Far East Spotting Team.

Другие мои посты об авиации можно почитать тут:  " Авиация".

Ан-24, споттинг

Previous post Next post
Up