Из рассказа бывшего технического директора «Дальавиа» Александра Павловича Дубинина, записанного в Хабаровске в ноябре 2014 года. На документальность текст ниже не претендует, так как пока тут чисто устное творчество, без проверок по документам. Фото выше из архива Александра Павловича с подписью про строительство ангара в Хабаровске, первая половина 1960х. "Винглеты" на оперении стоят.
- …Еще хотелось спросить Вас про самолет Ан-10 в Хабаровске.
- Да, были у нас такие машины, несколько штук, примерно 10 машин. Появились они у нас… так… в 1959 году, я пришел в аэропорт, их не было, в 1960 их не было, в 1961м я женился, в 1962м нас бросили на Ту-114 (регулярные рейсы Внуково - Хабаровск начались на нем в апреле 1961го - Глеб) - не было… появились они зимой 1962-1963 года.
- Как долго они у вас летали?
- Они у нас пробыли недолго, в отличие от Ан-12. Хотя поступили почти одновременно. Всего несколько лет - в 1965м их уже не было, это факт. Поступила команда, и мы все свои Ан-10 передали во Львов, нет, в Донецк. А взамен получили Ил-18, тут нам крупно повезло с такой заменой.
- Какие у него были особенности?
- Мы его звали кунгас* - войдешь, он огромный такой внутри. Не любили мы его, этот самолет. На нем была масса дефектов, неисправностей. Один раз на нем погиб хабаровский экипаж. Это было в марте 1963 года в Ульяновске в тренировочном полете. Я почему так хорошо помню - я в это время учился заочно в Иркутске в филиале [ВУЗа], и приехал Фидель Кастро на Байкал - я его видел, как он по улице ехал. В ШВЛП в полете ошибочно зафлюгировались все четыре винта из-за отказа гидросистемы, в которой были утечки, потом прошла команда на останов двигателей. Самолет упал. Два экипажа было на борту. Полеты всех Ан-10 приостановили, были большие доработки, я часть их лично выполнял в Хабаровске, и на Ан-12 они тоже были. Есть фотография - полет Ан-10 на одном двигателе - потом тренировки такие были. А в следующем году мы их уже отдали в Донецк, я думаю, это было в 1964 году.
Ан-10 был технически очень похож на Ан-12, но у этих двух машин судьба оказалась разной. Ан-12 зарекомендовал себя у нас очень хорошо. Всего их у нас было три: два с Воронежского завода, один, последний, с Ташкентского (СССР-11364, я все номера помню). Много возили они, например, овощной продукцию с наши совхозов на север, а обратно к нам - рыбу.
Как и у Ту-104 и Ту-114, у обоих Анов была проблема с топливными баками, они были сделаны из прорезиненного материала и текли. Толщина стенок была около сантиметра.
Потом на Анах часто находили трещины капотов двигателей (высокорасположенных), мы их постоянно переклепывали в слесарке. На Ил-18 такого не было. Может быть, какая-то вибрация была у них усиленная. Сплошная беда была.
Других серьезных недостатков я не помню. Тормоза у них были дисковые, нормальные. На первых Ту-104 были камерные, потом их тоже поменяли на дисковые. А вот на Ту-114 они так и остались до конца эксплуатации камерные, часто из-за них покрышки летели.
- Куда летали хабаровские Ан-10?
- Летали они у нас нормально. В Москву летали с посадками, в Куйбышев (ныне Самара, кто не знает - Глеб). По Дальнему Востоку он летал на Камчатку на севера, в Кепервеем, в Билибино, ходили Ан-12, грузовые.
Кстати, впервые Ан-10 я увидел, когда учился в Иркутском училище. Одну машину списали и передали курсантам. И мы всей ротой помню бежали за ним. Это было в 1958 году. А в марте 1059 года тоже в Иркутске я впервые увидел Ил-18. Тогда самолет с экипажем Коккинаки выполнял испытательный полет на Камчатку, с одной посадкой в Иркутске.
_______________
*Кунгас - Гребная или парусная лодка, распространённая в дальневосточных морях. Большой толковый словарь русского языка.
В качестве приложения - пост про
памятники Ан-10 в СССР . Удивительно, что живым на сегодня остался всего один самолет в Монино. Хотя еще в 2008 году был, например, такой самолет
в Новосибирской области .