В центре Челябинска, рядом с развязкой дорог улицы Братьев Кашириных и Свердловского проспекта стоят два чехословацких учебно-тренировочных самолёта Аэро Л-29 «Дельфин». Я давно заметил, проезжая в тех местах, одного «Дельфина», а с недавних времён, самолётов стало два. Мне, как человеку увлекающемуся авиацией, захотелось узнать откуда эти самолёты, что они там делают и по чьей инициативе.
Самолёты стоят на территории одной компании по производству электроники. Оказывается, директор этой компании Бондаренко Андрей Александрович большой любитель авиации, сам в прошлом был пилотом-инструктором на Як-52 в Челябинском Калачёво. Вот он и приютил эти два «Дельфина», устроив мини авиамузей под открытым небом. Пока планы насчёт этих самолётов туманны. Есть мысли соорудить для одного из них постамент, возможно сделают ночную подсветку.
Давая разрешение на съёмку, Андрей Александрович пообещал рассказать историю появления этих самолётов здесь, поведать где они раньше летали. Я даже подумал всё это записать на телефонный диктофон, чтоб ничего не упустить. При встрече с ним, он как-то быстро и увлечённо начал свой рассказ, что я не успел достать телефон, а перебивать его не хотелось. Поэтому, что запомнил, вкратце расскажу.
Начнём осмотр самолёта с синим бортовым номером 18, который как раз был приобретён первым.
1.
Этот «Дельфин» в своё время летал в Челябинскиом УАЦ ДОСААФ в Калачёво. После смутных 90-х годов, самолёт оказался в Магнитогорске, где и стоял до переезда в Челябинск. Перевозил самолёт в Челябинск Андрей Александрович своими силами.
2.
В Магнитогорске самолёт стоял на какой-то основе, это мы заметили по дополнительным наваренным железкам. Самолёт совершенно «пустой», без начинки.
3.
Судя по свежести ливреи, его относительно недавно подкрасили. Ливрея самолёта соответствует варианту окраски самолётов Л-29 ВВС СССР.
4.
Чуть не забыл упомянуть факт, что это самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт.
5.
6.
7.
Двигателя нет, теперь там небольшая нора.
8.
Основная стойка шасси достаточно крепкая - самолёт способен взлетать с грунтовых аэродромов с травяным покрытием.
9.
Один заклёпочный крупнячок.
10.
В мире сохранилось большое количество экземпляров этого самолёта в лётном состоянии. Мне правда, пока что не приходилось в реале видеть полёт Л-29.
11.
12.
Переходим к следующему экземпляру.
13.
Этот самолёт с начинкой. Был пригнан сюда с далёкого Абакана. Причём, как рассказал, Андрей Александрович, доставили его сами бывшие хозяева на низкорамном трале.
14.
Ливрея самолёта совсем поистёрлась. Бортовой номер был, скорее всего, 71 красный.
15.
16.
17.
Вот такие самолёты можно увидеть в центре Челябинска.