Позволю себе скопировать сюда (с минимальными правками) свой давний пост. В сообществе стало появляться много фотографий с небольших слетов сверхлегкой и легкой авиации. Это прекрасно! Как прекрасно и то, что гости таких слетов стали обращать внимание на дельталеты, лично мне открывшие дорогу в Небо. Но есть одна маленькая загвоздка - в терминологии. Что чем называть. Поэтому, в качестве занудства, позволю себе небольшой ликбез.
Вообще-то, с терминологией не мешало разобраться уже давно. Что делать, если даже в среде авиаторов нет единого мнения насчет того, что подразумевать под каждым из этих слов?
Хотя и на аэродроме вы можете услышать как дельталет называют дельтапланом и мотодельтапланом, наиболее правильное разделение будет вот таким (см. книгу Клименко А. П., Никитин И. В. «Мотодельтапланы: проектирование и теория полета»):
Дельталёт. Это как раз то, на чем «летал» Путин.
Это аппарат с корпусом (с обтекателем или без него), мотором, снабженным толкающим винтом и управляющийся крылом, аналогично крылу дельтаплана (но крыло дельталета имеет большую площадь - ведь ему приходится таскать больший вес). Бывают одно- двух- реже трехместные дельталеты, с расположением типа «тандем» (пилот и пассажир сидят друг за другом) или «парта» (соответственно, тут сидят рядом). Подавляющее большинство дельталетов имеют трехколесное шасси (зимой вместо колес ставятся лыжи), для полетов с воды дельталёты могут снабжаться поплавками. Иногда можно увидеть дельталет, у которого вместо колесного модуля стоит корпус, напоминающий лодку. Такой дельталет предназначен только для полетов с воды. Остальные различия слишком специфичны, их можно узнать из интернета и покрутившись среди авиаторов.
Мотодельтаплан. Обратите внимание на пропеллер сзади.
Это дельтаплан, снабженный небольшим моторчиком, позволяющим ему подняться в воздух и набрать высоту там, где нет гор, с которых можно просто прыгнуть. Кстати, Анжелло де Арриго, итальянец, который первым у нас в стране по приглашению биологов из МГУ провел стаю стерхов на зимний перелет (!), летел именно на мотодельтаплане, а не на дельталете. Объяснял он это тем, что мотодельтаплан позволяет максимально приблизиться к реальному птичьему полету, ведь большие птицы не постоянно машут крыльями, а только до того момента, как взлетят и найдут удобный восходящий поток, с помощью которого смогут набрать высоту, а потом, не тратя энергии, просто планировать вниз и вперед до следующего потока. Природа не глупа, птички ленивы и предпочитают не махать крыльями, а передвигаться на халяву. Чему и нам следует поучиться ;).
Ближайшим аналогом мотодельтаплана в мире самолетов является мотопланер.
Дельтаплан. Собственно, это родоначальник и дельталета и мотодельтаплана.
Тут, полагаю, объяснять не надо - что такое дельтаплан, все себе представляют достаточно хорошо. Стартовать на дельтаплане можно прыгнув с горы, либо будучи затянутым вверх с помощью лебедки, небольшого самолета или дельталета. В этих случаях, дельтапланерист стартует с небольшой тележки на трех колесиках, которая остается на земле сразу после взлета.
Вот такой небольшой ликбез :). Не путайтесь и летайте с удовольствием :).