160. Что было, то было. Дела заполярные… ребусы первого боевого вылета

Apr 08, 2015 16:52

Оригинал взят у wlad_ladygin в 160. Что было, то было. Дела заполярные… ребусы первого боевого вылета

Продолжение

На форуме сайта http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=49&t=1055#p3928 одним из его участников под ником «igor» мне были предложены выдержки из уникального издания, касающиеся боевой работы 36-ой ад ДД в Заполярье. Оно называется «Хроника Великой Отечественной Войны Советского Союза на северном морском театре» в 8 выпусках по полгода, изданной МО СССР с 1945 по 1949 г., но в сети этот материал найти не удалось.

Вот что указывается по первому боевому вылету оперативной группы «Север-1» во 2 выпуске «Хроник» (1-я половина 1942 г.):

«25 мая: Четыре ДБ-Зф 36-й авиационной дивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска (с аэродрома Ягодник) в Ваенгу, где в 20.53 произвели посадку; остальные самолеты 36 авиационной дивизии из-за плохих метеорологических условий из Архангельска не вылетали.

26 мая: 16 ДБ-Зф 36 авиадивизии и один ПС-84 перелетели из Архангельска в Ваенгу.

27 мая: В 20.17 шесть ДБ-Зф с высоты 3000 м бомбардировали аэродром Лаксельвен (Банак); наблюдался разрыв бомб на летном поле; самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. Один ДБ-Зф сделал вынужденную посадку в районе мыса Черный. В 22.30 8 ДБ-Зф, летавшие на бомбовый удар по Лаксельвен (Банак), из-за низкой облачности вернулись с бомбами».

Как всегда сухая фактура, документально отраженная, бросает тень на живые воспоминания непосредственных участников тех событий. Возникает очередной ребус, в котором разобраться, как всегда не хватает ресурсов, однако «и рак рыба в безрыбье» и этим утешусь - проблема выявлена, а время покажет.

О посадке экипажа Романова на аэродром Ваенга-1 я уже писал в 71. Что было, то было. Превратности судьбы или… ох уж эта тормозная система…. Но вот подфартило - обнаружилась запись беседы историка Сергиенко с самим Прокудиным, когда тот был у него в гостях в Ивантеевке. Естественно, в боле подробном изложении, что и предлагаю читающему. Да и схему аэродрома Ваинга-1 была мной представлена в 11. Что было, то было… Трагедия летчика Куликова., она вполне совпадает с описанием аэродрома Бабенко А.Д.

Надо заметить, что штурман Прокудин после неудачной посадки на аэродроме Ваенга-1 так больше и не летал в этой оперативной группе, что свидетельствуют записи из его летной книжки: 26.5.42 г, Ил-4, перелет Ягодник - Ваенга, днем, время полета 2 ч 50 мин. И следующая запись: 25.6.42 г , Ил-4, полет в зону, днем, время полета 30 мин. Но в дальнейшем в оперативных группах «Север-2» и «Север-3» Прокудин летал часто и успешно, о чем и будет рассказано в следующих постах.

Из «Хроник» узнаем о плачевном состоянии боевых машин 36-ой ад ДД в конце боевой работы в Заполярье. Вот чем делится «igor» :

«4 июня что-то вроде подведения итогов: перечислены потери, в т.ч. «...Сели вне аэродрома на нашей территории и были повреждены 4 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии. 5 ДБ-Зф 36 авиационной дивизии исчерпали все моторесурсы и требовали немедленной замены моторов; 5 ДБ-Зф имели моторесурсов всего по 15 часов... В связи с круглосуточным днем на Севере самолетам ДБ-Зф действовать было трудно».

Возникает вопрос: летали так интенсивно или перегнали Илы с заведомо недостаточным моторесурсом? Скорей всего, к тому времени, когда моторесурс должен иссякнуть, задача была уже выполненной. И вряд ли Илы с полным 200 часовым моторесурсом были перегнаны в Ваенгу. Это если 200 часов разделить на 5 часов среднего боевого вылета, то каждый самолет должен был совершить по 40 вылетов! Но я могу допустить, что делая по 2 боевых вылета, а это в среднем 8-10 часов полета, можно раз в три дня. Но не каждый день. Ресурса летчиков просто не хватит.

Выводы будут позже. Но вернемся к первому боевому вылету и предшествующим ему событиям. И так слово участникам:


Бабенко А, командир 42-го ап ДД:

В мае месяце 1942 года заместитель командующего АДД генерал Скрипко на аэродроме Якушево поставил полку новую задачу: подготовиться и перелететь в Мурманск на аэродром Ваенга-1. Для дозаправки горючим произвести посадку на аэродроме Ягодники (остров на реке Северная Двина в нескольких километрах от Архангельска).

В Заполярье на 42-ой полк совместно с другими авиационными частями возлагалась задача обеспечения прохода караванов судов, следовавших из портов Англии в наши северные порты Мурманск и Архангельск.

Английские и американские караваны судов несли потери от авиации немцев.

Задача нашей бомбардировочной авиации состояла в том, чтобы непрерывно наносить бомбовые удары по аэродромам, расположенным в северной Норвегии и Финляндии, с целью уничтожения на них самолетов немецко-фашистской авиации.

После подготовки к перелету в назначенный день экипажи полка взлетели и взяли курс на Архангельск. Посадку произвели на аэродроме Ягодники.

Перелетом руководил командир дивизии В. Дрянин со своим штабом. В Ягодниках технический состав приступил к подготовке самолетов, а летный состав к изучению аэродромов на Кольском полуострове, рельефа местности и характерных ориентиров, а также особенностей метеорологических условий в районе предстоящего перелета.



Первый ряд четвертый слева Бабенко А.Д. Второй ряд второй справа Дрянин В.Ф.

По маршруту Архангельск - Мурманск летный состав 42 полка прежде не летал. В целях ознакомления с местностью, с условиями полета над горловиной Белого моря и Кольским полуостровом, командование дивизии организовало полет на транспортном самолете Ли-2 летного состава по намеченному маршруту.

Перед вылетом самолетов Ил-4 была организована и проведена разведка погоды в районе горловины Белого моря и по маршруту. Убедившись в том, что погода благоприятствует перелету, была дана команда на взлет.

Полет наш проходил над сушей по восточному берегу Двинской губы, затем пересекли Горло Белого моря в направлении пункта Чапома. Хибины высотой 1144 м, Ангвундасчорр высотой 1126 м находились на некотором удалении от нашего маршрута, а озеро Ловозеро находилось непосредственно под левым крылом самолета.

Все экипажи полка на аэродром Ваенга-1 сели нормально, кроме одного. На пробеге отказали тормоза, а непосредственно в конце рабочей площадки был глубокий овраг. Самолет на малой скорости сполз в этот овраг на ¼ часть его глубины. Остановило его дерево, растущее на склоне оврага. Экипаж невредим, самолет имел некоторые повреждения...

Прокудин А, штурман 42-го ап ДД:

Север. Немцы бомбардируют караваны союзников. Гибли грузы, необходимые для нужд войны, а они стоили больших денег. Оперативную группу 20 мая повел полковник Дрянин. Был в группе и наш экипаж. Летели с посадкой для дозаправки и отдыха на аэродроме Ягодники около Архангельска. Когда сели, то командование гарнизона не разрешило лететь на Ваенгу. Повели три лидера - военные моряки.



Петр Романов и Алексей Прокудин.

Ваенга - что это? Командование наше не знало. Пришлось лететь вслепую. Нас привели, показали и возвратили на Ягодники.

Перелетели. Садились тогда не первыми. При посадке нашего экипажа на аэродроме Ваенга обнаружилось, что тормозная система замерзла в воздухе, и самолет на большой скорости без тормозов покатился по аэродрому. Вот и начало старта осталось уже позади, и нас потеряли из виду.

В конце аэродрома оказалась дорога и ее проскочили. Увидели перед собой овраг - глубокий весь в кустарнике, деревья торчат. Что-либо делать уже поздно было. Почувствовали, что будет капот. Но благодаря пню - самолет левым колесом в него уткнулся, развернулся и юзом пошел в овраг. Затрещали плоскости, отломилось хвостовое оперение, сместился вперед двигатель. Шасси подломились. Кабины штурмана и стрелка легли на землю. Я успел дать Романову команду выключить зажигание. Я нигде не ударился. Открыл астролюк, вылез на самолет, зову, а все молчат. Подошел к кабине Романова. Живой! Помог вылезти. Вылезли и стрелки. Все невредимы. Из оврага вылезали на четвереньках- склоны крутыми были. Вышли на дорогу. Остановили подвернувшуюся машину. Приехали. Самолет наш не стали даже вытаскивать, а у экипажа не одной царапины. Дали нам другую машину - у молодого экипажа отобрали...

Продолжение следует

Великая Отечественная Война

Previous post Next post
Up