Итак, авиасалон Фарнборо, куда я приехал в составе делегации от ОАКа. Этому предшествовала
эпопея с отказом в визах большей части участников, много вопросов и неясностей. В итоге как-то все решилось. Впечатления? Буду честен: ощущения неоднозначные. Начнем с того, что Фарнборо это мое первое в жизни авиашоу. Подчеркну, что именно авиашоу первое, что же касается "общения" с авиацией, то постоянные читатели помнят, что 3 года армейской службы я провел на бывшей
британской базе ВВС и вкусил авиацию настолько глубоко, что по сей день сплю с берушами в ушах. Привычка! Когда 3 года подряд в 300 метрах от вас постоянно взлетают и садятся самолеты - без берушей спать нереально физически. А уж эти учения с тушением горящего истребителя, или подстраховка технарей, цепляющих к F-15 ракеты Sparrow.
Зачем эдакое лирическое вступление к рассказу о Фарнборо? Чтобы сразу прояснить расклад, что с одной стороны я "накушался" самолетами в армии, безусловно люблю авиацию и все с ней связанное, но с другой никогда не бывал на столь масштабных выставках. Из-за этого, в процессе пребывания на Фарнборо было у меня несколько комических ситуаций, которые со стороны покажутся как минимум странными. Рассказать?
Итак, что такое авиашоу Фарнборо? Один из крупнейших в мире авиасалонов, проходит раз в два года в Великобритании на аэродроме около города Фарнборо, что в 55км к западу от центра Лондона. Организатором является Society of British Aerospace Companies (SBAC). Впервые шоу состоялось в 1948 году и проводилось ежегодно до 1962 года, после этого проводился раз в два года. СССР начал принимать участие в авиасалоне в Фарнборо с 1984 года, а после распада СССР Россия и Украина принимают участие по-отдельности. О пребывании на шоу других стран бывшего СССР мне неизвестно.
Как получилось, что я нахожусь в Фарнборо отдельно от группы журналистов?
Дело в том, что согласования относительно поездки длились достаточно долго и это нормально, ведь едет большая группа, у людей визовые заморочки, у некоторых разные даты вылета и прилета. Короче говоря, я долгое время не мог понять, будет у нас трансфер из лондонского отеля в Фарнборо, или не будет. Уверен, что популярные блогеры, периодически посещающие подобные мероприятия (
alexcheban,
macos,
anni_sanni и ряд других) сейчас улыбнутся, мол, Саша, что за глупости? Ты едешь в составе серьезной делегации, ну неужели они вас бросят в аэропорту Хитроу и скажут, "крутитесь сами"? Отвечу так: во-первых всяко бывало в жизни, во-вторых лучше всегда подстраховаться. Разумом понимаю, что скорее всего встретят и все организуют. Но привык полагаться только сам на себя. И мыслил так: а что, если на выставку придется ездить своим ходом и за свой счет? Билет в одну сторону с вокзала Ватерло до Фарнборо стоит 16 британских фунтов (1000 рублей) в одну сторону. Но если купить билеты заранее, то будет вдвое дешевле. Сказано - сделано. И я купил себе две пары невозвратных билетов туда-обратно Лондон-Фарнборо-Лондон. А затем оказалось, что нас таки встречали в аэропорту и предоставили трансфер на все дни пребывания.
Второй момент состоял в том, что как известно - я вот уже несколько лет как не москвич, а организаторы покупали билеты исключительно Москва - Лондон - Москва. Просил сделать исключение, тем более, что я прилетел накануне вылета в Лондон из Японии, а из Лондона мне надо было ехать в Брюссель (а вовсе не назад в Москву). Мой билет на Аэрофлоте из Москвы в Лондон стоил организаторам 28 тысяч рублей туда-обратно, в то время, как мне был нужен лишь билет в одну сторону и в Москву я не возвращаюсь. 19 июля поздно вечером сажусь на поезд "Евростар" и еду в Брюссель, где буду неделю и оттуда улетаю в Тель-Авив. Нет, на национальных проектах экономить не принято. Хорошо. В итоге обратный билет Аэрофлота в Москву попросту пропадает, о чем было заранее известно. При всем том, что я безусловно благодарен организаторам за приглашение на выставку, но эта нестыковка с билетами меня огорчила. Вот реально, это будет наивно звучать, но мне жаль выброшенных на ветер денег, которые лучше бы отдали инженерам-разработчикам Суперджета. Ведь именно из подобных мелких паззлов складывается общая картина недостаточного финансирования проектов, о чем постоянно пишут в СМИ.
Но бог с ними, с билетами на Аэрофлот, вы скажите, что мне было делать с уже оплаченными билетами на поезд в Лондоне? Раз купил - буду ездить на поезде. Из плюсов то, что группа выезжала на шоу рано утром и в пробках ехала до места от 2 до 3 часов. Я же на поезде доезжал за 40 минут, таким образом позволяя себе поспать лишние пару часов, а не вставать в 7 утра и бежать на завтрак, чтобы успеть на подвозку. Минусом же самостоятельных поездок был тот факт, что я практически не пересекался с группой, а ведь им показывали (наверное?) то, что нельзя увидеть просто человеку в улицы. А может быть и не показывали, я не знаю, слежу за отчетами коллеги
nemihail, который тоже тут находится, в Фарнборо, пока не увидел ничего, чтобы я не посмотрел самостоятельно. Михаил, каюсь, хотя мы и виделись теоретически в самолете из Москвы, плюс вместе ехали в автобусе из Хитроу в город, но я так и не понял, кто ты среди нашей группы, иначе подошел бы поздороваться. Да и были мы все уставшие после перелета. Лично я знаю лишь одного человека из всех, кто с нами прилетел, Олега из "Российской газеты" :)
Третий момент, который на будущее организаторам имеет смысл исправить, это месторасположение отеля. Дело в том, что Melia white house hotel (куда ОАК селит участников выставки), что возле Реджентс Парка - крайне неудачное место для поездок в Фарнборо, куча времени тратится на то, чтобы выбраться из центра города, тут все забито пробками. Сами подумайте, разве это дело ехать 3(!) часа 55 километров? И затем столько же обратно. Если стоит задача с одной стороны жить в центре Лондона, но с другой уменьшить простои в пробках, надо брать отель в районе вокзала Ватерло. Это тоже центр, но там рядом все транспортные коридоры и развязки, плюс прямой поезд прямо до выставки, который за 35 минут вас довезет до места назначения.
Как добираются до Фарнборо?
На поезде вы доезжаете до станции Farnborough Main, откуда бесплатные двухэтажные автобусы везут вас оставшиеся 5-6 километров до одноименного аэродрома, где проходит авиашоу. Здесь я занял место на втором этаже автобуса и фотографирую местный ж.д вокзал -
Путь пролегает через городок, где буквально вся дорога усеяна указателями на шоу -
Почти на месте, путь занимает минут 7 от силы -
Примечательно, что прямые автобус курсируют отсюда не только в Лондон, но даже по всем аэропортам -
Потом проходная, где вы показываете пропуск (бейджик с фотографией и магнитной полосой), ваши вещи пропускают через просвечивание как в аэропорту и вот вы на выставке. Прямо здесь рекомендуется обзавестись картой выставки и брошюрой с указаниями где и какая компания представлена -
В первый момент я ощутил себя чужим на этом празднике жизни, ибо все вокруг были строгими дядьками в пиджаках и галстуках, все они яростно пили кофе и с напускным пафосом обсуждали авиационные темы -
Наконец я увидел Суперджет! Тот самый новый российский самолет, о котором так много слышал, но не то что не летал на нём, а даже никогда его не видел. Обрадовался как ребенок. Дело в том, что последний раз я летал на советских самолетах лет 10 назад и это был древний ТУ-154 "Уральских авиалиний", до этого летал на АН-24 авиакомпании "Эйр Астана". Потом был колоссальный перерыв в десятилетие и я даже думать забыл, что на свете существует российская гражданская авиация. Это будет звучать немного цинично, но о современной российской авиации я вспомнил 9 мая 2012 года, когда в Индонезии разбился этот самый Суперджет. Было больно и грустно. С таким трудом страна пыталась восстановить авиапром и тут раз тебе и авиакатастрофа, да еще и на выставке, да еще и показательный полет. Разные мнения слышал на сей счет, одни говорили "Вот что значит коррупция и непрофессионализм", другие что "аварии случаются у всех, это ничего не значит". К счастью, та авиакатастрофа не поставил крест на российской гражданской авиации и вот вам пример - мексиканская авиакомпания Interjet закупила 8 российских Суперджетов -
К сожалению, внутрь самолета не впускали, как мне обьяснили - у них в данный момент какое-то профилактическое обслуживание и посетителей временно не впускают. Я показал им бейдж, что я сам являюсь представителем делегации производителя данного самолета. Не помогло. Охранник предложил подождать их супервайзера, я подождал минут 10, мне надоело ждать и пошел дальше. На фото, собственно, закрытый для посещений Суперджет -
Американская часть выставки -
Они показывают свой новый F-35, причем никаких ограничений нет, пожалуйста, можете хоть в кабине пилота посидеть. Почему нельзя посетить российский Суперджет - для меня большая загадка. Ведь наоборот необходимо знакомить людей с новым самолетом, тем более, что случайных прохожих на Фарнборо нет, тут любой гость может оказаться именно тем, кто прямо и косвенно приведет к новому контракту. Ниже очередь на посидеть в американский F-35 -
Я думал тоже залезть, но почему-то не стал. Ну сиживал я в кабине F-15 и F-16, когда служил в армии. Не в качестве пилота, разумеется, а просто так, мы ведь эти самолеты обслуживали. Кроме того, у меня возникло ощущение, что это не настоящий боевой самолет, а макет, используемый как "ложная цель". В армии подобные макеты мы выставляли в пустыне для того, чтобы летчики по ним отрабатывали ракетами. Но могу и ошибаться, если честно, то руками его не трогал и слишком близко не подходил.
p.s Оказалось, что я был прав, это не настоящий F-35, а действительно макет, см. комментарии представителей армии США на
Би-Би-Си.
Громадный Эйрбас-380 накручивает круги вокруг Фарнборо -
Американский полковник наблюдает за полетом Эйрбаса 380 -
Забавный ресторан прямо возле летного поля, справа -
Ресторан внутри, тут можно пообедать и попутно посмотреть старые машины и несколько аэропланов -
Американцы чистят один из самолетов после массового нашествия посетителей в кабине -
И все же, меня не оставляла легкая досада: как же так, я тут по приглашения ОАКа, производителя Суперджетов и меня так и не пустят в салон самолета, о котором мне нужно рассказать? Нелепо. И тут я вижу еще один Суперджет, авиакомпании Utair (кстати, никогда не летал на этой авиакомпании), попытаю счастья тут. Только разрешения спрашивать на этот раз не буду, главное быстро пройти вверх по лестнице и все -
Если вы идете уверенно - смотрители проявят к вам уважение, проверено многократно в самых разных ситуациях. Так и здесь. Не успела девушка за столиком перед самолетом закончить фразу "Can I help you sir?", как я уже взлетел по трапу в салон. Внутри сидели какие-то парни, очевидно сотрудники компании и травили анекдоты. Увидев меня они резко встали и приняли важный вид. Попросил их отойти в сторону, чтобы сделать снимок, те отошли. Потом спросил, когда будет полет Суперджета? Те ответили, что никогда. Немой вопрос - то есть как? Те отвечают, что ни один российский самолет не будет летать на Фарнборо. Я поинтересовался, почему, неужели пилотам не дали британскую визу? Те ответили, что не в курсе.
Странно.
Хотел задать вопросы по технической части, но ребята в салоне честно сказали, что они не инженеры и не пилоты и кроме самых общих деталей ничем помочь не смогут. Что же, вечерком найду все необходимое в интернете.
Ну, хотя бы так. Жаль, что не увижу полет Суперджета, я очень ждал выставку и был уверен, что именно Суперджету посвящу большую часть отчета. Увы, все получилось не так, как планировал.
А вы знаете, что на подобном самолете, что на фото ниже я летал несколько раз? То был "Геркулес", но принцип тот же. Когда в армии служил, разумеется. Перевозили оборудование из аэропорта Увда возле Эйлата (
координаты), на крупную базу Рамат Давид (
координаты) возле города Афула. Кстати, в аэропорту Увда огромное хранилище старых военных самолетов, их там несколько сотен. Вот бы открыли все это хозяйство в качестве музея! Музей военной авиации конечно имеется, рядом с авиабазой Хацерим в Беер-Шеве, см.
Музей израильских ВВС в пустыне Негев, но в Увде самолетов еще больше.
Еще один самолет (помимо Суперджета), на котором очень хочется полетать, Эйрбас-380 -
Множество сувенирных магазинов, где ценители могут купить много чего интересного для коллекции -
Еще на выставке просто таки масса настоящих фанатов "споттинга", то бишь любителей фотографировать самолеты -
Эфиопские авиалинии - мои старые друзья, летал с ними несколько раз в такие экзотические страны, как собственно Эфиопия, плюс Йемен, Зимбабве, Танзания и Замбия. Хорошая, кстати, авиакомпания -
"Белавиа" предпочла Суперджету бразильский Эмбраер, судя по фотографии внизу. Причем вышел забавный казус. Издалека я не сразу сообразил, что это не Суперджет. Солнце пекло так беспощадно, что потерял всякую внимательность. Итак, с непонятного перепугу решил, что это Суперджет. Захожу внутрь (кстати, белорусы впускают свободно, уж не знаю почему не пускали вначале в Суперджет) и замечаю, что все как-то не так. Может быть одна из модификаций Суперджета, где по два сидения? Не хочу показаться оболтусом и говорю белорусам, мол, и как вам российский Суперджет? Те отвечают, что это бразильский Эмбраер и смеются, поняв, что перед ними явно полный профан. Пардон, говорю, давно гуляю по жаре, утомился. Те смеются, ничего, бывает, водичку надо пить, действительно жаркий день. И тут отмечаю, что с белорусами общаюсь по-английски. Глупо. Спрашиваю их по-русски, много ли у Белавии новых Эмбраеров? Те не понимают. Оказывается, что я дважды профан - они вовсе не белорусы, а представители бразильского авиаконцерна Эмбраер, производящего эти лайнеры. Так! Точно надо попить водички :-)))
Нет, так дело не пойдет, решил я и отправился в представительство ОАКа, чтобы там на месте задать все вопросы. Впервые в жизни четко осознал, что иногда лучше расслабиться и предоставить возможность профессионалам все объяснить и показать. Ведь наверняка журналистов впускали без проблем в Суперджет, все рассказывали и показывали. К сожалению, в представительстве ОАКа ничем не смогли помочь, кроме как снабдили пачкой глянцевых журналов о компании. И что мне с ними делать? Я вот самолет хотел как следует посмотреть, эх досада. Более того, как мне обьяснили, эти шале созданы не для посещений (внутри нет никакой выставки), а для деловых переговоров. Что же касается общения с журналистами, то для этого есть пресс-центр компании в другой части выставки.
Что я вам скажу? Я реально впервые в жизни на столь громадном и непростом авиашоу. Это не музей авиации и не зоопарк. Сюда люди приезжают по работе. Сей факт крайне важно иметь в виду любому, кто собирается на подобные мероприятия. Здесь не будет табличек с описаниями самолетов и вертолетов (предполагается, что вы не случайный проходимец и вы в теме), здесь нет привычной "музейной" инфраструктуры. К посещению таких мест важно готовиться заранее и чётко знать зачем вы туда приехали и что конкретно хотите увидеть.
Кроме вот такой схематичной карты вам не дадут ровным счетом ничего. Вы ходите по выставке и нередко методом наития определяете где и какой самолет. Изредка возле самолетов будут таблички, но чаще - только название производителя -
Еще одна крупная российская корпорация, Оборонпром -
В какой-то момент предпринимаю еще одну попытку попасть внутрь "шале" производителя Суперджета -
Но и тут "от ворот поворот", говорят, что нужно приглашение, а для журналистов отдельный стенд, где заседает пресс-служба. Что, у вас бейдж ОАКа? Ну и что, много у кого есть такой бейдж, журналисты общаются с пресс-службой, а не с инженерами и руководством, которое как раз заседает внутри этого здания -
Колоритнейшие африканские летчики на фоне Суперджета -
Израильская компания Эльбит, производители беспилотников, авионики, радиолокации, наведения в артиллерии и ракетной техники. Самый крупный частный оборонный концерн в Израиле. Заметных успехов они добилась в модернизации устаревших образцов советской боевой техники, конкурируя на этом рынке с российскими производителями. Между прочим, Россия закупает у них беспилотники. Среди моих читателей как минимум несколько человек в этой компании работают, как там поставки в Россию? Читал, что Эльбит строит в России завод? -
Проходя мимо украинского стенда, заметил, что на меня с интересом смотрит человек. Оказалось, что мой давний читатель из Киева. Сотрудник украинского "Укроборонпрома". Мы с ним прогулялись в кафешку, у них как раз был перерыв. Без политики не обошлось. В одном сошлись полностью, что люди обезумели с обеих сторон конфликта. И что абсурд дошел до такого уровня, что даже здесь, на выставке, россияне с ними лишь сдержанно здороваются, но не более того. Почти все совместные проекты прекращены, миллиарды долларов совместных инвестиций и разработок выброшены в мусор, в частности применительно к КБ Антонова. Грустно и обидно.
Хожу по выставке с картами стендов и списком компаний -
И вроде бы радостно за державу, такие мощные и красочные стенды, неизменно красивые девушки. Но тот факт, что ни один российский самолет на Фарнборо не поднимется в воздух, плюс печальный разговор с украинским читателем, все это как-то испортило настроение под занавес.
Ну да, модели красивые. Но обидно, что в явно неудачный американский А-35 (проект несколько раз приостанавливался из-за того, что было очень много критики со стороны специалистов, плюс расходы оказались существенно выше запланированных) стоит очередь на полсотни желающих в нем посидеть, а в российский Суперджет вовсе не впускают, пусть даже и временно. Или может быть они открывают самолет для посетителей только рано утром? При любом раскладе, обидно, что американские и европейские самолеты открыты для гостей всегда. Маркетинг, мать его, двигатель торговли, ребята!
Интересно, удастся ли мне в ближайшие годы прокатиться на одном из новых российских самолетов? Почитал, в каких авиакомпаниях они представлены: мексиканский Interjet (8 самолетов), Аэрофлот (10 самолетов), Якутия (2 самолета), Ютэйр (всего 1 самолет), кубинская Cubana de Aviacion (6 самолетов). И что выходит? В Мексике я летал, но не Интерджете, а на Aeromexico, Якутия не летает ни по одному из моих направлений, Ютэйр - тоже не могу сообразить, куда бы я мог с ними полететь, кубинская Cubana - вы мне про них даже не напоминайте, см.
Куба, которая не желает меня видеть уже второй раз. Команданте, это несправедливо! Остается лишь Аэрофлот. Но что-то ни разу пока не доводилось у них летать на Суперджете, или Ту-204, а все Эйрбасы.
Меж тем, пролетел целый световой день, ровно в 17:10 обьявили, что через 20 минут все закрывается и гостей просят покинуть территорию выставки. Полный противоречивых мыслей, выхожу наружу и вижу адскую очередь на автобус до ж.д вокзала в городе Фарнборо -
Это же офигеть можно! Тем не менее, очередь двигается достаточно быстро и черех полчаса я уже ехал в одном из автобусов. Примечательно, что все сотрудники авиакомпаний и обслуживающий персонал выставки добираются в Лондон именно так, а не на подвозках. Почему? По их словам, с 5 до 8 вечера - час пик, ехать отсюда в Лондон на автобусе - это самоубийство, минимум 3 часа. Посему народ едет до станции и там садится на поезд, который домчит до центра столицы за 35 минут -
Чтобы представить, что ждет тех, кто едет в город на подвозке, достаточно увидеть пробку на выезде из Фарнборо. И это крохотный городишко. Представьте себе, что будет на вьезде в Лондон -
Станция Фарнборо. Тут главное не зевать, когда прибыл поезд, а прорываться внутрь и занимать место, иначе придется не просто всю дорогу стоять, а даже стоять сжатым как сардина в консервной банке. Это все посетители Фарнборо рванули назад в Лондон единовременно -
Ехал в поезде и размышлял о том, что увидел и осознал на этой выставке. Интересно, много, впечатляет. Но остается много вопросов, на которые не нашел ответы.
Резюме
Повторюсь: это не музей авиации, а по сути огромный торговый центр, где одни профессионалы продают другим профессионалам все то, что связано с авиацией. Что-то вам будет интересно, что-то непонятно, что-то абсолютно чуждо. Но побывать на подобной выставке стоит однозначно.