26 июня 1944 года - черный понедельник словацких истребителей

Aug 13, 2013 10:33

Оригинал взят у avianikitoss в 26 июня 1944 года - черный понедельник словацких истребителей
15 марта 1939 года, после разделения Чехословакии и аннексии Богемии и Моравии нацистской Германией, Словакия получила независимость. Независимость в целом относительную, поскольку она стала страной-сателлитом Третьего Рейха, который своим могуществом повлиял на стремление страны следовать его успешной агрессивной политике. Страна постоянно принимала участие во Второй мировой войне, начиная с польской кампании и вплоть до сентября 1944 года. 26 июня 1944 года, когда Словакия за один день потеряла семь Мессершмиттов 109 G-6, альянсу с нацистской Германией пришел конец.




Словацкая авиация появилась на свет благодаря передаче ей третьего авиаполка ВВС Чехословакии, располагавшегося на ее территории. Матчасть составляли исключительно чешские самолеты, такие как Avia B-534, Letov S-328, а также Praga E-241.







Польская кампания не продемонстрировала в достаточной мере все слабости совсем молодой Slovenske Vzdusne Zbrane (SVZ, ВВС Словакии). Необходимо было дождаться первых недель операции Барбаросса, чтобы правительство Словакии отозвало свои самолеты и попросило помощи своего союзника. Немцы перевели 13 Letka (эскадрилью) ВВС Словакии в Данию, в Karup-Grove, для ознакомления с Мессершмиттами 109Е. В начале августа эта стажировка была завершена, и пилоты, возвращаясь, забрали с собой порядка пятнадцати машин с большим количеством часов налета. Несмотря на протесты словацкого правительства самолеты прибыли в Piestany 6 августа 1942 года. К концу октября 13 Letka направляется на фронт в Крым. Словацкое подразделение входит в состав II Группы JG 52 и получает наименование 13(Slowakei)/JG 52.
Словаки довольно быстро начинают одерживать свои первые победы, и немцы принимают решение предоставить им более мощные самолеты, для начала 109 F-2 и F-4, а затем, весной 1943 года, G-2 и G-4. Некоторые из словацких пилотов на равных соревновались с немецкими «экспертами». Так, Jan Reznak имел 32 победы, Izidor Kovarik - 28 побед, а Jan Gerthofer - 23 победы. Смена этих пилотов произошла в конце июня 1943 года.
Несмотря на все одержанные на восточном фронте успехи, включая 211 побед, одержанных с начала боев по начало 1943 года, подразделение было довольно своим возвращением в Piestany.

Новая немецкая просьба

13 Letka, вернувшаяся на своих старых Мессершмиттах, состояла из 2-х Bf-109E-1B, 1 Bf-109E-2, 1 Bf-109E-3, 6 Bf-109E-4, 1 Bf-109E-7 Trop, 2-х Avia B-534, 1 Bk-534; в это самое время союзнические 15 Air Force начали свои грандиозные рейды на центральную. Европу. 13 Letka было, таким образом, поручено оборонять Братиславу и военные заводы на западе Словакии. Тогда же национальное министерство обороны Словакии заключает с Германией контракт на поставку Bf-109G-6, осуществляемую в рамках программы “Eiche”, программы поставки немецких вооружений Словакии на общую сумму в 700 млн крон.




В соответствии с первым контрактом от 13 января 1944 года были поставлены 9 истребителей, второй контракт, подписанный 17 февраля, включал 6 новых самолетов Bf-109G-6, третий, от 3 марта - 8 двигателей DB 605A-1 и запчасти.
Самолеты прибыли в Piestany в количестве 14-ти экземпляров, пятнадцатый не долетел из-за неполадок с двигателем. На самом деле из летной тетради следует, что первоначально из Augsburg прибыло 16 самолетов.
13 Letka переименовывается в тревожную эскадрилью и официально вступила в строй 13 января 1944 года, имея в своем составе 18 пилотов во главе с надпоручиком (nadporucik (lieutenant)) Vladimir Krisko. Это соединение становится неотъемлемой частью Reichsverteidigung (Защита территории Рейха), которой командовал jagdfuhrer Ostmark, в подчинении которого находились также II./LG 27, I./JG 302, II/ZG 1, JG 108, II./NJG 10, а также 101-я истребительная группа «Пума» из состава ВВС Венгрии.




Специальные тренировки вылетов по тревоге словацкие пилоты проходили в основном на старых «Эмилях». Инциденты не заставили себя долго ждать - 13 марта словацкая «рота» (“rotte” (пара)) взлетела в 11.49. Два Bf-109E, пилотируемые Rotnik (Rtk, Sergent - chef) Frantisek Hanovec и Rudolf Bozik. Задачей пары было патрулирование вдоль южной границы. В какой-то момент они заметили двухмоторный самолет, идентифицированный ими как Bf-110G. Идентификация была корректна, но когда два самолета отдалились, задний стрелок открыл огонь. Нервы Rtk Bozik не выдержали, и он атаковал немецкий двухмоторник, в результате чего Lt Meilinger был смертельно ранен, а стрелок выпрыгнул с парашютом. Bf-110G из II./ZG1 разбился на берегу Дуная в 12.30. По возвращении на базу словацкий пилот заявил о сбитии одного B-24.
Со своей стороны стрелок Мессершмитта в рапорте отметил, что самолет был атакован парой P-51 (Эмили, как и Мустанги, имели крылья с прямоугольными законцовками). Rudolf Bozik даже получил за этот бой благодарность от командующего ВВС Словакии, генерала Alojz Ballay.
Начиная с апреля рейды союзнических 15 Air Force становятся все более и более интенсивными. Целями американцев был треугольник Вена - Братислава - Будапешт, а с появлением Мустангов из 31 Fighter Group бомбардировщики получили прикрытие на всем протяжении полета до цели и обратно. В мае 15 Air Force выполнили в небе над Румынией первую миссию с использованием более 1000 самолетов (12 мая - 1143 машины). В июне рейды на Вену и Братиславу повторились.






В это время Национальное министерство обороны Словакии готовит свои войска к предполагаемому захвату страны Вермахтом. Тревожные эскадрильи получили секретный приказ генерала Catlos, министра обороны, который говорил о невмешательстве в сражения с американцами и сохранении полной боеготовности подразделения. С другой стороны, давление Deutsch Luftwaffenmission in der Slowakei все усиливалось, и запросы немцев на более интенсивную помощь словаков в борьбе с американскими рейдами поступали все более настойчиво…

14 июня 1944

Цель бомбардировщиков находилась в Венгрии. В 10.40 восемь словацких Густавов пошлина взлет. Подразделение не делало ничего, кроме «эскортирования» «коробок» 15 Air Force над венгерской территорией до границы с Югославией. Во время этой миссии Rtk Stefan Ocvirk потерял ориентировку и по причине нехватки топлива вынужден был посадить свой Bf-109G-6 (WN 161718) на аэродром Budabest. Во второй половине этого дня во время перелета между Piestany и Spisska Nova, Rtk Karol Geletko на Bf-109G-6 (WN 161735) совершил вынужденную посадку.

16 июня 1944

В этот день задачей B-24 и B-17 из 15 Air Force была бомбардировка нефтепереабатывающего завода недалеко от Братиславы. Этот НПЗ был крупнейшим нефтеперерабатывающим центром восточной Европы, за исключением Румынии..
Бомбардировщики из 47 Bomber Wing в количестве 658 машин сопровождались эскортом из 290 истребителей, когда были атакованы Густавами из I./JG302, Bf-110G-2 из II./ZG1 и Me-410 из I. и II./ZG76. Только что вступивший в должность командующий 8 Jagddivision Gotthard Handrick связался с оперативным дежурным генерального штаба в Вене и запросил подкрепление.
Мессершмитты из венгерской «Пумы», а также из I./JG300, вступили в бой совместно в Юнкерсами Ju-88, оснащенными ракетными установками. Но где же словаки? 6 Bf-109G-6 взлетели в 9.20, и наблюдали грандиознейшую битву над Балатоном и Братиславой со стороны. Они находились там и тогда, когда различные бомбардировщики четырьмя успешными волнами сбросили на цель 639 тонн бомб в период между 10.12 и 10.21.
Союзники понесли серьезные потери - 2 В-17, 12 В-24, один из которых сбит таранным ударом Мессершмитта, 7 Р-38 и один Р-51. Что касается немцев, то они потеряли четыре Bf-109G-6, один Bf-110G-2, и пять Me-410. Гражданское население также заплатило большую плату - 132 мирных жителя было убито. Для немцев это было слишком, и полковник (oberst) Dietrich Mene совместно с Ignacius Weh из Deutsch Luftwaffenmission in der Slowakei созвали словацкое командование и обвинили в трусости. Командующий второй тревожной эскадрильи надпоручик (nadporucik) Juraj Puskar, оскорбленный таким обвинением, заявил что покажет, как умеют драться словаки.

26 июня 1944




В этот день у словаков появилась возможность смыть с себя позор. Около 850 бомбардировщиков и истребителей шли в район Вены. Со своей стороны Gotthard Handrick собрал по меньшей мере 203 немецких самолета. Лейтенант Puskar во время короткого разговора с пилотами заявил, что сегодня они должны атаковать, но всего лишь один раз, и после этого вернуться. Затем он формирует “rotten” (пары): он сам (Puskar) на белой «3» (№161720) с ведомым Ocvirk на белой «5» (№161741), Stauder на белой «2» (№161728) с ведомым Jambor на белой «4» (№161723), Lang на белой «10» (№161713) с Geletko на белой «8» (№161718) и последняя пара Zelenak на белой «6» (№161717) и его ведомый Bozik на белой «7» (№161742). Восемь Густавов из тревожной эскадрильи взлетают в 8.40, последняя пара при этом задерживается из-за проблем с двигателем у белой «6» zastavnik Zelenak. Когда взлетела последняя пара, лейтенант Puskar находился уже на 4000 метров. Через некоторое время после этого соединение, летящее на высоте 7800 метров замечает «коробки», идущие на 6000 - 7000 метрах, тогда как американские истребители находились выше. Puskar приказывает пилотам сбросить подвесные баки и перейти в атаку. Это были его последние слова. Он выпускает длинную очередь по Либерейтору из 459-го BG и повреждает его. В этот момент на него наваливается эскорт - Мустанги из 52-й Fighter Group и Лайтнинги из 82 FG. Это был конец.






Ведомый Puskar, Osvirk на белой «5» был атакован парой Р-51, у него было повреждено крыло, но несмотря на это ему удалось удержать самолет от штопора и посадить его на брюхо, поскольку гидросистема также была выведена из строя. Он видел, как его ведущий, Puskar, дрался с тремя Р-51, получил несколько прямых попаданий, загорелся и врезался в землю у Horne Lovcice.
Белая «2» adjudant Stauder получила попадание в радиатор, мотор загорелся, но пилот смог сбить пламя при помощи крутого пике. Он смог посадить свою машину на брюхо в 9.47 в Ivanka Pri Dunaji, обстреливаемый парой Мустангов. Ведомый Stauder смог повредить один В-24, но его белый «4» был расстрелян Р-51. Пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом, но он не раскрылся. Пилот погиб в районе между Hubice и Stvtok. Это подтверждается сообщениями других пилотов этого соединения, но официальный рапорт упоминает также о словах брата Jambor, якобы видевшего, что американские пилоты расстреливали спускающегося на вполне нормально открывшемся парашюте летчика…
Zastavnik Gustav Lang атакует одиночный B-24 (H-10, No 41-28674), замыкающий строй бомбардировщиков, и сбивает его. Однако чуть позже его белый «10» попадает под длинную очередь Лайтнинга. Bf-109 загорается, но пилот, несмотря на серьезные ранения, сажает свой самолет, и умирает по дороге в госпиталь. Ведомый Lang, sergent chef Geletko смог оторваться от своих преследователей благодаря крутому пике. Белая «8» станет единственным Густавом, который без повреждений вернется на базу в Piestany в 10.00.
Что касается Zelenak, то непосредственно перед атакой двигатель его белой «6» снова начал чудить. Пилот пристально рассматривал приборную доску своего самолета, а потому не заметил приближавшийся к нему B-24, поврежденный Lang. Затем он скажет, что хорошо различил экипаж бомбардировщика, уже приготовившийся к прыжку. Как только экипаж бомбардировщика покинул самолет, появились три Р-38, а вскоре и еще девять.
Он пытался оторваться, пользуясь большим количеством преследователей, которые мешали друг другу. Zelenak смог достичь аэродрома Piestany, но с первого раза приземлиться не удалось, поскольку полоса была короткой. Он пытался сделать второй заход, но в этот момент его поразила очередь P-38. Кабина летчика оказалась разбита, и самолет на большой скорости сел на брюхо в 9.30. Тяжело раненный в голову и руки, пилот был вытащен из кабины словацким асом Jan Reznak, который уступил ему свой самолет непосредственно перед вылетом по просьбе Puskar. Rtk Bozik возвращался на свою базу, когда заметил снижающийся B-17, один из двигателей которого оставлял заметный белый след.
В тот момент, когда он приступал к атаке, его настигли Мустанги. Несмотря на полученные повреждения крыла ему удалось оторваться от преследователей путем крутого пикирования, после чего он десяток минут безуспешно пытался приземлиться из за нависших над аэродромом Лайтнингов. Удалось ему это в 9.50, после чего в 12.55 он вылетел на Praga E-241 чтобы оказать помощь Stauder, зажатому в своем сбитом ранее белом «2».
Тревожной эскадрильи больше не существовало. 5 Bf 109 G-6 были сбиты, 2 повреждены. 3 пилота погибли, четвертый был серьезно ранен. Но с другой стороны подразделение сбило один В-24 и повредило 2 В-24 и один В-17.
Это сражение было одним из самых кровопролитных за всю историю противостояния между Рейхом и 15-м Air Force. Союзники потеряли в этих битвах 34 Либерейтора, 3 Крепости, 2 Лайтнинга, 2 Тандерболта и 2 Мустанга. Люфтваффе потеряло 5 Bf-109, 3 FW-190, 4 Bf-110 и 13 Me-410, венгерские «Пумы» потеряли 3 Bf-109, а словаки 7 Мессершмиттов. Словакам удалось восстановить свое имя, хотя через совсем небольшое время они вступят в войну со своими вчерашними союзниками…




ТАБЛИЦА СЕРИЙНЫХ НОМЕРОВ

Werk № Номер Пилот - Состояние
161701 Piestany 29.08.44
161713 10 Lang, разбит 26.06.44
161717 6 Zelenak, поврежден 26.06.44
161718 8 Geletko, без повреждений 26.06.44
161720 3 Puskar, разбит 26.06.44
161721 Piestany 29.08.44
161722 1 Geletko, поврежден 03.08.44
161723 4 Jambor, разбит 26.06.44
161724 Haluzicky, разбит 28.03.44
161725 Tri Duby 10.09.44
161728 2 Stauder, поврежден 26.06.44
161731 Piestany 29.08.44
161735 Geletko, разбит 14.06.44
161741 5 Ocvirk, поврежден 26.06.44
161742 7 Bozik, разбит 24.10.44
161779 Piestany, 29.08.44

Bohumir Kudlicka, Many Souffan
Перевод Никиты Донцова

Previous post Next post
Up