В Москве по адресу Кутузовский проспект, 12 есть место,без сомнения интересное, если не сказать, уникальное для всех, увлеченных гражданской (и не только) авиацией.
Имя ему - TFT.aero.
Именно здесь расположены единственные (насколько мне известно) в России общедоступные полнофункциональные авиатренажеры Boeing 737NG и Airbus А320.
Мечтаете слетать куда-нибудь в Нью-Йорк, например, в роли командира воздушного судна? Хотите почувствовать напряжение гидросистем на штурвале Боинга? Своими руками почувствовать как многотонный Эрбас управляется маленьким джойстиком - сайдстиком? Тогда вам сюда.
Я побывал в Москве в командировке в начале неделе, и, конечно, поспешил воспользоваться моментом и увидеть все своими глазами.
Под катом обнаружатся 40 с небольшим фотографий и немного технических подробностей.
Все фото, традиционно, тыкабельны до 1400 точек.
Тренажеры располагаются в одном, довольно просторном зале. Это, кроме всего прочего, отличная возможно сразу окунуться в обе "религии" современного самолетостроения и, возможно, ответить для себя на вопрос Canon или Nikon Boeing или Airbus. Я не зря говорю именно "тренажер", а не симулятор, хотя в зарубежной терминологии и то и другое обозначается словом simulator с разными приставками. Перед нами именно тренажеры, а точнее - КТС - комплексные тренажеры самолета. Только КТС позволяют проводить подготовку экипажей воздушных судов в полном объеме их функционала. Кокпиты абсолютно идентичны кабинам реальных самолетов, платформы подвижны и оборудованы передовыми системами визуализации и озвучки. Системы позволяют отрабатывать в том числе и нештатные ситуации.
Хотите пожар двигателя на взлете?
Можно устроить.
Все по-взрослому.
1
К оформлению зала, надо сказать, также подошли творчески.
Фотографии рассмотреть не было времени, но подозреваю к ним приложил руку Летчик Лёха, тем более что именно здесь проходила его фотовыставка "Небо мое".
2
Ну что же, давайте заглянем на борт Боинга.
3
После первого wow-эффекта "ух ты сколько огоньков" все в общем-то начинает вставать на свои места.
У человека, немного знакомого с капиталистической философией самолетостроения, по крайней мере, глаза не разбегаются так, как в Ту-154.
4
Итак, перед нами кабина Боинга 737NG (Next Generation, "следующее поколение", вроде как, ага). А что это значит? Прааавильно, садись, пять.
Унифицированная "стеклянная" кабина, как на всех новых Боингах. То есть с известной долей упрощения можно сказать, что такую же картину мы увидим и в 747, 757, да и в 777, что уж там. В основе концепции - шесть многофункциональных EFIS-дисплеев, на которых и отображается бОльшая часть всей необходимой полетной информации.
Никаких тебе православных стрелочных приборов, ужасужас.
Для упрощения задачи разделим, как и положено, все это световое безобразие на сектора:
то что самое сверху - потолочная, как ни странно, или overhead-панель
Далее, сверху-вниз:
Козырек (здесь живет пульт управления автопилотом)
Там, где два экрана слева и два экрана справа - приборные доски КВС и второго пилота, соответственно. Один из экранов есть авиагоризонт с расширенным функционалом, второй - навигационный дисплей, здесь отображается план полета, отметки от TCAS, информация с радара и куча всего еще.
Между ними - центральная панель приборов, на основном ее дисплее видим информацию о работе двигателей
Все что ниже - центральный пульт ( РУДы, механизация, маршрутный компьютер, радиостанция...)
5
Глянем для приличия на потолочную overhead панель.
Детализация фото никакая, посему рассказывать ху-из-ху не стану, ежели вкратце, то все стандартно, расположены здесь органы управления системами самолета: световым оборудованием (ближняя к стеклу панель), климатическими системами (давление/температура кабины/салона), обогревы, указатели температур топлива и масла, ВСУ, генераторы и тому подобные нужные штуки. Для страждущих очень подробно оверхед панель (да и не только она, а вся кабина, Б737 "классики" разобрана в
посте уважаемого
lx_photos, кому интересно - велкам туда).
6
Ну и опустимся с небес на землю
7
MCDU - вводное устройство полетного компьютера. Через них задается маршрут полета, полетные данные самолета и тестируются какие-то системы еще, насколько я знаю.
На фото видно, что пунктом назначения указана полоса 14R Домодедово
8
Большая часть верхней панели-козырька отведена автопилоту
9
10
На переднем плане в тени притаилась ручка выпуска-уборки шасси. На "классике" она связана напрямую с гидравлическим краном, хардкор короче.
На Next Generation Боингах может и на электронику завязали, не знаю.
Под ручкой наблюдаем памятку приборных скоростей к выпуску шасси и закрылков.
11
Никакой самолет никуда и никогда не полетит без часов
12
Главенствующие позиции на центральном пульте занимает сложносочиненный орган управления двигателями и механизацией.
РУДы объединены с рычагами управления реверсом - РУРами.
Три тумблера-кирпичика внизу у основания колонки - управление системой пожаротушения, слева направо: первый двигатель - ВСУ - второй двигатель.
Вытягиваем вверх - перекрывается топливопровод, гидромагистраль, отключается электропитание. Поворачиваем - срабатывает баллон пожаротушения.
13
За РУДами, чуть дальше видим две рукоятки, слева - спойлеры (speed brakes), справа - закрылки (flaps)
14
15
По бокам управляющей колонки расположены диски триммера стабилизатора, слева также видим стояночный тормоз
16
В торцах рукояток есть маленькие кнопочки отключения автомата тяги
17
Ниже на пьедестале видим пульты управления бортовой радиостанцией (блоки слева-справа, с цифровой индикацией), между ними чего за безобразие я не в курсе, но где-то здесь должен быть пультик управления TCAS. Ниже слева пульт управления аудиоустройствами (да-да, когда вы сели в самолет и КВС по громкой связи говорит "Уважаемые пассажиры, говорит командир, я рад приветствовать Вас...", он явно здесь чего-то понажимал :)
Ну и совсем внизу блок управления триммированием, и в правом нижнем углу - управление замком двери кабины, чтоб не шастал кто попало.
18
19
Прежде чем перейти в кабину Эрбаса, рекомендую (ежели не видели еще) посмотреть видео Алексея
letchikleha Кочемасова о подготовке к полету B737NG, вы получите ответы на ряд наверняка возникших по ходу вопросов.
Видео, кстати, снималось на этом самом тренажере :)
Click to view
20
21
Заглянем?
22
Кабина Эрбаса более аскетична, нежели у Боинга, немного более просторна, и, субъективно, менее уютна
Компоновка в целом не отличается от компоновки Боинга:
- оверхед панель так же отвечает за системы самолета,
- на козырьке приборной панели располагается управление автопилотом,
- панели КВС и второго представляют собой по два multifinctional дисплея с каждой стороны,
- основа центральной панели - два дисплея: верхний - информация по двигателям, нижний - состояние систем самолета. На кажый из дисплеев можно вызывать различные окна, и переключаясь между ними, посмотреть, например, состояние топливной системы, температуру в разных частях самолета и за бортом, работу системы кондиционирования и т.д.
- на "пьедестале" видим панели задатчика компьютера MCDU, радиостанцию, РУДы, закрылки, спойлеры, и еще кой-чего по мелочи
23
Очевидно, что штурвала здесь нет и никогда не будет. Эрбасы, если кто вдруг не знает, управляются сайдстиком под левую руку у КВС и под правую, соответственно, у второго пилота. Хорошо это или плохо, лучше спросить у пилотов, но пока вроде никто не жаловался, тем более что преимущества концепции налицо - места больше, приборы ничто не загораживает, ну и конечно фирменный Эрбасовский выдвижной столик, горячо любимый экипажами.
Загогулина за сайдстиком - ручка управления передней стойкой на рулении
24
Управление дисплеями центральной панели осуществляется вот с этого блока на центральном пульте. Слева и справа видим MCDU
25
На отдельные ручки в дальней части пульта (ближе нам) вынесено управление спойлерами (слева) и закрылками (справа)
26
27
Верхняя половина пульта нам уже знакома. Ниже, почетное место традиционно занимает колонка с совмещенными РУД/РУР, как и у Боинга есть черно-белый диски перекладки стабилизатора. Слева и справа от колонки располагаются панели радиостанции и управления аудиоустройствами
28
Запуск двигателей
29
MCDU на Эрбасах гораздо более функциональны, нежели на Боинге.
Фактически, все общения человека с самолетом ведется именно через эти устройства.
Да, часы здесь тоже в наличии, видим их над экраном компа
30
Поднимаем взгляд выше..еще выше..видим overhead
31
Субъективно, опять же, но мне оверхед Эрбаса показался гораздо более "читаемым", нежели в Боинге.
Вся панель строго разделена на сектора световой индикацией.
В Боинге наиболее важные пульты окрашены в светло-серый цвет
В левом и правом модулях расположены элементы управления кучей систем и блоков: обогревы, сигнализации..
О панелях центрального блока расскажу ниже, разве что здесь не попала в кадр панель пожаротушения, ее краешек виден вверху кадра.
32
Управление гидросистемами (ближе) и топливной системой (дальше).
На фото не видно, но под надписью RAT MAN ON расположен красный защитный колпачок, а под ним - кнопка выпуска знаменитого Эрбасовского аварийного ветрогенератора.
33
Управление электропитанием
34
Кондиционирование воздуха
35
Управление световым оборудованием, система поддержания внутрисалонного давления, противообледенение.
Ближайшая к нам крутилка (не в фокусе) - запуск вспомогательной силовой установки (ВСУ)
36
А вот так выглядит все хозяйство с места Командира.
37
38
39
Даже бортовой номер, как видите, имеется :) Он принадлежит реальному Airbus А320-214 "Аэрофлота".
Авиагоризонт на фото - резервный. Я правда думал всегда, что резервировать электронику лучше механикой, ну да инженерам виднее
40
Пока я по кабине ползаю с фотоаппаратом, борт томится на исполнительном, работа аэропорта парализована :)))
41
От себя добавлю, комплексы действительно выполнены на высочайшем уровне, единственное серьезное несоответствие с реальными кокпитами - отсутствие панелей автоматов защиты сети за креслами пилотов, что неудивительно, для целей тренажера они попросту не нужны.
TFT.aero предлагает множество программ полетов, как для новичков, так и для опытных пилотов. Впервые за штурвалом? Можно совершить простой рейс из Домодедово в Шереметьево, например. Хочется чего-нибудь посложнее? Тогда летим в Женеву, Франкфуркт, Нью-Йорк...при желании можно усложнить полет ливневым дождем, обледенением, боковым ветром..а еще ночные полеты,отказы двигателей, пожары, разгерметизации..вариантов - сотни! А чтобы лайнер не затерялся в бескрайнем небе, помогать Вам будет опытный второй пилот - действующий пилот Аэрофлота. В общем, если будете в Москве - рекомендую.
За гостеприимство и возможность еще чуть-чуть приоткрыть завесу удивительного мира гражданской авиации благодарю администрацию TFT.aero и лично - Наталью :)
Спасибо!