Многие курсанты летных школ, приближающиеся к получению пилотского свидетельства, рано или поздно задаются вопросом: а что дальше? Не летать же всю жизнь в районе «родного» аэродрома?
У аэроклуба «ЧелАвиа» на этот вопрос множество ответов, один из которых - участие в групповых перелетах по стране. Лето в нашей стране богато на разнообразные авиационные события - от статусных выставок и авиасалонов до неформальных слетов любителей малой авиации. Вместе с нашими курсантами мы присутствуем на большинстве таких мероприятий.
Об одном из них - на ежегодном празднике «Кубаньавиашоу» в Краснодаре - мы решили рассказать в этом небольшом репортаже.
Итак, 6 июня. Все борты, принимающие участие в перелете, прибыли на аэродром Большое Грызлово и готовы к вылету. У нас три учебные базы в Подмосковье (на аэродромах Мячково, Северка и Большое Грызлово), но летим из БГ, поскольку так удобнее по топливу - он самый южный из всех. В этом году летят четыре одномоторных самолета Tecnam P2002JF и два двухмоторных самолета Tecnam P2006T Twin. Поскольку крейсерские скорости этих самолетов существенно различаются, первой вылетает группа P2002JF,а вслед за ними (с часовым интервалом) - группа P2006T.
Полетели! Группу P2002JF ведет Михаил: в прошлом - курсант «ЧелАвиа», а теперь - новоиспеченный коммерческий пилот.
Общая протяженность маршрута по местным воздушным линиям составляет более 1200 км, а дальность P2002JF на одной заправке (по штилевому расчету) - около 750 км. Поэтому летим с двумя промежуточными остановками на дозаправку.
Первая остановка - площадка «Чистоозерская» недалеко от города Усмань (Воронежская область).
Харизматичные техники заправляют наши самолеты.
Здесь нас хорошо знают - ведь это наша основная «перевалочная база» на всех южных маршрутах. А вообще «Чистоозерская» - это один из неформальных центров планерного спорта в России.
Летим дальше!
Позади около 6 часов полета. Следующая посадка на нашем маршруте - площадка «Ольгинская» в Ростовской области.
Уютный частный аэродромчик с двумя грунтовыми полосами хорошего качества (600 и 1500 м), что делает его пригодным не только для маленьких самолетов, но и авиации посерьезнее.
Заправляем самолеты.
Не забываем и о себе - на аэродроме отличная столовая.
Отдыхаем и наслаждаемся прекрасной погодой. На фото - Илья Наумов.
И снова в путь!
С высоты полета становится особенно понятно, что Ростовская область и Краснодарский край - это настоящая житница России. Кругом бескрайние живописные поля.
Тимур Саттаров, летный директор базы «ЧелАвиа» в Большом Грызлово, после армии восемь лет отработавший «на химии» (в сельскохозяйственной авиации) безошибочно определяет культуры, растущие на том или ином поле.
Ну а мы просто любуемся.
На фото - Владислав Мезенцев, коммерческий директор «ЧелАвиа» и пилот-инструктор филиала в Мячково.
Вот он делает красивый разворот.
Ну что? Прилетели! Аэродром Белевцы рядом со станицей Новотитаровская. Тимур приветствует гостей праздника.
«А вы из Челябинска прилетели? Своим ходом? А какая скорость? А сколько стоит? А какой бензин ест?»
Впрочем, не самолетами едиными. И некоторых эта часть программы явно интересует намного больше, чем самолеты (не будем показывать пальцами, но это Тимур).
Начинается шоу. Спортивный самолет Extra перерезает символическую ленточку.
«Мальчишки мечтают о небе».
Впрочем, все пилоты в душе - мальчишки.
А это Игорь Колоколов - частный пилот и прекрасный фотограф, который в силу своей скромности просит себя так не называть)) Вот его страничка:
http://igor113.livejournal.com/.
А это его арэроплан - двухмоторный турбопроп Aero Commander 680V.
Одним из спонсоров «Кубаньавиашоу» была компания Jaguar, предоставившая свой автомобиль для состязаний в скорости с вертолетом Ми-2 и самолетом Ан-2.
Статическая экспозиция.
Это любовь!
И, конечно, фото на память.
Крылатые качели. Сергей Гордовенко, директор по летной работе.
Покатай меня, большая черепаха! Пилотажная группа «ЧелАвиа» готовится к выступлению на «Кубаньавиашоу». На фото Сергей Гордовенко, Влад Мезенцев и помыкающий ими Тимур Саттаров.
Запустились.
Полетели! Ведущий группы - двухмоторный четырехместный самолет P2006T Twin. Сотый, юбилейный борт, выпущенный компанией Tecnam (в обиходе «ЧелАвиа» - «сотка»).
Двигатели - 2 x Rotax 912S3 (бензин Aи-95), винты изменяемого шага, убирающиеся шасси, автопилот, возможна комплектация со «стеклянной кабиной» Garmin 950, имеет сертификат типа. Очень приятный и простой в пилотировании самолет. Крейсер - 135 узлов (240 км/ч).
За штурвалом - Сергей Гордовенко.
Ведомые - Влад и Тимур. Самые новые (возраст - меньше года) самолеты нашей компании. «Стеклянная кабина» Garmin, винты изменяемого шага, две радиостанции, оборудование DME и некоторые другие приятные «фишки». P2002JF - основной самолет первоначального обучения в «ЧелАвиа».
Все в сборе.
Красавец Twin.
Глубокий разворот.
Проход.
Лай-ла! Ла-ла-ла-ла-ла ла-ла-ла!
Встреча двух поколений бипланов: спортивный самолетик Pitts S-2B...
... и почетный «химик» Ан-2 (самый большой биплан в мире, если не считать курьезный WSK-Mielec M-15). Каждый год на шоу выступает экипаж этой машины, и неизменно срывает овации - настолько эффектно смотрится неторопливый, солидный пилотаж «кукурузника».
Самолет явно находится в руках хорошего хозяина. Прекрасное состояние для этого возраста.
Традиционное украшение любого авиационного праздника: выступление пилотажной группы "Первый Полет" в составе Piper Aztec (Александр "Лодочник" Михайлов), трех Як-52 (Роман Овчинников, Олег Шполянский, Антон Беркутов) и Як-54 (Ирина Маркова)! Любуемся.
А это уже второй день праздника. Пилотажная группа «ЧелАвиа» повторяет свою программу.
Сергей Гордовенко уступил порулить «твином» Илье Наумову.
Два капитана - Тимур Саттаров и Влад Мезенцев.
Традиционное приветствие зрителей.
И на заправку.
Фото на память: летчик-космонавт Анатолий Березовой (в центре), многократный чемпион Мира, Европы и СССР по самолетному спорту, летчик-испытатель Виктор Чмаль (слева) и коллектив «ЧелАвиа».
Руководство (наше всё) «ЧелАвиа» - Сергей Гордовенко (директор по летной работе) и Ирина Васильева (заместитель генерального директора).
Но что за юг без моря? Конечно, мы не могли проигнорировать близость черноморской акватории, поэтому сразу после окончания «Кубаньавиашоу» мы решили слетать в Геленджик. И там перед нами развернулись такие пейзажи, что обойтись без небольшой фотосессии с «твином» просто не получилось.
Итак, чем же начинающих пилотов может заинтересовать участие в событиях, подобных «Кубаньавиашоу»?
Во-первых, это бесценный практический опыт планирования и выполнения дальних маршрутных полетов в реальных условиях. Каждый курсант или пилот с достаточной подготовкой при желании может взять на себя роль ведущего группы из пяти-семи бортов, выполняя все необходимые штурманские расчеты и ведя радиообмен по маршруту (будучи при этом уверенным, что рядом сидит опытный инструктор, который в случае каких-то проблем сможет помочь). Во-вторых, это уникальный шанс получше узнать жизнь собственной страны - благо, география перелетов весьма разнообразна. В третьих, это прекрасная возможность познакомиться со множеством интересных людей - как с инструкторами и курсантами своего клуба, так и с другими энтузиастами авиации со всей страны. Ну и, наконец, это просто интересное приключение и множество ярких впечатлений, которые останутся с вами на всю жизнь.
Праздник закончился, но он обязательно повторится! Присоединяйтесь и летайте с нами!