Zlin Trener это семейство самолетов,которое базировалось на учебно-тренировочном Z-26.
Оригинальный Z-26 был разработан в конце 1940х Чехословацкой компанией Moravan,как основной учебно-тренировочный самолет,для замены Bücker Jungmann и Bestmann. Z-26 это низкоплан смешанной конструкции,с деревянным крылом и ферменным фюзеляжем сваренным из металлических труб,оснащенный четырехцилиндровым поршневым двигателем, Walter Minor 4-III. Он совершил свой первый полет в начале 1947, победил в конкурсе Praga 112, и начал выпускаться в 1948.
Позже модификации Z-26 были оптимизированы для участия в соревнованиях по пилотажу и попали в частные руки.
СЛА-2013 у Сергея несколько более подробных фотографий этого самолета Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Z-326 - модификация со 160 сильным двигателем и электрически убираемыми шасси,регистрационный номер RA 0849G,вроде как базируется в Уфе.
Мы все ждали полета этого самолета,уж очень он брутален. Но к сожалению увидеть его так и не удалось. В этот раз самолет прервал взлет едва оторвавшись от полосы. Видимо опять проблемы с двигателем или ее намеки?
Ранее нечто подобное уже происходило: 26.06.2010 г., ВС Z-326 № RA-0849G, владелец- частное лицо Максумов
Б.Ф., место события - зона а/п Уфа 2км северо-восточнее летной полосы, 04-
48 UTC вынужденная посадка вне аэродрома по причине отказа двигателя.
Посадка с убранным шасси. Экипаж 2 человека, КВС_Максумов Б.Ф.,
экипаж не пострадал, ВС получило незначительное повреждение (концевые
части лопастей ВВ, нижняя часть капота двигателя).Причиной вынужденной посадки ВС явилось самовыключение
двигателя «Вальтер Минор 6-III”, заводской № 34404. Причиной
самовыключения двигателя явилось падение производительности
топливного насоса W2M-50 № 7145 вседствии расслоения резины,
двухстороннего растяжения покровных слоев, образования вздутия в рабочей
зоне мембран.
Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название "Zlin-26" ("Trener"), был спроектирован в 1946 году главным конструктором фирмы "Мораван" в Отроковице Карелом Томешем. На самолете устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом фиксированного шага.
Двигатель придал носовой части машины характерный внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных самолетов. Вторая отличительная особенность "Zlin-ов" - крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую полетную центровку.
"Zlin-26" имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор располагались друг за другом. Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина.
В 1953 году был модифицирован в варианте "Zlin-126" ("Trener-2"), отличавшемся в основном от своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были выпущены: "Zlin-226" с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с, "Zlin-326" с убирающимся шасси, "Zlin-526" с воздушным винтом изменяемого шага.
Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные варианты "Zlin-ов". Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу, на которых неоднократно выходили победителями.
В Советском Союзе наряду с Як-18А длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные "Zlinы" с индексами 226 и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования, в том числе чемпионаты СССР. В обслуживании "Trener" был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию.
Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов. На "Zlin-326" был установлен двигатель Вальтер Минор-6-III, мощностью 160 л.с. с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Крыло имело однолонжеронную металлическую конструкцию.
Элероны также цельнометаллические с гофрированной обшивкой из тонкого дюралевого листа. Крыло снабжено посадочным щитком с ручным приводом. Фюзеляж представлял собой стальную сварную из труб ферму с полотняной обшивкой. Полотняную обшивку имели также рули высоты и направления.
Шасси самолета убирающееся, выпуск и уборка осуществлялись электромеханизмом. Тормоза колес управлялись гидравлически.
В семидесятые годы чехословацкие конструкторы, ориентируясь в основном на потребности аэроклубов ДОСААФ, разработали новую модификацию "Trenerа" - "Zlin-726". Однако серийно он не выпускался, так как одновременно с ним был создан Як-52, обладавший лучшими данными.
Все завершилось хорошо,полосы хватило,вовремя все поняли и самолет и людей не повредили,но правда больше мы его попыток подняться в воздух не видели. Но у нас есть надежда на СЛА-2014!!!!
ЛТХ:
Модификация Zlin 326M
Размах крыла, м 10.59
Длина самолета,м 7.83
Высота самолета,м 2.06
Площадь крыла,м2 15.45
Масса, кг
пустого самолета 665
нормальная взлетная 940
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 6III
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 245
Крейсерская скорость, км/ч 210
Практическая дальность, км 980
Максимальная скороподъемность, м/мин 270
Практический потолок, м 4750
Экипаж, чел 2