Америка и Азия. Африка и Европа. Австралия и маленький остров, затерянный в Тихом океане. Тысячи городов, разные часовые пояса, день и ночь. Холодный дождь со снегом в одной части света и в этот же момент яркое жаркое солнце в другой. Миллионы людей, постоянно и непрерывно перемещающихся между далекими и близкими точками на карте. Что их всех объединяет? Ответ на этот вопрос прост - самолеты марки Airbus!
Своими глазами посмотреть, как новорожденные самолеты покидают свое гнездо и начинают взрослую жизнь, я мечтал давно. Поэтому, когда получил приглашение от
KLM съездить в Амстердам на экскурсию по аэропорту Схипхол, сразу же появилась идея совместить эту поездку с посещением завода Airbus во французской Тулузе.
Но добраться до Тулузы оказалось не так-то просто. Самый дешевый и подходящий по времени вариант, который удалось найти, был таким: на поезде из Амстердама в Брюссель, из Брюсселя на самолете Ryanair в Барселону, оттуда уже на машине в Тулузу. А потом все в обратном порядке, только не через Брюссель, а через голландский Эйндховен.
Итак, у нас один вечер на знакомство с бельгийской столицей, с ее всемирно известными пивом и вафлями. В итоге, пиво мне показалось самым обычным, а вафли так и не попробовал.
Зато хорошо погуляли по центру. Выйдя с вокзала, случайно наткнулись на огромный готический собор, на первый взгляд, показавшийся точной копией Собора Парижской Богоматери. В начале прошлого тысячелетия (да-да, им уже по 700-900 лет!) готика была очень популярна.
А это - центральная площадь Брюсселя. Место очень красивое, но слишком уж туристическое, даже поздно вечером пройти сквозь нее оказалось непросто.
Следующим ранним утром покидаем пасмурный, холодный и дождливый Брюссель и через два часа уже подлетаем к аэропорту Барселона-Жирона, который является базой для лоукостеров и расположен в сотне километров от города. Нас встречает теплый и ароматный морской воздух, яркое солнце и новенький прокатный Peugeot 206.
Берем курс на север и еще через час пересекаем французскую границу. Как и везде в Европе, она пересекается на скорости 90 км/ч, весь контроль возложен на видеокамеры, никакой физической границы нет.
Уже на французской территории останавливаемся на заправке, чтобы купить сендвичей и воды. Не перестает удивлять цивилизация. В какой-то глуши, за сотню километров до ближайшего крупного города, заправки предлагают свежесваренный кофе, вкусную еду, продукты и напитки на любой вкус и идеальной чистоты туалеты. Радостно за них и грустно за нас. Кстати, подобный сервис уже дошел даже до Украины и европейской части России. Может, теперь и мы на очереди?
Позади 300 км, на указателях появляется наша цель - Тулуза.
Немного поплутав вокруг да около, с помощью карт Google (которые, к сожалению, не работают оффлайн и очень здорово кушают золотые роуминговые мегабайты) находим искомый объект - аэропорт Toulouse Blagnac, в котором расположена штаб-квартира Airbus и одно из основных сборочных производств. Здесь впервые поднимаются в небо самолеты A320, A330, а также двухэтажные гиганты A380.
Работа на заводе не прекращается ни на минуту, только за прошлый год здесь было собрано почти пятьсот самолетов!
А за все время, начиная с 1972 года, Airbus продал 13000 самолетов, из которых 8000 уже поставлено заказчикам из пятисот авиакомпаний. У компании 16 заводов и 59000 сотрудников по всему миру.
Поскольку концерн Airbus включает в себя заводы, расположенные по всему миру, остро стоит проблема доставки крупных деталей на сборочное производство. Например, секции фюзеляжей производятся в Германии и доставляются в Тулузу специально сделанными для этой цели самолетами A300 Beluga (названы так из-за внешнего сходства с китом-белухой).
Задняя секция фюзеляжа A330 на заводе в Гамбурге перед отправкой в Тулузу.
© Alastair T. Gardiner / Jetphotos.net
Но если секции A320 и даже широкофюзеляжного A330 сюда помещаются без проблем, то фюзеляж A380 настолько широкий, что его приходится с большими трудностями перевозить по морю и затем специальными трейлерами. В будущем, для перевозки компонентов фюзеляжа A380 планируется построить транспортный самолет на базе A340.
© Pierre Dumas / Jetphotos.net
Рядом с заводом мирно сосуществует гражданский аэропорт, воздушные ворота Тулузы - крупного города южной Франции, ведущего свою историю со 106-го года до нашей эры!
На фото - Fokker 70 авиакомпании KLM прилетел из Амстердама. Жаль, этот рейс не подошел нам по расписанию. А так бы прилетели на нем.
Неожиданно из-за кустов на сцену выходит европейский военный долгострой - грузовой самолет A400M. Из-за чехарды с заказами от военных (точнее, с отказами), а также из-за неизбежных при разработке новых моделей технических проблем, проект был неоднократно на грани закрытия. Но в итоге он все же доведен до ума и месяц назад первая серийная машина была поставлена ВВС Франции.
Первые идеи о строительстве этого самолета появились еще в середине 80-х годов, а реальные очертания проект обрел в начале 2000-x.
Эти самолеты собирают на заводе Airbus в испанской Севилье. Для чего он прилетел в Тулузу - осталось приятной загадкой.
Самолет оснащен четырьмя двигателями по 11000 л.с. каждый, развивает скорость до 800 км/ч (это очень круто для турбовинтовых), а его разработка обошлась в 25 млрд. евро что, видимо, не окупится никогда, учитывая, что все европейские страны сокращают военные бюджеты и уменьшают количество заказанных самолетов.
А теперь - кульминационный момент нашей поездки, на горизонте появляется новейшая разработка Airbus - A350! Все присутствующие, в том числе и многочисленные французские споттеры, нервно вскочили и с волнением стали всматриваться вдаль - полетит он сегодня или нет!? Но не полетел…
Проехал по рулежной дорожке и свернул куда-то в недра завода. Жаль. И, тем не менее, хоть издалека, но мы его увидели!
Прямой конкурент американскому “лайнеру мечты”, Боингу 787, он впервые поднялся в воздух здесь, в Тулузе, в июне 2013 года. В окрестностях аэродрома тогда собрались тысячи споттеров, журналистов и просто любителей авиации со всего мира. Огромное количество людей посмотрели прямую трансляцию в интернете. Это было авиационное событие мирового масштаба.
Если все пойдет по плану, уже в следующем году самолеты такого типа примут на борт первых пассажиров. Он может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15000 км. А это, к примеру, расстояние от Москвы до Сиднея!
Авиакомпании с удовольствием заказывают этот самолет уже сейчас, потому что новые технологии и фюзеляж из композиционных материалов позволяют значительно экономить топливо.
Споттинг, то есть авиационная фотография - очень популярное увлечение на Западе. И если в нашей стране споттеров всего человек 30, то в Европе - тысячи.
На фото - наши французские коллеги. Благодаря им, на глобальных сайтах Airliners.net, Jetphotos.net и Planespotters.net появляются фотографии практически каждого собранного здесь самолета.
Фото Алимжана Бисембаева
Производство самолета состоит из нескольких этапов. Вначале на заводах по всему миру производятся секции фюзеляжа, крылья, двигатели, электроника, авионика и другие компоненты.
Затем они доставляются на сборочную линию, где самолет собирают и проверяют все системы.
После этого, еще не покрашенный и покрытый защитной грунтовкой, как на этом фото, самолет совершает свой первый тестовый полет. И, в завершение процесса, на самолет монтируют салон, красят в фирменные цвета авиакомпании и передают заказчику. На покраску одного самолета A320 уходит примерно 100 кг краски.
Дальнемагистральный самолет A330 в цветах индонезийской авиакомпании. Может перевозить 300 пассажиров на расстояние 10000 км. Совсем скоро будет возить туристов по всей юго-восточной Азии, а пока проходит финальные тесты.
На заднем фоне - еще не покрашенный Airbus A380 для British Airways.
А этот A330 взлетел, чтобы, помахав нам крыльями, навсегда улететь отсюда в свой порт приписки, в далекую африканскую страну - Намибию. За прошлый год здесь был собран 101 такой самолет!
А этот A330 для Singapore Airlines пока еще летать не умеет, лишь учится ездить по земле. Но, совсем скоро, и он покинет родной аэродром, направившись в страну вечного лета - Сингапур. С момента сборки самолета и до поставки заказчику проходит всего 24 дня.
А на примере этого самолета нам была продемонстрирована отработка прерванного взлета. Разгон по взлетной полосе, как будто уже взлет - и резкое торможение с дымом из под колес.
В нижнем правом углу виден указатель направления ветра - так называемый “колдун”. Надо сказать, что с погодой нам крайне повезло, было не только тепло и солнечно, но и ветер дул таким образом, что самолетам, которые всегда садятся и взлетают против ветра, пришлось садиться и взлетать прямо перед нами. Когда ехали в Тулузу, понимали, что может не повезти с ветром, направление взлета и посадки изменят и мы ничего не увидим и не сфотографируем. Но - повезло!
Airbus A321. В отличие от более мелкого A320, их собирают на другом заводе Airbus в немецком Гамбурге.
C прошлого года Airbus начал устанавливать но самолеты семейства A320 новые законцовки крыла, названные шарклетами из-за внешнего сходства с плавником акулы. Как акула рассекает воду своими плавниками, так и новый Airbus шарклетами рассекает воздух, снижая завихрения, тем самым уменьшая сопротивление и, соответственно, расход топлива. На 4%. Казалось бы, немного - но за 20 лет, т.е. за весь срок службы самолета, экономии выходит почти на треть от его стоимости!
Важно, что снижение расхода топлива означает еще и снижение вредных выбросов в атмосферу. К сожалению, в нашей стране о таких вещах задумываться не принято.
A330, который будет верой и правдой служить американскому перевозчику US Airways, только что вернулся из тестового полета, “с дымком” коснувшись бетона.
А этот A330 скоро окажется у наших китайских соседей.
Новый A320 для азиатского low-cost перевозчика Air Asia. У авиакомпании более сотни таких самолетов, которые летают по четыремстам маршрутам в 25-ти странах Азии.
Весной я летал на их самолете из Куала-Лумпура в Сингапур всего за 25$! Как найти самый дешевый билет, я уже писал, ссылку можно найти внизу этого поста.
Volaris. Мексика. Очень крутая пиксельная картинка на хвосте! География авиакомпаний, для которых здесь собирают самолеты, поражает.
Только в прошлом году здесь было собрано 332 самолета A320. На данный момент 380 авиакомпаний эксплуатируют 5700 таких самолетов. А продано еще больше - 9800 штук.
По статистике, каждые 2 секунды в мире взлетает или приземляется один самолет семейства A320. А с момента своего появления в 1989 году, самолеты семейства А320 перевезли 7 млрд. пассажиров, это равно населению земли.
Эти самолеты скоро уйдут в Катар и Ливан.
Avianca. Южная Америка, Колумбия. Это вторая старейшая авиакомпания мира из ныне существующих. Ведет свою историю с 1919 года!
А первой авиакомпанией, которая не только летает уже более 90 лет, но и ни разу не меняла своего названия, является голландская KLM.
Еще один представитель Южной Америки - TAM из Бразилии.
А аэропорт Тулузы тем временем живет своей жизнью, не обращая на бесконечный конвейер на заводе. A319 в специальной окраске к олимпийским играм 2012 года в Лондоне, стилизованный под голубя, прилетел, как не трудно догадаться, из Лондона.
Гость из Мальты, маленького, но очень красивого острова в Средиземном море.
А это уже европейский лоукостер, EasyJet. Также, как и Air Asia, предлагает сравнительно низкие цены на билеты, но при этом берет дополнительные деньги за перевоз багажа, еду и все остальные услуги. Несомненный плюс компании в том, что она имеет очень развитую и удобную маршрутную сеть внутри Европы.
Рейс Air France из Парижа. Французская компания, входящая в единую структуру Air France-KLM.
Канадская сосиска Canadair CRJ1000 прямым рейсом из Мадрида. Удивительно негармоничный самолет. Вообще не понимаю, как он летает )))
На этом наша команда завершает споттинг в Тулузе и направляется обратно в Амстердам.
На обратном пути заезжаем поужинать в маленький французский городок Каркасон. Неожиданно обнаружили в нем огромную средневековую крепость, естественно, закрытую на ночь. Теперь есть повод сюда вернуться ;)
После ужина пересекаем испанскую границу, ночуем в отеле возле аэропорта и ранним утром вылетаем в голландский Эйндховен.
Для справки: билет на рейс Ryanair обошелся в 22 евро в одну сторону. Казалось бы, это очень дешево, однако, нужно учитывать, что авиакомпания летает из второстепенных аэропортов, расположенных довольно далеко от крупных городов. Например, аэропорт Girona находится в ста километрах от Барселоны, а Эйндховен - в ста двадцати от Амстердама. В итоге, стоимость билета на поезд или автобус, чтобы добраться до аэропорта, может превысить стоимость авиабилета. Ну и временные затраты тоже существенно больше.